[image]

История Т-4 «100»

Перенос из темы «ПАК ДА - первая пристрелка флудерам.»
 
1 39 40 41 42 43 44 45
+
-
edit
 

Lunar

опытный

Charger144> Предлагаю вашему вниманию записанную мной лекцию уважаемого Павла Плунского

Спасибо Павлу и вам, очень интересно!
Про проект Х-30 не знал. Пожалуйста, больше выкладывайте информацию, по возможности про ракетное оружие и комплексы самообороны проектов тяжелых самолетов 50-70. Тема очень интересная.
   66
+
+4
-
edit
 

PPV

опытный

В работах по вооружению Т-4 обнаружил интересный момент: оказывается, несмотря на то, что головным исполнителем по К-30 вплоть до середины 1965-го являлось ОКБ-51, т.е.само ОКБ Сухого, тем не менее, КБ Березняка пытались подключить к работам по этой теме уже в 1964 году. По крайней мере, самого Березняка приглашали в качестве докладчика на соответствующие заседания в ГКАТ в январе 1964-го, а в июле он выслал в адрес ГКАТ план работ ФОКБ-155 на 1966-70 гг., в котором в качестве отельной темы было указано:
КР Х-32(Х-33) системы Т-4. Целевая задача: поражение р/л контрастных, площадных и точечных целей (кораблей, плавбаз, прицельных РЛС, ВМБ). Система управления, в зависимости от выполняемых задач:
- активная или пассивная ГСН,
- комбинированная (инерциальная, с с/н по селектированной цели на конечном участке).
Двигатель - ЖРД. Высота пуска 10-26 км, дальность пуска 600 км, скорость - до 6000 км/час. Выполнение работ - 1966-69 гг. ...
   
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

В 1964 году намечался выход очередного ПСМ с заданием плана работ по вооружению и военной технике на 1966-70 годы, в связи с этим все заинтересованные ведомства в течение всего этого года занимались согласованием и утрясанием проекта этого документа. В мае 1964-го ГК ВВС Вершинин прислал в адрес Дементьева соответствующую бумагу с "хотелками" военных. В отношении Т-4 там было записано:
- завершение разработки ударно-разведывательного комплекса Т-4 и создание на его базе самолета-разведчика с доразведчиком и комплекса аппаратуры разведки с больших высот и самолета обеспечения (постановщика помех) и комплекса средств защиты...
Отдельно были предусмотрены 2 НИР:
- создание на базе Т-4 самолета-перехватчика - рейдера для срыва трансокеанских перевозок противника и п/л самолета.
-создание на базе Т-4 самолета-разгонщика для вывода на орбиту высотой до 800 км КА весом до 2 т.
   

PPV

опытный

PPV> По отчётам ТМЗ за 1971-72 гг., расход титана на 1 самолёт типа Т-4 составлял от 180 до 200 тонн, при КИМ=0,11...
Нашёл справку, датированную 15.11.1966 г., по выпуску титанового проката металлургическими заводами МАП (в тыс.тонн):
В 1964 г. = 6,7; в 1965 г. = 8,0; в 1966 г. = 10,0. Планировалось:
в 1967 г.довести до 12,0, а в 1968 г.до 20 тыс.тонн.
Отдельно по титановым сплавам:
В 1964 г. = 16,5; в 1965 г. = 19,5; в 1966 г. = 24,0. Планировалось:
В 1967 г.довести до 28,0, а в 1968 г.до 64 тыс.тонн.
   
Это сообщение редактировалось 13.06.2020 в 18:21
RU капитан-123 #25.11.2020 20:06
+
+1
-
edit
 

капитан-123

опытный

Т-4
Прикреплённые файлы:
Безымянный.jpg (скачать) [3154x2305, 930 кБ]
 
 
   83.083.0
+
+7
-
edit
 

PPV

опытный

В журнале "Авиация и космонавтика" NN 9-11 за этот год опубликована статья В. Проклова "Сотка. Прерванный полет". В ней приведены выдержки из тех документов, о которых я уже упоминал выше, так и некоторые другие небезынтересные материалы и воспоминания...
   
