Перевод статьи в "Авиэйшен Вик" от 25 января 1960-го года:
AVIATION WEEK, January 25, 1960
Space Technology
Martin Proposes Nuclear Rocket Plan
By Michael Yaffee
АВИАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ, 25 января 1960 г.
Космическая техника
"Мартин" предлагает ядерный ракетный план
Майкл Яффе
New York—Nuclear pulse rockets powered by repeated explosions of small nuclear bombs inside a spherical thrust chamber may be the key to economic and efficient space exploration. Early this year, the Martin Co. will submit a proposal to the Advanced Research Projects Agency for a feasibility study of using nuclear explosions to propel space vehicles. Although the basic idea already is under study by General Atomics Division of General Dynamics in Project Orion (AW Oct. 5. p. 123), Martin scientists believe their approach is sufficiently different from Project Orion and significant enough to warrant another government program in this area.
Нью-Йорк. Ядерная импульсная ракета на периодически производимых взрывах небольших ядерных бомб внутри сферической камеры для получения тяги может оказаться экономически выгодной ключевой идеей для эффективного освоения космоса. В начале этого года корпорация "Мартин" представила в Агентство перспективных исследований предложение с технико-экономическим обоснованием использования ядерных взрывов для движения космических аппаратов. Хотя основная концепция такого привода уже изучается в "Дженерал Атомик", подразделении "Дженерал Динамикс" в рамках проекта "Орион" (AVIATION WEEK, за 5 окрября, стр 123), специалисты "Мартин" полагают, что их подход достаточно сильно отличается от проекта "Орион" и настолько отличается, что это гарантирует необходимость теперь развернуть еще одну правительственную программу в этой области.
The basis for the proposal will be three types of nuclear pulse rockets which physicist Dandridge M. Cole of Martin-Denver described at the annual meeting here last week of the American Astronautical Society. All three rockets depend, as does Project Orion, on nuclear explosions for their primary propulsion.
Базой для этого предложения выступает три варианта ядерной импульсной ракеты, которые физик Дандридж М. Коул из подразделения "Мартин-Денвер" представил в Американском астрономическом обществе на прошлой неделе. Все три проекта, как и проект "Орион", опираются на идею использования ядерных взрывов в качестве основы главного привода.
Throughout his study, Cole stressed the fact that his work to date was theoretical and that accurate performance data could come only from actual tests. But given even moderate assumptions. Cole said, the most primitive of his three nuclear pulse rockets—Model 1 —could carry twice the payload of a chemical rocket of the same gross weight. It also could equal the performance of a solid core fission type rocket, such as Project Rover, of the same propellant fraction (0.65), and same specific impulse (930 sec.) and at the same time provide a much greater performance potential, possibly up to a specific impulse of 3,000 sec.
Коул постоянно подчеркивает тот факт, что вся его работа на сегодняшний день пока что остается теоретическим исследованием, он говорит, что точные данные о реальной эффективности концепции могут быть получены только в ходе натурных испытаний. Но учитывая даже самые скромные предположения, по мнению Коула, самая простая из его трех схем ядерных импульстых ракет - Модель-1 - все равно может нести в два раза большую полезную нагрузку чем химическая ракета той же стартовой массы. Подобную же эффективность можно было бы получить и для твердофазной ядерной термической ракеты на делении, исследуемой в рамках проекта "Ровер" (Project Rover) с той же массовой долей ракетной массы (0.65) и с таким же удельным импульсом (930с). Однако предложенная Коулом концепция обещает гораздо больший потенциал эффективности, возможно достигающий удельного импульса в 3000 с.
Rocket Economics
Ракетная экономика
То be economically attractive, Cole said, nuclear pulse rockets must be very large, in the millions of pounds, or about the same size as gaseous core fission systems and other proposed advanced nuclear propulsion systems. The advantages of the pulse rocket, in comparison with some other nuclear systems, are that it can have far higher average thrust chamber temperatures because the heat is not carried through the thrust chamber wall and that it requires no magnetic containment.
Что вызывает экономический интерес, сказал Коул, так это то, что ядерные импульсные ракеты должны быть очень большими, массой в миллион фунтов или примерно того же порядка, подобно же оценкам системы привода термических газофазные ракеты и другие более продвинутые ядерные двигательные установки. Преимущество импульсной ракеты по сравнению с некоторыми другими ядерными системами, в том, что они могут иметь значительно более высокую среднюю (рабочую) температуру в камере сгорания, так как тепло не передается через термически нагруженные поверхности внутри камеры и здесь нет необходимости ни в каком магнитном удержании.
