Штурмовки обычно проводились пушечными истребителями И-16. И-153 выполняли бомбометание с пикирования, а И-16 тип 24 включались в состав прикрывающих групп. Особо удачными были налёты на конные колонны - обезумевшие лошади наскакивали друг на друга, сваливали повозки и орудия на конной тяге под откосы. Чаще всего командирами штурмовых групп летали капитаны П. К. Чистяков и А. А. Привезенцев. Порой выполнялось до десяти боевых вылетов за день. В одном вылете - по два-четыре захода на цель.
Как отмечено выше, полк входил в состав 31-й смешанной авиадивизии. Что представляла собой эта дивизия? Два полка: 29-й Краснознамённый иап и 37-й скоростной бап. 37-й полк нёс высокие и неоправданные потери, так как самолёты СБ действовали без прикрытия истребителей. Так, 30 августа из пяти СБ с боевого задания не вернулся ни один бомбардировщик - все были сбиты истребителями противника. С 1 сентября фактически боевой силой 31-й сад являлся только один 29-й Краснознамённый иап, который действовал в интересах сразу двух сухопутных армий - 22-й и 29-й.
Место падения сбитых лётчиками полка самолётов противника, 12.07-22.07.1941
Капитан А. Л. Тормозов
В первые дни сентября полк снова перебазировался. Штаб полка разместился в местечке Селы Нелидовского района Калининской армии, 1-я АЭ (6 И-16 тип 17, 5 И-153 тип 34) перелетала на аэродром Липовка (Оленинский район Калининской области), 2-я АЭ (7 И-16 тип 24) - на аэродром Селы, 3-я АЭ (5 И-16 тип 10) - на аэродром Липовка.
«3.9.41 года тов. Попов в составе трёх И-16 вылетел на разведку в район Андреаполь, Торопец, озеро Нодосно. Восточнее озера Вепукке разведчики вступили в бой с группой истребителей противника. После воздушного боя тов. Попов с боевого задания не вернулся».
Всего за полтора месяца, с 13 июля по 3 сентября старший лейтенант А. В. Попов выполнил 160 боевых вылетов (на разведку 39, на штурмовку 18, на сопровождение 17, на прикрытие наземных войск 61, на перехват самолётов противника 23), провёл 22 воздушных боя и сбил три самолёта противника лично и 11 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 г. Попову Александру Васильевичу посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
Вообще, интенсивность боевой работы лётчиков полка летом и осенью 1941 г. поражает. За два - три месяца многие пилоты сделали боевых вылетов больше, чем иные асы за всю войну.
«Тов. Хитрин за период участия в Отечественной войне с 13.7.41 по 18.10.41 года проявил себя храбрым стойким и мужественным лётчиком-истребителем. За этот период времени он произвёл 243 боевых вылета. Из них на разведку - 107, на штурмовку - 46, на сопровождение - 14, на прикрытие наземных войск - 76. Провёл 24 воздушных боя. Сбил лично 1 и в паре 6 самолётов противника.
18.10.41 г. товарищ Хитрин в составе пары на самолётах И-153 вылетел на разведку войск противника южнее города Калинина. При возвращении с задания полет производил на Н=5-20 метров. В районе дер. Селище врезался в тригонометрическую вышку. Самолёт разбит, лётчик погиб».
Василий Алексеевич Хитрин пришёл в 29-й полк в июле 1936 г. младшим лётчиком, в 1940 г. стал командиром звена. Через четыре дня после трагической гибели Указом Президиума ВС СССР от 22 октября 1941 г. старшему лейтенанту В. А. Хитрину присвоено звание Герой Советского Союза.
Указом от 22 октября звание Героя было присвоено сразу пяти лётчикам 29-го иап: лейтенанту Дудину Николаю Максимовичу, лейтенанту Мигунову Василию Васильевичу, старшему лейтенанту Муравицкому Луке Захаровичу, младшему лейтенанту Попову Александру Васильевичу, старшему лейтенанту Хитрину Василию Алексеевичу.