LT Bredonosec #13.04.2021 18:33
+
-
edit
 
не знаю, было ли фото - с макетами "изделий"
Прикреплённые файлы:
vW-gg_saCZ0.jpg (скачать) [1200x758, 285 кБ]
 
 
   68.068.0
+
+4
-
edit
 

PPV

опытный

Фото уже, конечно было:

История Т-4 «100» [PPV#08.11.13 20:25]

Могу засвидетельствовать, что пункт приказа, связанный с постройкой макета Т-4 был выполнен в срок. Вот фото из Технического отчета ОКБ за 1966 год:// Авиационный
 


Теперь еще один небезынтересный момент из истории работ по Т-4. Но для начала небольшая предыстория:
Напомню, что вплоть до начала 70-х каждое самолетное КБ в СССР ставило на свои самолеты катапультные кресла своей собственной разработки, в итоге, к середине 60-х в эксплуатации были одновременно:
- кресла КБ Микояна (КК ? на МиГ-15…19, КК СК…СК-3/КМ-1М на МиГ-21Ф/ПФ…),
- кресла КБ Сухого (КК КС-2, КС-3, КС-4 на Су-7…15),
- кресла КБ Туполева (КК ? на Ту-22, КК Ту-К-21/КТ-1 на Ту-128),
- кресла КБ Яковлева (КК К-4, К-5, К-7 на Як-25…28).
С некоторого момента такая ситуация стала изрядно напрягать заказчика, который наряду с требованиями повышения характеристик надежности и безопасности при катапультировании стал настоятельно требовать унификации КК.

Начальник инспекции ГКАТ В.Ходеев в справке, адресованной П.В. Дементьеву от 07.09.1964 г. писал:
«Во исполнение решения ВПК от 16.04.1964 г. № 85 и Приказа ГКАТ от 13.05.1964 г. № 154 было поручено тт. Загайнову и Назарову (ОСКБС) совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопрос об унификации катапультных кресел и комплектующих изделий к ним для разных самолетов, а тт. Лапшину и Куприянову подготовить совместно с СНХ СССР и РСФСР предложения об организации серийного производства катапультных кресел на спец. модифицированном предприятии … для представления в ВПК в июне.
21.07 с.г. от ВВС поступило письмо с просьбой ускорить проработку предложений по указанным вопросам.
ТУ, ППУ затянули проработку и до настоящего времени не подготовили согласованных предложений.
В настоящее время заводы №№ 51, 115, 155 и 156 каждое применяют для разрабатываемых ими самолетов катапультные кресла своей конструкции, соотв. кресла КС-4, К-21, СК-3 и Ту-К-21, серийное производство которых осуществляется самолетостроительными заводами. …»
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+4
-
edit
 

PPV

опытный

В рамках ГКАТ тематику унификации средств спасения и ж/о решено было возложить на завод № 918, который с 1964 года возглавил Г.И. Северин. Это был реализовано годом позже, когда вышел: приказ МАП № 209 от 14.08.1965 г.
С целью создания унифицированных катапультных установок, унификации высотного снаряжения, кислородного оборудования, повышения культуры производства и обеспечения надежности средств спасения, ПРИКАЗЫВАЮ:
1.) Головной организацией по разработке новых САПС (кресла и капсулы) … определить завод № 918 (гл.к-р т. Северин).
2.) Гл.к-ру з-да № 918 т. Северину к 01.10.1965 г. разработать и представить на утверждение план создания унифицированных катапультных установок на вновь разрабатываемых самолетах, согласованный с заводами №№ 156, 155, 51, 115, ЛИИ и др. заинтересованными организациями. Заводам №№ 156, 155, 51 и 115 в месячный срок выдать ТТЗ заводу № 118 …
7. Ген.к-рам заводов №№ 156, 155, 51, 115 … дальнейшие работы по созданию новых САПС … для вновь разрабатываемых самолетов не производить. …
13. Нач-ку управления кадров т. Дмитриеву:
а) … б) оформить до 01.09.1965 г. перевод с заводов №№ 155, 115, 156 и 51 на завод № 918 по 5 опытных инженеров, специалистов по разработке средств спасения экипажей самолетов …

Кстати, от одного из ветеранов нашего ОКБ, до сих пор работающего по тематике средств спасения, слышал его рассказ о том, как в середине 60-х он довольно долго был в командировке у Северина (завод № 918, в будущем «КБ «Звезда»), где в числе прочих передавал свой опыт по разработке катапультных кресел тамошним сотрудникам …
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

На заводе № 918 к тому времени уже имелся опыт разработки собственных КК, создававшихся по ТЗ самолетчиков: там были созданы кресла К-1 и К-3, ставившиеся на самолеты ОКБ Лавочкина и Мясищева, и К-22 для ОКБ Туполева; велись работы по теме К-24 (перспективное КК класса 0-0). С 1964 года по ТЗ КБ Сухого здесь разрабатывалось КК для Т-4 (тема 114), а с 1965 – КК для Т-58М (тема 118).


