Сел и попытался еще раз по пунктам проанализировать нашу с тобой недолгую дискуссию. Мне казалось, что я достаточно внятно пытался отвечать на твои тезисы.
101> Ключевой момент в сотке это два человека экипажа на стратегическую дальность полета. Как мы сейчас знаем, даже в Су-34 над экипажем сжалились и позволили им ноги размять при полете длительностью более 4 часов.
101> Если почитать весь тот геммор, которые прошли туполя на Ту-160 с БРЭО и обеспечением стартовых условий для комплекса вооружения, в том числе коррекции своего положения, то вызывает недоумение тот оптимизм отдельных товарищей в части простоты работы по БРЭО в сотке.
PPV> Так и не понял, в чем пафос твоего выступления? …
101> Пафос простой - БРЭО на летном борту по факту в полном составе не было. Вооружения тоже. Все заявления, что он очень хорошо летал и прекрасно шел по графику не выдерживают критики именно из-за этого.
PPV> Это даже не смешно. И ладно бы это говорил кто-нибудь, не имеющий отношения к авиации, но слышать такое от тебя - грустно. Ну назови мне любой другой пример в отечественной авиации, когда на первом опытном образце принципиально нового самолета стоял бы полный комплект штатного оборудования...
101> Дело не в этом, а в том, что сравнение истории создания и производства Ту-22М, где Туполев плохой, с историей Т-4, не вышедшего даже на ГСИ, и где он хороший, на мой взгляд, есть детский сад.
Тут я сперва обиделся. Нет, ну действительно, стоило ли мне городить такой огород, с выкладыванием в теме кучи документов, чтобы в итоге получить (на этот раз от тебя, Александр!), сравнение с детским садом. Но потом, по зрелом размышлении, решил согласиться. Действительно, со стороны все это, наверное, выглядит именно так – как сублимация подростковых комплексов, по сути, меряние пиписьками в песочнице…
Что мне после этого остается? Очевидно, скромно утереть сопли, и пойти домой…
Но потом решил все-таки ответить на остальные вопросы:
PPV> Если ты про Ту-22М, то у Туполева все поплыло не "потом при доводке БРЭО", а с самого начала, на самых первых образцах машины, которые потом были стыдливо названы Ту-22М0. Оборудование на них стояло вполне отработанное, взятое с обычных Ту-22К. А основной причиной перевеса там была спешка, с которой его запускали в серию на КАЗ, без достаточных проработок на этапах АП, ЭП и при выпуске РКД. Эти косяки начали устранять на Ту-22М1, заканчивали уже на Ту-22М2, и новый комплект оборудования поставили только на Ту-22М2.
101> Меня всегда радовала простота выводов. А можно объяснить как спешка повлияла на облик конструкции? Там, что полные кретины сидели в конструкторских отделах у Туполева? Тяп- ляп и готово? Павел, как это происходит?
Я согласен с тобой в том, что далеко не всегда можно просто объяснить сложные вещи. И хотя тот жанр, в котором здесь общаются, не располагает к длинным объяснениям, попробую ответить. Я нигде не говорил про кретинов. Но в КБ люди работают в конкретной обстановке, которая далеко не всегда бывает благоприятна с точки зрения сроков и сопутствующих обстоятельств. Даже в нормальной ситуации очень часто бывает так, что выпуск РКД начинается в условиях отсутствия четких рекомендаций от аэродинамиков, от прочнистов, от технологов. Например, в связи с тем, что не были вовремя получены результаты расчетов, продувок, рекомендации соответствующих профильных институтов типа ЦАГИ, ЦИАМ, НИАТ, ВИАМ, ВИЛС (которые, кстати, могут быть и неверными, но никто там не несет за это никакой ответственности!). Однако в данном конкретном случае виновата была именно спешка, с которой делали Ту-22М. Или ты хочешь опровергнуть очевидное?
Что Ту-22М в 1967-68 г.г. проектировали и запускали в серию практически «с колес»: с запуском РКД до защиты ЭП, не имея нормальных результатов продувок и прочностных расчетов? И поэтому перезакладывались с «мясом» в конструкции, и поэтому, в том числе, машина получилась сильно перетяжеленной, даже с учетом наличия отработанного БРЭО? И поэтому уже на второй итерации машины, в 1969 году вынуждены были в частности, полностью переделывать крыло, меняя профилировку и увеличивая размах?
А вот дальнейшие доработки и переделки вполне укладывались в обычное русло доводки машины.
101> Я вот хочу понять, когда Микоян выкатил МиГ-23 с КИС, которые также оказался не айс, то там тоже такая же история была?
