Реклама Google — средство выживания форумов :)
Правительство Японии утвердило решение о покупке у Соединенных Штатов двух наземных комплексов ПРО Aegis Ashore с новейшими радарами и их размещении на национальной территории в целях защиты от баллистических ракет.
Комплексы, каждый из которых обойдется Токио примерно в 889 млн долларов, планируется развернуть в северной префектуре Акита и в юго-западной Ямагути не позднее 2023 года или ранее, передает ТАСС.
Развертывание этих систем объясняется резко возросшей ракетной угрозой со стороны КНДР.
Ранее СМИ сообщали, что Токио планирует приобрести в США наземный вариант системы ПРО Aegis, которыми уже оснащены шесть ракетных эсминцев ВМС Японии.
Позднее стало известно о планах Токио как можно скорее заполучить американские противоракеты SM-3 Block IIA, предназначенные для оснащения кораблей с системой раннего обнаружения Aegis, а также модернизированные PAC-3 (MSE) для ЗРК Patriot.
Основной подсистемой программы СОИ, на которую должны были возлагаться задачи по перехвату боеголовок межконтинентальных баллистических ракет СССР, должна была стать «бриллиантовая галька» – созвездие спутников-перехватчиков, размещённых на орбите вокруг Земли и осуществляющих перехват боеголовок на среднем участке траектории. Планировалось вывести на орбиту порядка четырёх тысяч спутников-перехватчиков. Не то чтобы это было совсем невозможно даже в то время, но вот стоимость реализации подобной программы была бы запредельной даже для США. Да и эффективность «бриллиантовой гальки» в то время можно было поставить под сомнение из-за несовершенства компьютеров и сенсоров конца XX века. С тех пор произошли серьёзные изменения.
О пункте «снижать стоимость развёртывания элементов ПРО». Начнём с того, что США уже получили возможность вывода грузов на орбиту по цене, сравнимой или даже меньше той, по которой может выводить на орбиту полезную нагрузку Россия. Можно сказать, что такого дешёвого способа выводить грузы на орбиту у США ещё никогда не было. С учётом разницы в бюджете США и России ситуация выглядит далеко не в пользу РФ.
Разумеется, благодарить за это надо любимого/нелюбимого (нужное подчеркнуть) многими Илона Маска. Именно ракеты компании SpaceX смогли переформатировать коммерческий рынок, на котором ранее доминировал Роскосмос.
Вывести тонну груза на РН Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российской РН «Протон» и почти в три раза дешевле, чем на РН «Ангаре-А5» –1,4 млн. долларов против 2,8 млн. долларов и 3,9 млн. долларов соответственно. Ещё более впечатляющие показатели могут быть у полностью многоразовой сверхтяжёлой ракеты BFR компании SpaceX и ракеты New Glenn компании Blue Origin Джеффа Безоса. Если у Илона Маска получится BFR, то вооружённые силы США получат возможности по выводу грузов в космос в таких количествах, и по такой стоимости, которых ещё не было никогда и ни у кого в истории человечества. И последствия этого сложно переоценить.
Ситуацию с Роскосмосом можно сравнить с ситуацией с российским ВМФ. Есть технологии, есть опыт, но в то же время полный разброд и шатание относительно генерального направления развития, непонимание целей и задач, стоящих перед космической отраслью.
Компания SpaceX может предоставить вооружённым силам США и технологии для решения задач в части пункта «снижать стоимость самих элементов ПРО». Это предположение базируется на развёртываемой SpaceX сети спутников связи Starlink, предназначенных для обеспечения глобального доступа к сети Интернет. По разным оценкам, сеть Starlink будет включать от 4 000 до 12 000 спутников с массой 200-250 килограммов и высотой орбиты от 300 до 1200 километров. На начало 2020 года на орбиту выведено уже 240 спутников, а до конца года планируется сделать ещё 23 запуска. Если в каждый раз будет выводиться по 60 спутников, то к концу 2020 года сеть Starlink будет насчитывать 1620 спутников – больше чем у всех стран мира, вместе взятых.
Какое отношение это имеет к противоракетной обороне? Опыт, полученный такими компаниями, как SpaceX или OneWeb (Airbus) по созданию огромного количества высокотехнологичных спутников в кратчайшие сроки по минимальной цене, может быть применён для строительства спутников противоракетной обороны нового поколения.
