Maksimys> Саш , а твоё /разгораемое/ сопло , может сместить вектор тяги ?
Maksimys> На некоторых твоих видео замечал "козыряние" струи пламени.
Такое может быть и было:
1. Наличие влаги в порах керамики на момент испытания двигателя (зависит от влажности воздуха и времени хранения двигателя при отсутствии гидроизоляции сопла);
2. Сквозная пропитка керамики органической массой;
3. Недостаточная степень обжига, необходимо минимум (600...700)°С, иначе проявится п.1. уже из-за оставшейся кристаллизационной воды в керамике.
Цена этого полученного опыта примерно такая:
В 2011 году был совершен переход на керамику в соплах и в 2012 году были успешно запущены ракеты с такими соплами. Но уже в том же 2012 году наблюдалась плохая воспроизводимость разгара. Причины были не ясны. Некоторые двигатели работали на стенде замечательно и давали рабочие давления до (8...12)атм, но в ракетах получалось где-то только (5...7)атм. От сюда и были тогда недолёты до желаемых высот моих первых ракет... Причина была установлена много позже, уже где-то только в 2015 году. Падение рабочего давления в двигателях для ракет "Рыжик" было обусловлено накоплением воды в порах керамики сопл при их хранении, а только два ракетных двигателя хранились 5-6 месяцев! Существенной оказалась разница по времени завершения сборки двигателя до его реализации. На стенде это время было несколько дней, а на ракете от нескольких недель до нескольких месяцев. За более длительный период хранения керамика напитывалась влагой окружающего воздуха в зависимости от текущей влажности атмосферы. Вода из пор вырывается очень резко при сильном тепловом потоке в сопле и паром разрывает керамическую массу на куски. Всё зависит от степени влажности самой керамики, если количество воды небольшое, то это просто увеличивает степень разгара, если воды много, то вылетают целые куски сопла, что и приводит к отклонению вектора тяги. Часто это было видно, как ракета пошла по спирали - это двойное отклонение в противном случае улетает в бок.
С влагой ситуация в соплах стала понятна только после того, как я "наигрался" с органикой. Сейчас уже точно не помню, кто, но вроде тот же А.С., Pilot и Дмитрий агитировали меня сделать пропитку керамики полимером - ЭДП, например. Типа так будет лучше держать. И поначалу так и казалось, так как это было сделано не сразу. В 2012-2013гг было решено попробовать пока только провести поверхностную пропитку, так как пропитывать насквозь было долго, дорого и сложно. Ну нужно понимать, чтобы, например, пропитать сопло смолой ЭДП нужно сделать емкость с ЭДП объёмом на 0,5л или больше, а потом это всё застынет или загуснет и потеряет свою актуальность и будет выброшено. Т.е. потери были большие. И пропитку я начал с ПВА из потолочного клея. Он дешев и его вязкость можно регулировать ацетоном практически без потерь.
Но поверхностная пропитка дала сильно обманчивый результат!
Сопло, покрытое сразу после обжига полимером, оказалось не восприимчиво к влажному воздуху и проблема с п.1 сама по себе незаметно исчезла, и сопла стали лучше держаться на разгар. Так было по первым испытаниям, логично было решено довести пропитку до 100% керамической массы, т.е. на всю глубину. И так сложилось по испытаниям (а в двигателях много чего ещё испытывалось тогда), что далеко не сразу я заметил, как тут получилась полная ж..па. Было это уже в 2014 году на запуске ракеты на Ракетфесте 2014г с полигона "НИИ Геодезия", тогда в ИК съёмке было видно, как отлетел кусок от сопла, и ракету закрутило по спирали. Последующие стендовые испытания показали идентичный результат, где профиль тяги быль сильно регрессивный из-за избыточного разгара, и так же вылетали куски сопла, которые провоцировали резкий спад рабочего давления до атмосферного - неустойчивое горение, точнее неустойчивая работа двигателя. И всему виной была органика в керамике, она так же, как и вода, при воздействии сильного теплового потока в сопле резко вскипала и испарялась, разрывая керамическую массу. Когда это была только поверхностная пропитка (1...2)мм - это не оказывало заметного влияния и даже наоборот помогало против влажности, но только не при сквозной пропитке.
И так с 2015 года уже все керамические сопла в моих двигателях имеют только поверхностную гидроизоляцию и больше ничего. В 2016 году материал для гидроизоляции был усовершенствован, и данное конструктивно-технологическое решение почти никак не усложняет сборку двигателя.
В этом году я уже столкнулся с проблемой обжига больших керамических сопл на газу, они получаются недообожженными, так как размер факела от газовой горелки плиты слишком маленький для них и в них остаётся кристаллизационная вода, которая снова делает свое вредное дело по увеличению разгара. А попытки как-то изловчиться приводят к образованию внутренних радиальных трещин, из-за которых и гуляет вектор тяги. Поэтому сейчас и встал вопрос ребром о постройке муфельной печи, дальше без неё уже никак.