22 сентября 1941 г. в город Тихвин в распоряжение командира 127-го иап была откомандирована эскадрилья капитана Привезенцева (3 И-16 тип 17, 4 И-16 тип 10 и 3 И-16 тип 24). В этот же день группа лётчиков полка убыла в Москву для получения новой мат-части. От полка на аэродроме Липовка осталось восемь лётчиков и 11 истребителей: 2 И-16 тип 17, 5 И-153 тип 34, 3 И-16 тип 24 и 1 И-16 тип 10. Выполнялись полёты на сопровождение самолётов Ил-2 из 198-го штурмового авиаполка. Истребители также самостоятельно штурмовали войска противника и переправы в районе Чижово, Ивашково, Заболотье, Белый, Борки, Починок. Истребители прикрывали наземные войска в южных районах Калининской и на севере Смоленской области, а также аэродромы базирования ВВС Калининского фронта Липовка и Селы. В воздушных боях было сбито 15 самолётов противника - 9 ХЕ-111, 3 МЕ-109, 2 МЕ-110, 1 Ю-88, 1 ФОККЕ-ВУЛЬФ.
Старший лейтенант Волошин, старший лейтенант Хитрин и младший лейтенант Мигунов 1 октября выполняли боевую задачу по разведке районе Сафоново, Морзино, Жабоедово. Здесь под прикрытием зенитной артиллерии и истребителей сосредотачивалась крупная группировка войск противника, велась подготовка наступления на Ржев и Белый. Лётчики за день сделали по пять - шесть вылетов на полный радиус самолётов. Выполняя разведку, одновременно проводилась штурмовка наземных войск. 2 октября капитан Тормозов и младший лейтенант Чмыхун вели разведку в районе Сафоново, на обратном маршруте они встретили группу самолётов противника из шести Ju-88 и восьми Bf. 109. . Пара И-16 первой атаковала противника. Строй немецких самолётов рассыпался на группы по три - четыре самолёта, которые прекратили выполнение задания, сбросив бомбы в лес и болото. В результате воздушного боя был сбит один Ju-88, самолёты Тормозова и Чмыхуна получили до 10 прямых попаданий пуль и снарядов, но благополучно выполнили посадку на своём аэродроме. Практически все вылеты на разведку сопровождались воздушными боями. Так 5 октября в двух полётах на разведку Hs.126 и Bf. 109 сбил младший лейтенант Гребенев, старший лейтенант Хитрин сбил один Bf. 109; истребителями противника был сбит самолёт младшего лейтенанта Чмыхуна, лётчик погиб.
Со 2 по 5 октября, когда противник прорвал фронт и начал наступление на Москву, было выполнено 100 самолётовылетов на штурмовку колонн вражеских войск группами по пять - шесть истребителей. Два лётчика не вернулись с боевых заданий, один разбился при полете на малой высоте в сложных метеоусловиях. Потери в самолётах составили: 3 И-16 тип 17, пять И-16 тип 24, один И-153 тип 34. Большей частью самолёты были сбиты огнём ЗА.
Лётчики полка у Гвардейского знамени
Знамя 1-го гв. полка
Отправка самолётом У-2 в госпиталь В. И. Клименко, аэродром Сукромля, 1942 г.
7 октября штаб полка и сводная эскадрилья (единственная в полку) составом 3 И-153, 2 И-1 6 тип 24, 1 И-16 тип 10, 1 И-16 тип 17 перебазировались на аэродром Климово (район Старицы), 12 октября - в Солнечногорск, а 14 октября - на аэродром Дядьково, Дмитровского района Московской области. Полк оставался в оперативном подчинении 31-й сад и выполнял задания командования Западного фронта по сопровождению Ил-2 и штурмовки войск противника в районах населённых пунктов Ильинское, Волоколамск, ж.-д. станция Волоколамск, Дубосеково, Суворово, Микулино Городище. Выполнялась разведка в районах Белый, Ржев, Пено, Волговерховье, Старица, Калинин, Клин, Волоколамск, Ярополец, Теряева Слобода, Княжьи Горы, Шаховская, Лотошино, Погорелое Городище. Разведка в районе городов Белый и Ржев выполнялась по заданию Главного Командования Красной Армии.