First of the three pulse rockets described by Cole is based on a conservative design with emphasis on feasibility and simplicity. Free-space operation is assumed in order to avoid earth takeoff problems, such as atmospheric contamination, although Cole is confident that this problem will be solved with the development of clean nuclear bombs.
Первая, описанная Коулом, конструкция из трех предложенных схем импульсных ракет, базируется на консервативном подходе с акцентом на технологическую реализуемость и простоту. Ее предполагается включать уже в открытом космосе, чтобы избежать проблем при взлете с поверхности Земли, таких как загрязнение атмосферы, хотя Коул уверен, что эта проблема будет решена с разработкой чистых ядерных бомб.
MODEL I. nuclear pulse rocket, one of three under study by the Martin Co., would be propelled by the contained explosions of small nuclear bombs and the ejection of water or some other inert expellant. Its initial gross weight would be 3.52 million lb., including 350,000 lb. of payload and 2.06 million lb. of water.
МОДЕЛЬ I. Одна из трех схем, изучаемых корпорацией "Мартин", должна разгоняться периодически происходящими внутри взрывами малых ядерных зарядов, энергия которых передается истекающей из сопла воде или другой инертной ракетной массе. Ее общий стартовый вес составит 3.52 миллиона фунтов, включая 350 000 фунтов полезной нагрузки и 2,06 миллионов фунтов воды.
The Model I nuclear pulse rocket, as described by Cole, is 300 ft. long and has a spherical thrust chamber 130 ft. in diameter and weighing 1 million lb. Steel walls of the thrust chamber arc 0.5 in. thick. Gross weight of the rocket is 3.52 million lb. and includes 2.06 million lb. of water and 350,000 lb. of payload.
Модель I ядерной импульсной ракеты, согласно описанию Коула, имеет длину в 300 футов и имеет сферическую тяговую камеру в 130 футов в диметре с массой в 1 миллион фунтов. Стальные стенки камеры сгорания имеют толщину в 0.5 дюйма. Общая масса ракеты составляет 3.52 миллиона фунтов, которые включают в себя 2.06 миллионов фунтов воды и 350 000 фунтов полезной нагрузки.
Mission velocity of the Model I pulse rocket is 26,000 fps./sеc. Leaving a minimum earth orbit with this velocity change capability, the vehicle could make a soft moon landing and then return to an earth orbit or it could travel on fast orbits to the nearer planets.
Скорость полета импульсной ядерной ракеты модели I составляет 26 000 футов/секунду (7924,8 м/с). Покинув низкую околоземную орбиту с таким приращением скорости, космический корабль может совершить мягкую посадку на Луну, а затем вернуться на орбиту Земли или он может перемещаться по быстрым орбитам к ближайшим планетам.
With some modification. Model I could travel from the surface of the earth to a minimum earth orbit, according to Cole. Or. he added, it could be boosted into a velocity of 8,000 fps./sec. and an altitude of 150 mi. by a cluster of nine F-l (Rockctdync's H-million-lb. thrust liquid engine) chemical rocket engines. From this point, it could go into orbit under its own power.
При некоторой модификации, по утверждению Коула, Модель-I могла бы взлетать с поверхности Земли и выходить на минимальную околоземную орбиту или, добавляет он, ее можно разогнать до скорости 8000 футов/сек (2438,4 м/с) и в итоге поднять на высоту 150 миль связкой из химических двигателей F-1 (жидкостными ракетными двигателями в 11-миллионов фунтов тяги ). С достижением данной высоты, корабль может разогнаться до орбитальной скорости на собственной тяге.
Propellant for the Model I nuclear pulse rocket consists of small energy capsules (0.01 kiloton nuclear bombs) and an inert expellant contained in a storage area above the thrust chamber. Between the chamber and storage area is a low velocity compressed air gun which shoots the energy capsules into the thrust chamber. Possibly, Cole says, some existing, off-the-shelf solid propellant rocket such as the Genie could be used to carry the capsule into the thrust chamber.
Источником энергии для ядерной импульсной ракеты Модель-I служат небольшие энергетические капсулы (ядерные заряды в 0.01 килотонны каждый), а в качестве ракетной массы - инертное рабочее тело, хранящееся в баках над тяговой камерой сгорания. Между камерой и баками хранения находится пневматическая пушка с небольшой конечной скоростью снаряда, которая выстреливает энергетические модули в камеру сгорания. Возможно, говорит Коул, какая-то из уже имеющейся в наличии ракета на твердом топливе, типа "Genie", так же может использоваться для доставки капсул в центр камеры сгорания.
