Реклама Google — средство выживания форумов :)
..Постепенно советский флот пришел к концепции боевых служб (БС). Суть ее заключалась в том, что отряды советских кораблей еще в мирное время развертывались и несли службу в районах сосредоточения передовых сил ВМС США и НАТО. Таким образом, эскадры ВМФ СССР получали возможность держать под контролем местоположение и перемещение кораблей потенциального противника. При этом советские корабли вели слежение таким образом, чтобы в случае начала войны иметь возможность уничтожить передовые группировки НАТО, либо же нанести серьезные повреждения, исключающие возможность использование кораблей по прямому назначению. Это немаловажная оговорка: уничтожить огнем даже и дюжины 152-мм орудий суперавианосец под 100 000 т весом – задача совершенно нетривиальная, а вот повредить его до такой степени, чтобы сделать невозможным использование его палубной авиации, было вполне реально.
Особенность боевой службы заключалась в том, что отряды кораблей ВМФ СССР действительно были способны нанести обезоруживающий удар и «вывести из игры» наиболее опасные корабли неприятеля – авианосцы.
В конце прошлой недели в Сирии впервые были применены высокоточные управляемые снаряды «Краснополь». В характеристике на них значится: «предназначены для поражения бронированных целей и военных объектов с первого выстрела». Это, конечно, гипербола. Однако она не столь и далека от истины. Вероятность поражения цели, удаленной на расстояние до 25 километров, достигает 97%. При этом не требуется никакой предварительной пристрелки.
20 июля 2017 г. указом президента России Владимира Путина были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» (далее «Основы — 2030»). «Основы — 2030» — главный открытый документ стратегического планирования, определяющий развитие морской мощи России. Он заменил документ, который был утвержден пять лет назад, 29 мая 2012 г.
Одним из показателей эффективности мер по реализации государственной политики в области военно-морской деятельности является (п.51, выделение автора): «б) способность Военно-Морского Флота нанести ущерб флоту противника на уровне не ниже критического с применением нестратегического ядерного оружия; в) способность Военно-Морского Флота применить в любой обстановке морские стратегические ядерные силы». Более того, п.37 гласит: «В условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
Пристальное внимание советских судов нервировало американцев и вызвало ряд нот протеста. Так 9 октября вертолетоносец «Гуадалканал» (LPH 7) обнаружил, что по его вертолетам работают радарные станции наведения советских эсминцев. 10 октября флагманский корабль 6-го флота США крейсер «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) отметил работу по нему радаров со стороны БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin ) «Скорый» бортовой номер 177. На следующий день как отметили американцы он же сопровождал крейсер радарными станциями наведения огня. 11 октября патрульное судно « DOUGLAS » ( PG -100) сообщило, что советский крейсер класса Sverdlov (пр. 68-бис) и эсминец класса Kotlin (пр.56) в течение длительного времени сопровождали его станциями ведения огня во время нахождения у острова Китира.
Естественно наши корабли держали американские суда в восточном Средиземноморье под пристальным вниманием. 18 октября с авианосца «Индепенденс» (CVA 62) наблюдали, как советский эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) прошел рядом с авианосцем, наведя на него свои орудия. Данный факт являлся нарушением соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море от 1972 г., на следующий день протест был заявлен американскими властями советскому военно-морскому атташе.
18 октября АУГ во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» CVA 67 прибыла к Гибралтарскому проливу и оставалась там до 25 октября. При этом находясь к западу от пролива авианосец оставался частью 2-го флота США, вместо того чтобы стать частью 6-го флота США. Советский эсминец 18 октября едва АУГ подошел к проливу начал его сопровождение, и оставался с авианосцем в течение следующих двух дней.
19 октября командующий 6-м флотом адмирал Дэниел Мурфи направил запрос адмиралу Волобуеву заявив, что советские корабли нарушают соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море от 1972г., нацеливая свое оружие и ракеты в американские морские суда. Штаб 5-й эскадры тоже заявлял - что американские реактивные самолеты и вертолеты выполняли аналогичные действия в нарушение соглашения. Но американцы подсуетились первыми и советское Министерство иностранных дел получило официальную жалобу от американского Государственного департамента по этому поводу, и на 5-ю эскадру было послано распоряжение от руководителя ГШ ВМФ, чтобы командиры выполняли условия соглашения. Но это продолжалось непродолжительное время, так как ситуация вновь обострилась.
Советская реакция на приведение американских обычных и ядерных сил в состояние повышенной боевой готовности по всему миру, была озвучена в «Заявлении ТАСС» от 27 октября: «В связи с событиями на Ближнем Востоке в Вашингтоне были сделаны сообщения относительно приведения в повышенную готовность вооруженных сил США в некоторых районах, в том числе в Европе.
Начальник штаба ВМС США адмирал Э. Зомуолт в связи с этим писал: «Сомневаюсь, чтобы крупные соединения американского военно-морского флота когда-либо после окончания Второй мировой войны попадали в столь напряженную ситуацию, в какой оказался 6-й флот в Средиземном море в первую неделю после объявления боевой готовности.»
Действия Средиземноморской советской эскадры оказались неприятным сюрпризом для американцев, об этом говорят большинство иностранных историков. Стивен Киш писал: «… Роли ВМФ США и СССР в этот раз поменялись. Раньше, как это было в ходе Кубинского кризиса, США наслаждались абсолютным военным превосходством и были в состоянии добиться своих целей только использованием обычных (неядерных) вооружений. Но в 1973 г. советский флот оказался в состоянии развернуть в Средиземном море силы, превосходящие 6-й флот США…Глава Комитета начальников штабов адмирал Томас Мурер в жесткой форме поставил в известность администрацию президента США, что 6-й флот не имеет преимущества над советскими силами и потерпит поражение, если ему придется вступить в сражение с советской эскадрой. США оказались в ситуации, когда им… пришлось объявить всеобщую тревогу… поднять противостояние на ядерный уровень, так как они не смогли противостоять СССР на уровне обычных вооружений. Таким образом, объявление тревоги было скорее признаком слабости, нежели утверждением силы . »
В настоящее время разработаны и разрабатываются следующие боеприпасы, предназначенные для борьбы с бронированными целями: 152 мм управляемый артиллерийский снаряд (УАС) «Алтай-3»; 152 мм УАС «Алтай-2»; 152 мм УАС «Аврора» и 120 мм УАС «Китолов-2». Перечисленные боеприпасы предусмотрено снабдить ГСН. Так, УАС «Аврора» и «Китолов-2» будут иметь лазерную полуактивную ГСН, «Алтай-2» – автономную ИК ГСН, а «Алтай-3» автономную комбинированную ИК и РЛ ГСН мм диапазона длин волн.