27 октября капитан А. А. Тормозов, младшие лейтенанты В. И. Мотылёв и АД Гребнев, возвращаясь с разведки, завязали воздушный бой с пятёркой Bf. 109. Пятёрка «мессеров» разделилась на тройку и пару. Тройку атаковал капитан Тормозов, сбивший один истребитель в первой атаке, ещё один Bf. 109 из этой группы уничтожил младший лейтенант Мотылёв. Третий «мессер» вышел из боя. Горючее у наших истребителей было на исходе. Тормозов выполнил посадку на аэродроме Икша, Мотылёв дотянул до Дядьково. Младший лейтенант Гребенев один вёл бой с парой «мессеров», оттягивая их к аэродрому Клин. В 10 км юго-западнее Клина он сбил один Bf.109, но на выходе из пикирования был атакован вторым немецким истребителем. На самолёте Гребенева были повреждены рули, перебита подвесная система парашюта, самолёт сорвался в штопор. Опытнейший пилот с довоенным стажем сумел вывести машину в горизонтальный полет на высоте всего 20 - 30 м от земли и с полувыпущенными шасси произвести посадку на аэродроме Клин. Истребитель оказался буквально изрешечён пулями и снарядами - перебиты тросы управления, снаряд попал в мотор, в нескольких местах насквозь пробит фюзеляж, зато лётчик не получил даже царапины. Самолёт отправили в заводской ремонт.
С 13 июля по ноябрь 1941 г. лётчики полка выполнили 4139 боевых вылетов, провели 385 воздушных боев, в которых было сбито 67 самолётов противника. Потери полка составили 17 самолётов, 13 лётчиков, два техника. Лётчики мл. лейтенант Муровицкий и лейтенант Дудин сбили по самолёту противника тараном. С 13 июля по 22 октября 1941 г. старший лейтенант Л. З. Муровицкий выполнил 109 боевых вылетов, в том числе 22 на разведку, десять на штурмовку, 15 на сопровождение, 62 на прикрытие наземных войск; провёл 13 воздушных боев, в которых сбил лично семь и в паре пять самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 •сентября 1941 г. старшему лейтенанту Муровицкому присвоено звание Герой Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 ноября 1941 г. за отличную боевую работу в боях с германским фашизмом, за образцы мужества и героизма личного состава полка, в результате чего полк произвёл 3200 боевых вылетов, в воздушных боях было сбито 47 самолётов противника, полк награждён орденом Ленина».
К середине ноября в полку оставалось всего пять самолётов, требовалось пополнение в людях. Личный состав полка на тот момент состоял из командира, военкома, начальника штаба, шести лётчиков и 87 человек инженерно-технической службы. 16 ноября было получено телеграфное распоряжение убыть в г. Кадников (Вологда) для перевооружения на новую материальную часть, в 660-й БАО были сданы уцелевшие самолёты - два И-16 тип 24 и два И-153 тип 24.
Герои Советского Союза В. В. Мигунов и Н. М. Дудин с командиром полка подполковником А. П. Юдаковым
Истребители Як-7Б 1-го гв. иап
В Кадников люди прибыли по железной дороге 19 ноября, где приступил к изучению новой матчасти - американских истребителей Р-40. Из запасного полка на доукомплектование пришло 11 лётчиков. «Киттихауки» на вооружение полка так и не поступили: 27 ноября пришло телеграфное распоряжение об откомандировании полка в полном составе в г. Молотов (Пермь) для перевооружения на самолёты «Харрикейн».
В Молотов личный состав прибыл 8 декабря, Указ НКО от 6 декабря 1941 г. о преобразовании 29-го иап в 1-й гвардейский Краснознамённый и ордена Ленина истребительный авиационный полк застал лётчиков и техников в дороге.
С 10 по 15 декабря изучали мат-часть, а с 15 декабря 1941 г. по 10 января 1942 г. собирали самолёты. Всего было собрано 32 истребителя «Харрикейн». Лётный состав в количестве 22 человек вылетел на новом для себя типе. 8 января 1942 г. полк перешёл на новый штат 3-х эскадрильного состава:
- управление полка - 3 самолёта «Харрикейн»
- 1-я иаэ - 9 самолётов «Харрикейн»
- 2-я иаэ - 10 самолётов «Харрикейн»
- 3-я иаэ - 10 самолётов «Харрикейн»
С 10 по 15 января 1942 г. выполнялась разборка самолётов (снятие плоскостей крыла) и погрузка их на ж.-д. платформы. «С 8 декабря 1941 года по 15 января 1942 г. лётно-технический состав, находясь в городе Молотове, параллельно с работой сумел культурно отдохнуть и восстановить силы и здоровье».