Ты будешь смеяться, но для МиГ-23 с КИС (который изд. 23-11) ситуация была примерно аналогичной, и также во многом связанной со сроками и слабой проработкой проекта. В исходном варианте самолета косяки были, в основном, со стороны аэродинамиков. Для повышения Су на взлете ЦАГИ было рекомендовано применить УПС на закрылке, который шел вдоль всего размаха ОЧК. Потом выяснилось, что при применении УПС возникает большой пикирующий момент, не хватало стабилизатора, пришлось увеличивать его плечо. Однако, в конечном счете, пришлось отказаться от самой идеи УПС, т.к. реализовать нормальную профилировку щели вдоль закрылка на такой длинномерной конструкции не удалось. В результате, Су на МиГ-23 на взлетно-посадочных режимах сильно «сдулся» по сравнению с расчетным …
Ну а потом была длинная и нудная эпопея с непрерывным ростом массы, в связи с чем на МиГ-23 приходилось непрерывно увеличивать тягу двигателя, и соответственно переделывать под него фюзеляж и ВЗ …. Но это отдельная длинная песня…
101> Ну или когда Т-10 на АЛ-21 оказался тоже непонятно чем это было аналогично? 101> Ребята пили чай и им было некогда делать нормальные самолеты?
101> Или может дело в том, что люди, которые далеко не идиоты и привыкли работать на совесть, создавали конструкцию изделия, которую ранее не создавали?
Твоя запальчивость в данной ситуации делает тебе честь. И я готов полностью тебя поддержать в этом вопросе. В том смысле, что большая часть ошибок, которые делаются в процессе проектирования принципиально новых изделий, бывает обусловлена отсутствием на ранних этапах проработки полной и достоверной информации о предмете. Именно для этого предназначен этап проектной проработки, на котором большая часть таких вопросов к началу выпуска РКД должна быть снята. Однако важно соблюдать этапность работ. А у нас всегда «рулят» сроки …
PPV> Рост массы в процессе проработки самолета - практически неизбежный процесс, конечно, не избежала бы его и сотка, но драматизировать эту ситуацию ни к чему. Это рабочий процесс...
101> Так может тогда и не надо его драматизировать в истории с Ту-22М?
Ответил выше – см.
PPV> С монстрами в отечественной авиации ты меня порадовал.
101> Павел, если склероз вдруг наступил, то я напомню - на МиГ-29 козырек из триплекса был с момент его взлета - 77й год.
101> На Су-27 козырек был из пластика, что также отразилось на ограничении в РЛЭ.
101> В каком году на истребителях Сухого козырек несоставной конструкции начали делать не из пластика?
101> Почему Кайра пошла сперва на МиГ, а потом к вам?
101> Почему ракету Р-73 НИАС и Вымпел создавали де-факто под хотелки Микояна?
101> Ну мы это будем что-ли по новой обсуждать?
Если ты в понятие «монстр» в данном случае вкладываешь те особые преференции, которые по факту имел от руководства МАП тот или иной Ген.конструктор, то в этом смысле готов с тобой согласиться.
101> Ну а самый главный козырь во всей этой истории он лежит на поверхности. В стране уже было два монстра в авиации - Туполев и Микоян. Третьего монстра бы МАП не потянул. И дело тут не в самом ОКБ, а в тематических работах в смежных организациях.
PPV> Но вопрос о том, потянул бы или нет отечественный ВПК лишнюю нагрузку в виде комплекса на Т-4 вдобавок к Ту-22М, Ту-144, Ту-142М, Ту-154, Ил-62М, Ил-86, Як-42, Ан-124, МиГ-27, МиГ-31, Су-17М, Су-24, согласись, чисто риторический...
101> Берете линейку Ту-95 и смотрите сколько всего на базе этого типа сделано бортов различного назначения. ДРЛО, патрульный самолет и т.п. Берете Ту-16, аналогично. Вот посчитайте сколько одновременно бортов ОКБ Туполева вело в разные годы, причем совершенно разношерстных по назначению - бомберы, перехватчик, коммерческие борта (до зв и св зв), спецборта. ОКБ Туполева был явным монстром на фоне остальных.
101> Все это сопровождалось работой отраслевых структур в приоритетном порядке.
И в этом утверждении готов с тобой согласится, здесь вполне возможны были перекосы в плане расстановки приоритетов. Только как это доказывает твою мысль о том, что «Боливар не выдержит двоих/троих»? Всю вышеперечисленную номенклатуру комплексов смежники, значит, тянули, а еще один лишний – шея бы переломилась?
Это сообщение редактировалось 05.03.2020 в 10:01