Реклама Google — средство выживания форумов :)
Вообще-то идея неплохая, Роллс-Ройс справился с изготовлением трансмиссии и вентилятора, правда форсажное сопло взяли у нас, не смущаясь, но заявили как творение Роллс-Ройс.
Основная изюминка Як-141 – трехсекционное поворотное сопло, способное работать при высоких температурах. Полагаю, слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141, основаны как раз на схожести конструкции сопла подъемно-маршевого двигателя.
Существует две версии подозрений в плагиате, в котором обвиняют Lockheed Martin: радикальная и мягкая. Во втором случае говорится, что американские конструкторы просто вдохновлялись советской машиной, тем более что она была открыто представлена на международном авиасалоне. По другой версии, речь идет о якобы покупке чертежей самолета у КБ Яковлева в неразберихе 1990-х годов.
Найти документальное подтверждение этих домыслов в России почти невозможно, во многом потому, что от Саратовского авиационного завода, где производились эти самолеты, сегодня почти ничего не осталось. А вот Lockheed под натиском обвинений был вынужден сделать официальное заявление. В опубликованной в 2014 году в официальном корпоративном журнале компании Code One заметке под авторством инженера Кевина Реншоу, участвовавшего в проекте, говорится:
«Завод им. А. С. Яковлева искал деньги, чтобы сохранить программу Як-141. Компания Lockheed предоставила заводу небольшое количество средств в обмен на летно-технические характеристики и ограниченные проектные данные истребителя».
О каких именно проектных данных идет речь, в статье не говорится. Ее автор утверждает, что советское предприятие посещали представители фирмы Lockheed и американского правительства, однако якобы полученные у «Яковлева» данные не были использованы при создании F-35B, а поворотное сопло было создано и испытано еще в середине 1960-х годов на двигателе JT8D компании Pratt & Whitney, который планировали использовать в проекте сверхзвукового истребителя компании Convair в начале 1970-х годов.
Хотелось бы отметить, что даже если передача неких сведений и была осуществлена, обвинять в этом советское предприятие не поворачивается язык: в те времена речь шла в буквальном смысле о выживании и с зарубежными заказчиками сотрудничали в той или иной мере почти все авиационные предприятия.
Не стоит думать о прямом копировании. Современный самолет – это настолько сложная машина, что при всем желании наладить производство копий без серьезной потери качества почти невозможно даже при наличии больших денег. Но в то, что американцы с их прагматичностью никак не использовали полученные данные, верится с трудом.
В 70-е и 80-е годы прошлого века советский флот хотел получить сверхзвуковой истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для работы на авианосцах с полетной палубой с трамплином. С какого момента конструкторскому бюро Яковлева стало известно о конструкции поворотного сопла с многовекторной силой тяги не известно, но двигателестроительная компания Союз создала собственный вариант этого сопла. Из опубликованных рисунков версия сопла для Як-41, по всей видимости, представляет собой поворотный контур на трех опорах со значительно смещенным «изгибом». В самолете Як-141 также были установлены два подъемных двигателя РКБМ РД-41 – компоновка почти идентичная конструкции Convair Model 200. Для серийного варианта самолет также получил новое обозначение Як-141, но от российского флота так и не последовало заказов на его производство.
Як-141 поднимался в воздух на парижском авиашоу в 1991 году. Демонстрационные полеты Як были приостановлены, когда горячий воздух подъемных двигателей начал выплавлять асфальт из взлетных дорожек с битумной пропиткой. На авиашоу Фарнборо 1992 выступления истребителя Як были ограничены традиционными взлетами и посадками, а зависания выполнялись на высоте 500 футов над взлетной полосой во избежание повторного повреждения взлетно-посадочной полосы. Но истребитель Як-141 действительно заслуживает уважения, поскольку он стал первым реактивным истребителем с трехопорным поворотным соплом – спустя 25 лет после того, как он был сконструирован в Соединенных Штатах.
В начале работ по программе создания единого ударного самолёта JAST компания Lockheed (вместе с представителями управления по реализации программы JAST) посетили КБ Яковлева вместе с другими поставщиками авиационного оборудования (в том числе из компании, разработавшей катапультное кресло Звезда K-36) с целью изучения технологий и проектов этого КБ.
КБ Яковлева находилось в поисках средств на поддержание своей программы по самолету вертикального взлёта и посадки, но не получило ни одного заказа на серийный вариант своего Як-141. Компания Lockheed предоставила небольшое финансирование в обмен на получение технических данных и ограниченных конструктивных данных по Як-141. Представителям американского правительства разрешили осмотреть самолет. Впрочем, перед этими визитами на перспективный истребитель X-35 уже были установлены сопла 3BSD.
Сопло 3BSD было изобретено в Америке в 60-х годах прошлого века, предложено Convair американским ВМС в 70-х годах, первый полет был осуществлен русскими в конце 80-х, конструкция Pratt & Whitney 60-х годов была доработана специально для X-35 в 90-х и в 2000-х начато производство для истребителя F-35. Порой хорошая идея должна годами ждать не только своего вещественного воплощения, но и стечения обстоятельств для того, чтобы появиться в реальном мире. Мораль этой истории заключается в том, что нельзя разбрасываться хорошими идеями и работами прошлого. Ведь они вполне могут понадобиться позднее.
Довольно забавно, что в преддверии авиасалона в Фарнборо F-35B столкнулся с той же проблемой, что и Як-141 в 1992. Ему тоже разрешат только висение и запретят вертикальную посадку.
Соб.1: Ф-35, крутящий момент на подъемный вентилятор передается через вал.
Ответ в диалоге: Вообще-то идея неплохая ...
Могу сказать только то, что говорил о создании поворотного форсажного сопла мой друг, один из его создателей и на тот момент ведущий по Як-141, он же передавал в Штатах полный комплект ПКД на эту машину. :"Мы с ребятами из фирмы "Союз" восемь лет занимались соплом, сам самолёт и двигатель Р79 были готовы. Проблема была в материалах, которые работали в узлах трения, в них вся соль, а конструкция сопла, количество сегментов, это вторично".
Поэтому он и занимался подбором материалов, что в общем-то не свойственно было занимаемой должности заместителя Генерального конструктора. Получив эти материалы, RR могли создавать что угодно, и гордо рассказывать, что они такие умные.
взяли у нас, не смущаясь, но заявили как творение Роллс-Ройс.
У кого-то есть сомнения в том, что конвертоплан мы сможем осилить?
У меня таких сомнений нет ...
xab> В итоге получилось не совсем шоколадно.
Правильно. Это же НАША КД на Як-141 была.
В ней даже разобраться "что к чему" нужно уметь.
А уж в том, какая "идея" заложена" и "почему так" сделано - об этом в НАШЕЙ КД не пишут.