27 января эшелон прибыл на станцию Чкаловская, на следующий день техники приступили к сборке самолётов, а 31 января по одному самолёту в каждом звене было подготовлено к полётам. Полк вошёл в состав 2-й запасной авиабригады, в составе которой оставался до марта месяца. Лётный состав получил задачу в кратчайший срок овладеть истребителем «Харрикейн» и налетать на нем по 8 -10 часов с упором на групповую слётанность и воздушно-стрелковую подготовку.
За период пребывания в Чкаловской ежедневно одна эскадрилья полка несла боевое дежурство в системе ПВО Москвы. Стоит отметить, что срок пребывания полка в Чкаловской высшим командованием изначально определён не был. Срок готовности полка установили лишь 21 февраля - 25 февраля 1942 г. С 25 февраля полк считался боеготовым, за исключением трёх самолётов, на которых требовалось заменить моторы. Не в полной мере были выполнены задачи воздушно-стрелковой подготовке по причине нехватки патронов к пулемётам Кольт-Браунинг. В ближайшее время на каждом самолёте предполагалось заменить британские пулемёты одной пушкой и двумя 12,7-мм пулемётами, дополнительно установить по шесть пусковых установок для РС-82 (судя по полковым документам, доработка произведена не была).
Подготовка лётчиков шла успешно, но с эксплуатацией самолётов возникли вполне предсказуемые сложности, как-то: незнание техниками особенностей эксплуатации самолёта и мотора в зимних условиях (тот ещё вопрос -знали английские механики об особенностях эксплуатации самолёта «Харрикейн» в условиях русской зимы?), нехватка запасных частей к моторам и самолётам, дефицит антифриза. Круглые сутки самолёты находились на аэродроме, техники прогревали моторы на самолётах каждые полтора -два часа, то есть техсостав находился на аэродроме так же, как и «Харрикейны» круглосуточно.
2 февраля на аэродроме Чкаловская в торжественной обстановке, у самолётов, полку было вручено Гвардейское Знамя. В феврале в Кремле состоялось вручение орденов лётчикам и техникам полка, а командир полка подполковник Юдаков получил из рук М. И. Калинина орден Ленина, которым был награждён полк. Старшему лейтенанту Мигунову были вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза, подполковнику Юдакову -орден Ленина. Семерых человек наградили орденом Боевого Красного Знамени, троих - орденом Красной Звезды.
10 марта по прямому проводу поступил приказ от командующего ВВС КА полку убыть в Действующую армию в ВВС Калининского фронта на аэродром Будово. Перебазирование выполнить не смогли из-за плохой погоды, а 12 марта «пункт назначения» изменили - аэродром Пречистая Каменка. В этот же день полк тремя эшелонами (28 истребителей «Харрикейн», три самолёта оставили в Чкаловской для замены моторов, один был потерян из-за пожара в полёте), следуя за самолётами-лидерами Пе-2, перелетел на фронт. На Ли-2 перебросили техсостав и оперативную группу. Запасные части, боекомплекты были отправлены из Чкаловской на автомобилях. Полк поступил в непосредственное подчинение командующего ВВС Калининского фронта. Лётчики полка действовали в интересах 30-й армии, прикрывали КП ВВС Калининского фронта и ж.-д. линию Торжок - Кувшиново - Селижарово - Соблаго - Пено - Осташков. Выполнялись полёты на сопровождение штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Пе-2.
За первую неделю боёв было сбито семь самолётов противника, в том числе три Bf.109. Два «Харрикейна» при выполнении заданий на сопровождение Ил-2 получили повреждения, а лётчики были ранены. 16 марта налётом авиации противника на аэродроме был сожжён один «Харрикейн», 18 марта десятка Ju-88 уничтожила в Пречистой Каменке ещё три «Харрикейна», три других истребителя получили повреждения.
В. И. Клименко после боевого вылета, в котором он сбил над Ржевом самолёт противника, 1942 г.
В. И. Клименко в кабине истребителя «Торговый работник»
В составе шести исправных самолётов «Хавррикейн» полк 18 марта перебазировался на аэродром Будово. 24 марта полк принял от 10-го иап четыре неисправных истребителя МиГ-3, 8 апреля - от 195-го иап ещё десять неисправных «Харрикейнов». Район боевых действия и выполняемые задачи не изменились - Пено, Кувшиново, Селижарово; сопровождение Ил-2 и Пе-2, прикрытие КП ВВС фронта и железной дороги.