A time or setback fuze could be used to make sure the capsule explodes when and where desired within the thrust chamber. The frequency of the detonations will be determined by the mission. At a frequency of one pulse per second. Cole said, the average thrust would be 500.0 lb. and the thrust-to-weight ratio would be 0.25. Higher values could be obtained for short periods by increasing the pulse frequency.
Интервал времени между взрывами можно использовать, чтобы убедится что следующая капсула взрывается в положенном месте, желательно в пределах тяговой камеры сгорания. Частота детонации будет определяться особенностью миссией. При частоте одного импульса в секунду, сказал Коул, усредненная тяга составит 800 000 фунтов, а отношение тяги к массе составит 0.25. Большее значение тяги можно получить с более короткими периодами за счет увеличения частоты импульсов.
In his design, Cole assumes that water is used as the inert expellant and that the expellant also is used in the transpiration cooling of the thrust chamber walls. For each pulse of the rocket. 858 lb. of water would be used. Using a total of 2,400 0.01 kiloton bombs and 2.06 million lb. of water and assuming that 40% of the bomb energy is converted to kinetic energy of exhaust. Cole calculates that the liquid propellant version of Model I is capable of accelerating a 350,000-lb. payload through a velocity change of 26.000 fps. sec.
В данном конкретном дизайне Коул предполагает, что вода используется в качестве рабочего тела и что это рабочее тело также используется для охлаждения стенок тяговой камеры за счет испарения. При каждом импульсе ракет будет использовано 858 фунтов воды. Используется в общей сложности 2400 штук 0.01 килотонных бомб и 2,06 миллионов фунтов воды, в предположении что 40% энергии бомбы преобразуется в полезную кинетическую энергию выхлопа. Коул оценивает, что версия Модель-1, питаемая жидким топливом, способна ускорить 350 000 фунтов полезной нагрузки с приращением скорости в 26 000 футов/секунду.
The principal problem concerning the feasibility of propulsion by contained nuclear explosions revolves on the question of whether a thrust chamber can be made strong enough to contain the explosion and at the same time light enough for acceptable vehicle performance. Cole calculates that his 1-million lb. steel thrust chamber would be more than adequate.
Основная проблема, связанная с осуществлением привода на ядерных взрывах, связана с вопросом о том, может ли тяговая камера сгорания быть достаточно прочной, чтобы выдерживать взрыв и в то же время достаточно легкой, чтобы вписаться в характеристики транспортного средства. Коул подсчитал, что его стальная тяговая камера, массой в 1 миллион фунтов будет по прочности более чем достаточной.
Shock transmission from thrust chamber to payload should be significantly less than in the external explosion system where the entire impulse is directed against a shield at the rear of the vehicle, according to Cole. The problem of shock transmission in the Model I nuclear pulse rocket, he says, can be solved by making the thrust chamber wall in two concentric shells and filling the intervening space with a compressible shock absorbing gas and building a shock absorbing system between the thrust chamber and the rest of the vehicle.
Ударная нагрузка от тяговой камеры сгорания к полезной нагрузке должна быть значительно меньше, чем в случае системы с внешним подрывом, в которой весь импульс направляется на плиту в задней части корабля, согласно мнению Коула. Проблема передачи импульса от рабочего тела к импульсной ядерной ракете Модели-1, как он говорит, может быть решена путем создания напряжения между двумя концентрическими оболочками промежуток между которыми заполнен сжатым амортизационным газом и за счет построения амортизирующей системы между тяговой камерой и остальной частью транспортного корабля.
Heating problems. Cole says, can be controlled by a combination of bomb wrapping and transpiration cooling.
Проблема теплопередачи. По словам Коула ее можно отрегулировать за счет предварительного деления рабочей массы, часть из которой будет составлять оболочку бомбы, а часть поступать на стенки камеры сгорания для испарительного охлаждения.
Assuming that bomb costs will drop to $100,000 per bomb in the future— or possibly even to $10.000—Cole estimates that propellant costs would range from $70 to $700 per pound of payload for his Model I nuclear pulse rocket.