Как мы уже говорили ранее, в рамках НПРО США разрабатывают перехватчики MKV, которые будут выводиться кластерами и предназначаться для перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с разделяющимися боеголовками. При этом предполагается существенно уменьшить их массу, чуть ли не до 15 килограммов на один перехватчик. При этом надо понимать, что перехватчики MKV разрабатываются «традиционными» представителями американского ВПК «старой закалки», компаниями Lockheed Martin Space Systems Company и Raytheon Company, чья продукция традиционно недешева. Впрочем, рынок вынуждает американские компании гибко адаптироваться и при необходимости кооперироваться для выполнения совместных проектов. Вторжение SpaceX в рынок военных запусков уже вынудило «старую гвардию», привыкшую к огромным госзаказам времён холодной войны, заняться оптимизацией своей деятельности.
Что это означает на практике? Да то, что задача вывода на орбиту группировки из 4000 и более перехватчиков ПРО, заявленная ещё в программе СОИ, в ближайшее десятилетие может стать реальностью. Учитывая то, что частная компания SpaceX планирует вывести на орбиту 4000-12000 спутников связи, бюджет США вполне позволит вывести на орбиту сравнимое число перехватчиков, со стоимостью, к примеру, порядка 1-5 млн. долларов за единицу.
Выводы
Можно предположить, что на период до 2030 года наземный эшелон будет основным в американской системе ПРО. К этому моменту суммарное количество перехватчиков на противоракетах разного типа может составить порядка 1000 единиц.
После 2030 года начнётся развёртывание орбитальной группировки, которое продлится около пяти лет, в результате чего на орбите появится 4000-5000 спутников-перехватчиков. Если система будет признана работоспособной, эффективной и экономически адекватной, то её развёртывание будет продолжено до 10000 и более спутников перехватчиков.
Появление орбитального лазерного оружия, способного обеспечить решение задач ПРО, можно ожидать не ранее 2040 года, поскольку это не просто спутник-перехватчик весом 15-150 килограммов, а полноценная орбитальная платформа со сложнейшим оборудованием, на отработку которого может уйти несколько десятилетий.
Таким образом, в период до 2030 года можно ожидать появление у ПРО США возможностей по перехвату порядка 300 боеголовок и ложных целей, к 2040 году эта цифра может вырасти на порядок – до 3000-4000 боеголовок и ложных целей, а после появления орбитального лазерного оружия, способного «отфильтровать» лёгкие ложные цели, ПРО США предположительно будет способна перехватить порядка 3000-4000 боеголовок и тяжёлых ложных целей и порядка ста тысяч лёгких ложных целей.
Насколько эти прогнозы станут реальностью, во многом зависит от политического курса текущего и будущего руководства США. Как мы поняли из недавних заявлений президента США Дональда Трампа, США «не будут ограничивать себя в разработке противоракетной обороны против стран, которые не признают международные нормы». Для КНР создаваемая ПРО будет избыточна уже к 2035-2040 годам. Остаётся только Россия.
Каких-либо фундаментальных технических преград на пути создания вышеперечисленных элементов системы ПРО нет. Технически наиболее сложным является создание орбитального лазерного оружия, но с учетом текущего состояния работ в США по лазерному оружию к 2040 году поставленные задачи вполне могут быть решены. Что касается развёртывания тысяч спутников-перехватчиков, то косвенно о возможности реализации этого сегмента ПРО можно будет судить по тому, как будут реализованы планы коммерческих компаний по созданию новейших многоразовых ракет и развёртыванию глобальных спутниковых сетей.
В начале работ по программе СОИ заместитель министра обороны по научным и инженерным разработкам Ричард Делойер заявлял, что в условиях ничем не ограниченного наращивания советских ядерных боезарядов любая противоракетная система будет неработоспособной. Проблема в том, что сейчас наша ядерная триада в изрядной степени «зажата» договором об ограничении стратегических ядерных вооружений СНВ-3, который должен прекратить своё действие 5 февраля 2021 года. Какой договор придёт ему на смену, и придёт ли вообще, пока неизвестно.
На начало 2020 года на орбиту выведено уже 240 спутников, а до конца года планируется сделать ещё 23 запуска. Если в каждый раз будет выводиться по 60 спутников, то к концу 2020 года сеть Starlink будет насчитывать 1620 спутников – больше чем у всех стран мира, вместе взятых.
Если у Илона Маска получится BFR, то вооружённые силы США получат возможности по выводу грузов в космос в таких количествах, и по такой стоимости, которых ещё не было никогда и ни у кого в истории человечества. И последствия этого сложно переоценить.