31 марта в воздушном бою над станцией Ранцево в воздушном бою с превосходящими силами противника погиб командир звена гвардии старший лейтенант Герой Советского Союза Мигунов. Василий Васильевич Мигунов служил в 29-м иап с июня 1941 г. С 12 июля 1941 г. по 31 марта 1942 г. он выполнил 210 боевых вылетов, провёл 20 воздушных боёв и сбил в паре пять самолётов противника; звания Героя Советского Союза был удостоен Указом от 22 октября 1941 г. В том же бой был сбит «Харрикейн» гвардии младшего лейтенанта Соловьёва, лётчик остался в живых.
Ввиду плохого состояния аэродрома Будово полк 12-14 апреля перебазировался в Мигалово, перебазирование проходило по земле из-за плохой погоды. Самолёты со снятыми плоскостями перевозились на прицепе у автомашин. Исправных истребителей осталось совсем мало - три «Харрикейна» и два МиГ-3. Из Мигалово истребители сопровождали Пе-2, бомбившие Ржев, прикрывали части 30-й армии. 27 апреля четыре «Харрикейна» перелетели в Старую Торопу, где оставались до 1 мая, выполняя задачи в интересах 4-й ударной армии на прикрытие наших войск и разведку войск противника в районе Велижа.
30 апреля полк перебазировался на аэродром Горышино Ново-Торжского района Калининской области -четыре исправных «Харрикейна» и три МиГ-3, ещё три «Харрикейна» оставались в Старой Торопе. 5 мая ВВС Калининского фронта были преобразованы в 3-ю воздушную армию, а с 15 мая 1942 г. полк вошёл в подчинение 211-й смешанной авиадивизии (1-й гиап, 163-й шап, 6-й гшап, 128-й пбп).
С 12 марта по 10 июня 1942 г. полк выполнил 828 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боев, в которых было сбито 17 самолётов противника. Собственные потери матчасти следующие:
- уничтожено авиацией противника на аэродроме четыре самолёта «Харрикейн»
- сбито в воздушных боях два самолёта «Харрикейн»
- в авариях разбито три самолёта «Харрикейн» и один МиГ-3
В июле 1942 г. полк перевооружён истребителями Як-1, после чего в августе вошёл в состав 210-й истребительной авиадивизии. С июля по сентябрь 1942 г. полк на Калининском фронте с аэродрома Сукромля принимал участие в Ржевско-Зубцовской наступательной операции. За этот период было произведено 1056 боевых вылетов, проведено 160 воздушных боев, в которых сбито 54 самолёта противника. Потери полка составили 15 (14 - боевые потери) самолётов и десять лётчиков.
В боях отличился Иван Забегайло. 5 августа он в составе пятёрки Яков вылетел на прикрытие наземных войск. В районе цели группа вступила в бой с 12 истребителями противника. В завязавшемся воздушном бою было сбито четыре самолёта противника, все Яки вернулись на свой аэродром. Командир эскадрильи гвардии капитан Забегайло Указом Президиума ВС СССР от 5 мая 1943 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. Иван Забегайло принимал участие в боях с первого дня войны, с 22 июня 1941 г. по 1 июня 1943 г. он выполнил 326 боевых вылетов (150 на прикрытие войск и ж.-д. объектов, 121 на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 19 на штурмовку, 23 на перехват самолётов противника), провёл 99 воздушных боев, в которых лично сбил 16 самолётов (6 Ju-88, 1 Не-111, 1 Fw-190, 3 Bf.109) и шесть в группе (2 Bf-110, 3 Ju-88, 1 Bf.109).