Предполагая, что в будущем цена за один заряд упадёт до 100 000 долларов за бомбу или даже до 10 000 долларов, Коул рассчитывает, что стоимость топлива будет составлять от 70 до 700 долларов за фунт полезной нагрузки для его ядерной импульсной ракеты Моель-1.
In his proposed Model II nuclear pulse rocket, based on design assumptions which seem reasonable for 10 or 20 years in the future. Cole reduces the factor of conservatism in the weight of the thrust chamber from 20 in Model I to a factor of 4. The spherical steel thrust chamber is still 130 ft. in diameter but now weighs 200.000 lb. instead of 1-million lb.
Другая предлагаемая им концепция ядерной ракеты, Модели-II, базируется на допущениях о развитии конструкции, которая кажется разумной в течении 10 или 20 следующих лет. Коул снижает коэффициент консерватизма в массе тяговой камеры с 20 у Модель-I до фактора 4. Сферическая стальная камера все еще остается 130 футов в диаметре, но теперь она весит 200 000 фунтов вместо 1 миллиона фунтов.
Including expellant costs ($5 per lb.) as well as energy capsule costs ($I0.000 per unit). Cole obtains a total propellant cost for his Model II nuclear pulse rocket of $25.80 per pound of payload. This figure is based on the following parameters, assumed and calculated: exhaust velocity, 37 200 fps./sec. (specific impulse equals 1150 sec.); propellant fraction 0.90: kinetic energy per pulse 2 x 1010 ft./lb.; payload. 2.92 million lb.; gross weight, 6.72 million lb.: number of pulses, 5,800; expellant mass per pulse, 5 58 lb.
Оценивая расходы на запуск (5 долларов США за фунт), а так же расходы на энергетические капсулы (1 000 долл. за штуку) Коул получает полную стоимость ракетного топлива для своей ядерной ракеты Модель-II в размере 25,8 доллара за фунт полезной нагрузки. Эта цифра базируется на следующих предполагаемых расчетных параметрах: скорость истечения 37 200 футов/сек (11338,56 м/с) (удельный импульс равна 1150с); масса топлива в массе ракеты 0.9; кинетическая энергия на импульс 2 x 1010 фут/фунт (умножить на 1.355 818 Дж); полезная нагрузка 2,92 млн. фунтов; Общая масса 6,72 миллионов фунтов; количество импульсов 5800; масса рабочего тела на импульс 5 580 фунтов.
Even more economically attractive is Cole’s Model II-A, a larger version of Model II which uses 0.1 kiloton energy capsules. The Model II-A thrust chamber is 282 ft. in diameter and weighs 2 million lb. Capsule and expellant costs remain respectively $10 000 per unit and $5 per pound. Gross vehicle weight is 67.2 million lb. and payload 29.2 million lb. T he resultant total propellant cost for Model II-A is $7.90 per pound of payload. If Model II-A were to be redesigned instead of simply scaled up from Model II, Cole believes it would be possible to obtain a propellant cost of $6.50 per pound of payload.
Еще более экономически привлекательной является у Коула Модель-IIA, более крупная версия модели II, которая использует 0.1 килотонне энергетические капсулы. Тяговая камера сгорания у Модель-IIA имеет 282 фута в диаметре и весит 2 миллиона фунтов. Стоимость капсулы и рабочего тела остается соответственно 10 000 долларов за штуку и 5 долларов за фунт. Общий вес транспортного средства составляет 67,2 миллиона фунтов, а полезная нагрузка - 29.2 миллиона фунтов. Общая стоимость топлива для Модель-IIA составляет 7,9 доллара за фунт полезной нагрузки. Если Модель-IIA должна быть переработана, а не просто масштабирована вверх по сравнению с Моделью-II, полагает Коул, тогда можно получить стоимость горючего в пределах 6,5 доллара за фунт полезной нагрузки.
Considerably different, Cole’s Model III vehicle is a nuclear pulse jet. not rocket. Energy source would still be contained nuclear explosions but the expellant would be air taken from the surrounding atmosphere. Principal mission of this nuclear airbreather would be transportation of payloads from earth to near satellite orbits.
Сильно отличается в ряду дезайнов Коула концепция Модель-III, которая является ядерной импульсоным воздушной-рактивным кораблем. Источником энергии в нем по-прежнему бут ядерные взрывы, но рабочим телом будет воздух, взятый из окружающей атмосферы. Основной задачей этого воздушно-ядерного аппарата была бы транспортировка полезных грузов с поверхности Земли на ближайшие к спутникам орбиты.