Ц.А.> В 1982 г. полк принимал участие в совместных оперативно-стратегических учениях армий СССР, Венгрии и Чехословакии «Союз-82», проверялся в лётно-тактической выучке по плану Главкома ОВС стран Варшавского Договора маршала Советского Союза Куликова с выполнением стрельбы и бомбометания на полигоне Хаймашкер. Штаб полка и 1-я эскадрилья принимали участие во фронтовом командно-штабном учении «Дунай-82» Южной группы войск. В 1988 г. полк принял снова участие в учениях армий стран Варшавского Договора «Гранит-88», с перебазированием на аэродром Тасар. Из 59 лётчиков полка 52 были подготовлены к боевым действиям днём при установленном минимуме погоды, 34 - при установленном минимуме ночью.
В 1986г. февраль м-ц не буду утверждать до 100% уверенности, но проводились учения ВД, возможно, что и "Дунай-86"...Погоды не было вообще, участие принимал только наземные войска и для обозначения авиации было принято решение перебазировать тогда мою 1 аэ на аэр.Шармелек.Выполнено при хорошем минимуме днем.С нами прилетели Инспектор БП п-к Бондаренко и зам.ком.апиб п/п-к Максимчук.У меня были командиры звеньев Комиссаров, Гордеев и Мирошниченко. Ну и соответственно пилоты: Боташев, Каркин, Тарасов,, Морозов,Алексеев, Чернов,пару уже не помню одну,но есть общая фотка тех событий,где я там с закрытыми глазами-(спать хотелось со страшной силой-а ответственность легла офигенная и было не до сна).
На разведку погоды на полигон Хаймашкер выполнял я с Максимчук на след.день и в воздухе от Командующего ген.майора Афанасьева получил выговор за снижение над полигоном ниже 1200м,он сам там присутствовал, все видел и по радио объявил.Осталось сказать только "Есть!Так точно!" и возвратиться в Шармелек.
Затем, уже по учениям и замыслу мы там обозначали и за восточных и за западных, стояли двумя звеньями в плотных б/п, работали восьмеркой отдельными двумя звеньями.С разными курсами заходили с ФС на Н/Ц(слава Богу, что только с ФС)-видимости не было никакой,в воздухе ориентироваться ведомым было чрезвычайно сложно, горизонта не было и одна хмарь стояла-Мочалов Витя тогда взмолился, не делать кренов более 120град....-но носились,не растерялись, а на земле саперы исполняли что-то типа наших разрывов бомб.
Так вот мы там по всем этапам учений и всей линии наступления за всю авиацию ЮГВ,ЦГВ и Германии с Польшей отработали,никто не мог взлететь в начале года(февраль) по условиям подготовки экипажей(кроме нас), а по замыслу их тоже привлекали....Через по -моему дня три, дошли до форсирования Дуная в р-не г.Дунайварош(как ща помню, узнать его можно было только по темным дымам из труб заводов)-везде приподнятый туман и дымка...Переправу ту "разбомбили" удачно и вернулись в Шармелек-далее была команда мне срочным порядком прибыть в Будапешт на подведение итогов, а 1 аэ перебазировать домой на базу.Видимость ограниченная, в общем жесткий минимум, для того, чтобы нас там принять, Сорокин и Ко, я помню официально 150х1.5 еле-еле натянули, хотя было жестко,приподнятый туман метров 50-70 и видимость близко к 1 км, но я в парнях был уверен-все были влетаны.Я ессно никуда не поехал , а повел первую домой.
Вместо меня поехал в Будапешт Боря Баранов,представился мною и ему НШ ВД вручил именные часы, которыми меня наградили за всю эту эпопею, как ща помню швейцарские назывались "ROOMER"(в году примерно 1989г-были утеряны из-за растегнувшегося ремешка, который я сдуру поменял на новый железный).
Все ж таки это были "Дунай-86".
Ц.А.> В 1989 г. согласно директиве ГК ВВС, полк переучился с Су-17М2 на МиГ-27Д, на вооружение полка поступили также самолёты МиГ-23УБ. Первыми освоили МиГ-27Д заместитель командира полка гв. подполковник В. В. Дегтярёв, заместитель командира полка по лётной подготовке гв. подполковник П. Е. Беленин и начальник политотдела гв. подполковник А. И. Усов. Первая лётная смена на МиГ-23 и МиГ-27 была проведена 10 февраля 1989 г. 1-я эскадрилья была полностью к концу года подготовлена к выполнению боевых задач днём в ПМУ и СМУ. Личный состав 2-й и 3-й эскадрилий в 1990 г. был подготовлен к ведению боевых действий парами и звеньями на самолётах МиГ-27Д.
Ц.А.> В октябре 1990 г. 1-й гвардейский авиационный Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознамённый ордена Кутузова полк истребителей-бомбардировщиков им. 50-летия СССР вошёл в состав Таганрогского 1070-го учебного авиационного центра (подготовки лётного состава) ВВС Северо-Кавказского военного округа. На основании Директивы МО СССР от 14 октября 1990 г. в 1991 г. полк передислоцировался из Венгрии на аэродром Лебяжье Камышинского района Волгоградской области.
Вот за эту неточность в истории я бы автору замечание слепил!
Пол- полка вышло в Лебяжье , а пол- полка, причем наиболее подготовленный летный состав управления,1,2 и 3 аэ совершили перелет в составе 16 или 18 экипажей на МиГ-27Д по маршруту Кунмадараш-Лиелварде.Всю летную группу вел инспектор БП полковник Бертенев Владимир Семенович(очень уговорив всех и меня в т.ч., чтобы именно он вел эту группу, т.к.-это была его лебединая песня).Единственное в чем я с ним разошелся тогда-так это в том, что настаивал на посадках парами, а он наотрез был против, потом правда, признался, что надо было блеснуть!!!Оставив технику на аэророме в дальнейшем мы были перебазированы транспортным Ан-26 на аэр.Шяуляй.
Где и влились в состав 53гв.апиб из состава 15адиб.
Часть летного и ИТС прибыла на транспортых Ил-76 с имуществом и вещами днем или двумя днями позже.
Почему в истории об этом ни строчки????!!!!