Боевыми действиями полк способствовал успешному продвижению войск в районе Ржева. 29 августа полк вывели из состава действующих частей 3-й воздушной армии. Исправные самолёты были переданы в другие полки, неисправные восстанавливались в мастерских силами техсостава полка. 25 сентября полк перебазировался в Мигалово, где оставался на переформировании до октября. В ноябре 1942 г. полк перебазировался в Химки на аэродром завода № 301, где получил новенькие истребители Як-7Б постройки завода № 82. 6 ноября в торжественной обстановке полку передали семь (по другим данным десять) Як-7Б, построенных на средства торговых организаций Москвы; фюзеляжи самолётов украшали надписи: «Торговый работник». Ещё 32 Як-7Б в разобранном виде поступило в полк 17 ноября. В течение двух дней самолёты собрали, облёт выполнялся в Химках. 28 ноября полк убыл в Мигалово. К этому временив в полку произошло восемь лётных происшествий с самолётами Як-7Б, семь самолётов было разбито. На 4 декабря, дата возобновления полком боевых действий, в полку имелось 22 лётчика и 25 исправных самолётов (четыре Як-7Б остались на ремонте в Тушине).
С декабря 1942 г. по январь 1943 г. полк действовал в составе 209-й иад на Калининском фронте в районе Великих Лук с аэродрома Вилейки. За этот период было выполнено 115 боевых вылетов, в основном на прикрытие наземных войск; проведено три воздушных боя, в которых сбито пять самолётов противника, собственные потери составили четыре самолёта и один лётчик.
С января по март 1943 г. полк действовал на Волховском фронте. Произведён 461 боевой вылет, проведено 30 воздушных боев, в которых сбито 25 самолётов противника. Потери полка: самолётов - 21, лётчиков - девять, техник - один. В январе лётчики полка провели первые воздушные бои с Fw-190. Особого впечатления новейший германский истребитель на гвардейцев не произвёл. Первым сбил «фоккер» гвардии лейтенант Пантюхов. Как следует из описания воздушного боя, Пантюхов уверенно «сидел» на хвосте самолёта противника и на пикировании, и в наборе высоты - то ли первые Fw-190 по скорости пикирования не превосходили Як, то ли лётчик германский был неопытным. 14 января четвёрка Яков, прикрывая группу Ил-2, вступила в бой с восьмёркой Fw-190. Гвардии старший лейтенант Лаухин на пикировании сбил один истребитель противника, второго Fw-190 атакой снизу в лоб сбил гвардии младший лейтенант Сенченко. Наши самолёты потерь не имели.
Лётчик Тихонов перед боевым вылетом
Лётчики Молодчинин и Сенченко у истребителя МиГ-3, 1942 г.
За содействие сухопутным воскам в освобождении г. Красногвардейск (Гатчина) приказом НКО от 4 мая 1943 г. полку присвоено почётное наименование «Красногвардейский». По окончании боевых действий на Волховском фронте в полку оставалось 16 исправных самолётов Як-7Б, восемь из них было передано в 12-й иап.
В марте полк находился в Выдропужске (район Вышнего Волочка) на переформировании и доукомплектовании людьми и техникой, были получены новые самолёты Як-7Б, после чего в мае - июне 1943 г. действовал на Воронежском фронте с аэродрома Завальня в составе 7-й гвардейской и 209-й иад. За этот период было выполнено 227 боевых вылетов на прикрытие ж.-д. линий на участках Усмань - Воронеж - Старый Оскол. При выполнении вылета на перехват лётчик гвардии старший лейтенант Лаухиным на высоте 8000 м сбил разведчик Ju-88.
В конце мая полк, имея 30 самолётов Як-7Б, убыл на Юго-Западный фронт на аэродром Шопино. На новом месте базирования обнаружилось отслоение перкали почти на всех самолётах, у некоторых истребителей отслоилась ещё и фанерная обшивка. 15 самолётов перегнали на ремонт в Москву, остальные 15 истребителей ремонтировала на аэродроме Гравцево заводская бригада и техсостав полка. Ремонт завершили к 27 июня, после чего полк перебазировался на аэродром Железинки.
С июня по сентябрь 1943 г. полк в составе 7-й гвардейской Ржевской иад вёл боевые действия на Западном фронте по ликвидации Орловской группировки войск противника, (аэродромы базирования Живодовка Смоленской области, Афанасово Орловской области, Хотинец Смоленской области, другие полевые аэродромы). Лётчики полка выполнили 1073 боевых вылета, провели 52 воздушных боя, в которых сбили 96 самолётов противника. Собственные потери составили 15 самолётов, семеро лётчиков. За отличия в боевых действиях гвардии старшему лейтенанту Лаухину и гвардии капитану Молодчинину присвоено звание Герой Советского Союза.