9 июля 1962 г. в 09 ч 00 мин 09,8 с (UT) на высоте 400 км над островом Джонстон был произведен термоядерный взрыв «Старфиш» («Морская звезда»). Точка взрыва располагалась на разомкнутой дрейфовой оболочке, погружающейся в плотную атмосферу на 15-20° восточнее. По-видимому, предполагалось, что при таком выборе точки взрыва искусственный пояс не должен образоваться. Однако он возник, превзойдя по размерам все возможные пределы, заполнив оба естественных пояса и «загрязнив» всю магнитосферу Земли.
Это произошло из-за выброса плотного ионизованного облака продуктов взрыва поперек силовых линий. Единственный работавший в момент взрыва ИСЗ «Космос-5» зарегистрировал мгновенный (быстрее, чем за 0,1 с) рост интенсивности γ-излучения на несколько порядков и ее последующий спад на два порядка за 100 с. В это время «Космос-5» находился на 1 200 км ниже «горизонта» взрыва. Последствия загрязнения магнитосферы ощущались еще несколько лет. Узкие радиационные пояса от трех советских ядерных взрывов 22, 28 октября и 1 ноября 1962 г. существовали в течение одной-двух недель. Подробное изучение искусственных поясов в 1962 г. позволило сделать вывод о том, что проведение пилотируемых полетов вокруг Земли и к Луне несовместимо с высотными ядерными взрывами, после которых дозы радиации в центре образовавшихся поясов приближаются к летальным. Мораторий на проведение ядерных взрывов в космосе, заключенный между СССР и США в 1963 г., сохраняется уже 30 лет.
ПОСЛЕ 1962 г.
Заполнение магнитосферы Земли продуктами взрыва «Старфиш» на много лет осложнило продолжение изучения естественного радиационного окружения Земли. Поэтому данные о свойствах электронов внутреннего радиационного пояса и протонов кольцевого тока, которые удалось получить после 1962 г., можно считать имеющими отношение к естественной радиации только при сопоставлении их с результатами наблюдений, проведенными до 9 июля 1962 г.
«Орбита относительно наблюдаемого объекта подобрана весьма умно, ее неплохой «дизайн» позволяет «Космосу-2542» наблюдать одну из сторон КН-11, когда оба спутника оказываются в потоке солнечного света. Зато когда они входят в зону «затмения», «Космос» уже передвинется на другую сторону«, — сообщил Томпсон своим читателям. — Это лишь выводы на основе разных обстоятельств, а не железные свидетельства, но множество этих самых обстоятельств говорит за то, что российский „инспекционный" спутник на самом деле „инспектирует" хорошо известный американский спутник-шпион».
Помните тот новый перехватчик, который должны начать разрабатывать вместо тоже нового, который так и не стали развертывать после "успешного" перехвата первой мишени (впервые за 20 лет в системе ПРО, предназначенной для обороны, якобы, от МБР и БРПЛ), которую с натяжкой можно впихнуть в класс межконтинентальных по дальности? А зарубили и собрались разрабатывать новый, похерив планы развертывания доп. ПР, которые были только озвучены в ключевом документе по ядерной политике. Ну и ПР, заодно, захотели новую.
Ну так вот, даже никто предложения собирать не начал, даже отложили.
Стоит отметить, что после того как американские власти осознали возникшую угрозу от большого числа советских МБР, было принято решение отказаться от мощной противовоздушной обороны, включающей большое количество развернутых на территории страны ЗРК. По словам экс-министра обороны США Шлесинджера, если они не могут защитить свои города от стратегических ракет, то не стоит даже пытаться создать защиту от малочисленной бомбардировочной авиации СССР.
В 1980-х годах начался процесс резкого сокращения сил ПВО – с вооружения сняли все зенитно-артиллерийские системы, а также большую часть ЗРК. Также было снижено количество дежурных авиационных полков.
В результате целого ряда радикальных сокращений, к осени 2001 года в составе ПВО Североамериканского континента остались лишь авиационные истребительные группировки американской Национальной гвардии и канадских ВВС. До 11 сентября боевое дежурство 15-минутной готовности к вылету на всем континенте несло не более шести перехватчиков.
ВАШИНГТОН, 12 марта. /ТАСС/. Соединенные Штаты не располагают средствами противоракетной обороны (ПРО), позволяющими им защититься от имеющихся у России в рамках ДСНВ ядерных вооружений, и не планируют их создавать. Об этом заявил в четверг директор Агентства по ПРО Министерства обороны США вице-адмирал ВМС Джон Хилл.
"Я могу подтвердить, что это не входит в наши планы - создавать [средства защиты] от России и Китая. Существует другая стратегия в отношении России и Китая", - заявил он на слушаниях в одном из подкомитетов комитета Палаты представителей Конгресса США по делам вооруженных сил