14 июля лётчика полки провели пять групповых воздушных боев, самый крупный - вечером, между 18.00 и 18.30. Десятка Як-7Б во главе с гвардии капитаном Молодчининым прикрывала наземные войска в районе Ульяново, Дудоровский, Ягодное (в 60 км от аэродрома базирования). Группа завязала воздушный бой с 12 Fw-190, к которым вскоре подошло подкрепление -ещё шесть «фоккеров». В завязке боя в лобовых атаках по самолёту сбили гвардии капитан Молодчинин и гвардии капитан Ащаулов. Боевой порядок противника был нарушен. По ходу боя группа гвардии капитана Молодчинина сбила ещё шесть истребителей. По радио поступило сообщения с поста ВНОС о приближении группы из 20 бомбардировщиков Ju-88. Бой с Fw-190 продолжила сковывающая группа гвардии старшего лейтенанта Юркина, а ударная группа гвардии капитана Молодчинина атаковала бомбардировщики. Ведущий ударной группы первой атакой сбил Ju-88. Лётчики в первой атаке не ставили перед собой задачу обязательно сбить самолёты противника - огонь вёлся длинными очередями по всей группе с целью нарушить боевой порядок. Зато повторными атаками было сбито ещё шесть бомбардировщиков. Воздушный бой 14 июля 1943 г. стал самым результативным в истории полка - 17 сбитых самолётов противника без потерь со своей стороны. По одному Fw-190 и Ju-88 было записано на счёт лётчиков Молодчинина, Сенченко, Русакова, Григорьева и Ащаулова, по одному Fw-190 - лётчикам Московенко, Кикоть, Свиридову. Остальные победы засчитали как групповые.
Исключительный по накалу воздушный бой с четырьмя группами бомбардировщиков (до 95 Ju-87 и Ju-88) и восьмёркой Fw-190 провела 31 июля девятка гвардии майора Каинова. В результате воздушного боя было сбито семь Ju-87 без потерь со своей стороны. Полностью израсходовав боекомплект, гвардейцы были вынуждены выйти из боя.
24 августа 1943 г. полк выведен с фронта на укомплектование материальной частью. 2 сентября лётный состав самолётом Ли-2 доставили в Саратов для получения истребителей Як-1. Технический состав перебазировался на аэродром Железинки в 20 км северо-восточнее Сухиничей. В полку после сдачи матчасти осталось два Як-7Б, которые использовались для подготовки 12 молодых пилотов, прибывших в полк. 15 сентября тремя группами лётчики перегнали 30 Як-1 из Саратова в Железинки, а 12 октября полк убыл на фронт - на аэродром Кощотково.
Работа девушек-оружейниц на истребителе Як-1
С октября по декабрь 1943 г. полк действовал в составе 7-й гвардейской иад 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. За этот период выполнено 472 боевых вылета в районе Невеля в интересах 4-й ударной армии и 3-го гвардейского кавалерийского корпуса, проведено 19 воздушных боев, в которых было сбит 31 самолёт противника (24 Fw-190, 1 Fw-189, 3 Ju-87, 2 Bf.109, 1 Hs-126), потеряно 1 1 своих самолётов и восемь лётчиков.
В декабре 1943 г. полк выведен из боёв на укомплектование новой мат-частью. Новые Яки получали опять в Саратове. С 1 января по 30 марта 1944 г. большая часть технического состава полка находилась на аэродроме Нижняя Боярщина Понизовского района Смоленской области и занималась теоретическим изучением самолёта Як-1. Полк перешёл на новый штат 40-самолётного состава, на вооружение поступило 42 истребителя Як-1. С 1 апреля начались полёты на аэродроме Мещенки по плану учебно-боевой подготовки - в полк пришло много молодых лётчиков. Последовательно отрабатывались действия в составе пары, звена и эскадрильи. Программу учебно-тренировочных полётов полк закончил с одним лётным происшествием - поломкой истребителя Як-1.
20 июня полк сосредоточился на аэродроме Микулино (район Рудни). Рано утром 22 июня личному составу полка при развёрнутых знамёнах был зачитан приказ командующего 1-й воздушной армии - началась операция «Багратион», которая увенчалась полным разгромом германской группы армий «Центр». В первые дни операции полк обеспечивал боевую работу штурмовиков Ил-2 307-й и 309-й штурмовых авиадивизий. Штурмовики группами в 20 - 24 самолёта под прикрытием истребителей наносили удары по обороне противника. Истребителям противника не удалось сбить не один штурмовик, из числа сопровождаемых самолётами 1-го гвардейского иап.
Истребители Як-3 1-го гв. иап
23 июня десятка Як-1 под командованием гвардии капитана Дронова сопровождала 20 Ил-2 в районе станции Стайки. При подходе к цели шестёрка Fw-190 попыталась атаковать штурмовики. Первым самолёты противника заметил командир звена гвардии старший лейтенант Сидоренко, который в паре с гвардии младшим лейтенантом Александровым атаковал немецкие истребители. Один Fw-190 был сбит с дистанции 80 - 100 м, после чего уцелевшие «фоккеры» ушли в западном направлении. Штурмовики потерь не имели.
24 июня восьмёрка Як-1, ведомая гвардии капитаном Ганчиковым, прикрывала 24 Ил-2 в районе Орехи -Выдрица. Во время выполнения штурмовиками атаки гвардии старший лейтенант Коцур заметил четвёрку Fw-190. Коцур после набора высоты выполнил атаку самолётов противника и сбил один истребитель, который упал в районе населённого пункта Селекта. Три уцелевших «фоккера» вторично пытались атаковать штурмовики. Атакой на встречном курсе гвардии старший лейтенант Московенко сбил ещё один Fw-190, который упал в районе Высокое. Два Fw-190 ушли в западном направлении. В этот же день, несколько часов спустя, шестёрка Яков гвардии старшего лейтенанта Свыченко прикрывала 16 Ил-2, штурмовавших войска противника на дороге Смольцы -Селец. На сей раз истребители противника имели численное преимущество - штурмовики и Яки атаковали десять Fw-190 и восемь Bf.109. В развернувшемся воздушном бою гвардии старший лейтенант Сенченко сбил два Fw-190, а гвардии младший лейтенант Александров - один Bf.109. Гвардейцы потерь не понесли, все Илы также вернулись на базу.
11 августа шестёрка наших истребителей под командой гвардии капитана Ганчикова во время патрулирования над боевыми порядками наших войск встретила в районе Вилкавишкис - Пильвишки шестёрку ФВ-190. Обычно немцы, чувствуя численное превосходство наших истребителей, в бой в таких случаях не вступают и, маневрируя, уходят на свою территорию. Но на сей раз силы были равными и наши истребители, не будучи связанными штурмовиками, решили провести воздушный бой на полное уничтожение противника. Отдав по радио необходимые приказания, гвардии капитан Ганичков со своим ведомым гвардии младшим лейтенантом Наговоциным пошёл в атаку на первую пару фоккеров.
С предельно коротких дистанций несколькими очередями гвардии капитан Ганичков сбил одного ФВ190, который упал в 10 км южнее Вилкавишкис. Тремя короткими очередями зажёг второго фоккера гвардии младший лейтенант Наговицын. Самолёт противника упал в 5 км южнее Вирвалис. В это время гвардии старший лейтенант Московенко завязал воздушный бой с четвёркой фоккеров, которая была ниже. Стремительной атакой гвардии старший лейтенант Московенко сбил одного ФВ-190 который упал юго-восточнее Вирвалис. Остальные три ФВ-190 на больших скоростях ушли на свою территорию. Наши истребители потерь не имели.
Не все воздушные бои завершались столь успешно. В тот же день, 1 августа 1944 г., во время воздушного боя с Ju-87 огнём стрелка «лаптёжника» был сбит гвардии младший лейтенант Юрьев. Юрьев выполнил вынужденную посадку с убранным шасси на территории, занятой противником; через два лётчик добрался до полка. В тот же день 1 августа 1944 г. шестёрка Яков, сопровождая штурмовики, вступила в бой с четырьмя Bf.109. В бою ведомый гвардии старшего лейтенанта Московенко гвардии младший лейтенант Меденцев оторвался от ведущего, завязал бой с одним Bf.109 и попал под удар другого. Меленцев посадил повреждённый истребитель на брюхо на своей территории. В обоих воздушных боях сбитыми оказались молодые лётчики.