Понятно, что после выхода в свет приказа об унификации, тематика КК для Т-4 и Т-6 была объединена, и по указанию П.О. Сухого на них с самого начала просматривалась установка именно унифицированного КК, каковым по факту стало К-36. А вот в остальных самолетных ОКБ выполнять указание Дементьева как-то не особо спешили, о чем со всей очевидностью свидетельствует следующий документ:

Приказ МАП № 139 от 01.04.1966 г.
Проверкой установлено, что работы по унификации КС для самолетов и спускаемых изд. их пр-ва на заводе № 32, предусмотренные решением Коллегии МАП и Приказом МАП № 118 от 08.06.1965 г., и № 209 от 14.08.1965 г., проводятся недостаточно эффективно.
Ген.к-рами заводов №№ 115, 155, и 156 до сих пор не выдали необходимые данные для проектирования унифицированных КС, как для серийных, так и для вновь разрабатываемых самолетов. …
При наличии возможности применения КС КМ-1 на самолетах, разрабатываемых заводом № 51, работы в этом направлении заводом № 51 не проводятся, что вызывает необходимость серийного изготовления 2-х …одинаковых по техническим данным катапультных установок КМ-1 и КС-4. … Приказываю:
… 5. Ген.к-ру з-да № 51 т. Сухому и гл.к-ру завода № 918 т. Северину до 01.07.1966 г. проработать вопрос применения катапультных кресел КМ-1 на самолетах Су-15, Су-15У, Су-7БКЛ, Су-7БУ и выдать необходимую документацию заводу № 153.
Директору з-да 153 т. Ванагу до 01.08.1966 г. доработать по выпущенным чертежам головные части указанных самолетов и передать на испытания в ЛИИ. …
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Никаких упоминаний о проработке установки КМ-1 на Су-15 или на Су-7 я не видел, а вот возможность компоновки этого кресла в кабине Т-6 рассматривалась – наряду с КС-4 и К-36. По крайней мере, чертежи с такими названиями фигурируют в перечне выпущенных в бригаде общих видов летом 1966-го. Однако в качестве основного варианта рассматривалось КК К-36, о чем свидетельствуют материалы макетной комиссии по Т-58М, датированные июлем 1966-го. Ну а для Т-4 с 1965 г. рассматривалась только установка К-36, и по факту, именно КБ Сухого первым из всех наших самолетных ОКБ в полном объеме выполнило указание МАП и перешло на установку на своих новых самолетах унифицированного КК. Ну а первыми такими самолетами в СССР по факту стали Т-6 (Су-24) в 1970 г. и Т-4 (100) в 1972 г.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Вот еще несколько документов, характеризующих дальнейшую историю работ в СССР по тематике унификации средств спасения и ж/о:

Письмо Зам. МАП Ф.П. Герасимов в адрес Зам. МОП Раевского И.И. и нач-ка 3 ГУ МОП Беляева Т.В., … от 06.06.1966 г.
В соответствии с «Планом экспериментальных и исследовательских работ по совершенствованию и дальнейшему развитию средств аварийного покидания …», утвержденному в 12.1963 г., … НИИ-6 провел исследовательскую ОКР по созданию малоградиентных пороховых зарядов стреляющих механизмов и ПРД катапультных установок.
Этим же планом и Приказом МАП от 14.08.1965 г. № 209 заводу № 918 поручено разработать унифицированное катапультное кресло, установка которого предусматривается на новые самолеты, в т.ч. Т-58М и Т-4 ОКБ-51.
В связи с изложенным, прошу Вас дать указание НИИ-6 разработать по ТЗ з-да № 918 пиропатроны и заряды … с малоградиентным порохом … для пиротехнических устройств унифицированного КК … и обеспечить поставку пиропатронов…
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Приказ МАП № 9 от 06.01.1967 г.
Макетная комиссия ВВС рассмотрела и одобрила разработанный заводом № 918 макет унифицированной катапультной установки К-36 и системы индивидуального жизнеобеспечения для членов экипажа ЛА.
Учитывая важность и положительные результаты работы, проделанной заводом № 918, … приказываю:
1. Ген.к-рам заводов №№ 156, 155, 115, 51, 240, … тт. … гл.к-рам з-дов №№ 49 и 86 т.т. … впредь, при разработке новых ЛА и необходимости применения СС … предусматривать использование унифицированной КУ К-36 и систем … жизнеобеспечения.
2. Гл.к-ру з-да № 918 т. Северину, ген.к-рам з-дов №№ 156, 155, 115, 51, … до 10.01.1967 г. рассмотреть и согласовать схему унифицированной системы кондиционирования спец. снаряжения экипажа. …
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Решение НТС 7 ГУ МАП от 06.09.1967 г.
Заслушав и обсудив доклад гл.к-ра предприятия п/я А-3927 Г.И. Северина о ходе разработки унифицированных систем ж/о, НТС отмечает:
1. Разрабатываемая на п/я А-3927 и М-5461 унифицированная система ж/о состоит из:
- системы вентиляции высотного снаряжения кондиционированным воздухом,
- кислородной системы,
- ВК снаряжения «Лист»,
- скафандра «Сокол»,
- ПСП устройств,
- унифицированного КК К-36.
2. Предлагаемая система позволит заменить все ранее разработанные системы ж/о, находящиеся на снабжении ВВС: (ККО-1, -3, -5, ВМСК-2, МСК-3, ИМ-1) и др. …
3. Унифицированная система ж/о разрабатывается в комплексе с унифицированной системой КК К-36 и может быть использована на самолетах Т-58М и Т-4, так и на МиГ-23, Е-155, Е-158 и др.
4. Разработанные образцы всех изделий системы ж/о рассмотрены и основном одобрены командованием ВВС …
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+3
-
edit
 

PPV

опытный

Письмо зам. МАП В.А. Казакова --- к-ру в/ч 25956 т. Пономареву А.Н. от 02.07.1968 г.
Предприятие п/я А-3927 в соответствии с приказом МАП № 209 от 14.08.1965 г. по ТТТ ВВС от 30.08.1965 г. разработана унифицированная катапультная установка К-36 в комплекте с НАЗ.
Катапультная установка успешно прошла заводские наземные и летные испытания и рекомендована на СГИ (отчеты ЛИИ…). Предприятием п/я А-3927 разработана в согласованном с ВВС объеме ЭТД, изготовлены 4 и заканчивается изготовление 2-х катапультных установок К-36 и параллельно НАЗ.
Прошу Вас дать указание к-ру в/ч 15650 о принятии на совместные государственные полигонные испытаний КУ К-36 и НАЗ. …


Письмо зам. МАП В. Казакова --- к-ру в/ч 25966 Пономареву от 29.10.1969 г.
Направляю Вам на утверждение акт по ГИ унифицированной катапультной установки К-36.
   49.0.2623.11249.0.2623.112

PSS

литератор
★★☆
PPV> Это полностью подтверждает и другой «ближайший» по дате документ – стенограмма заседания НТС ГКАТ от 13.11.1961 года. Это довольно объемный документ, в РГАЭ (фонд 29, оп. 1, дело № 1819) он представляет собой 392 страницы печатного текста, правда, следует оговориться, что заседание растянулось на три дня.
PPV>(РГАЭ, фонд 29, оп. 1, дело 1814, стр. 29-31; дело 1816, стр. 1-264)
PPV>(РГАЭ, фонд 29, оп. 1, дело 1815, стр. 84-92; дело 1818, стр. 177-245)

Извините за беспокойство. Скажите, а Вы все дело скопировали или только нужные страницы?

И второй вопрос, это у Вас было письмо из организации фондосдатчика или это общедоступный фонд открытый для копирования?

Если честно было бы интересно прочитать все дело, а не только фрагменты про сотку и ее конкурентов.
   88

PPV

опытный

PSS> Извините за беспокойство. Скажите, а Вы все дело скопировали или только нужные страницы?
PSS> И второй вопрос, это у Вас было письмо из организации фондосдатчика или это общедоступный фонд открытый для копирования?
PSS> Если честно было бы интересно прочитать все дело, а не только фрагменты про сотку и ее конкурентов.

Копировал не я, копировал в свое время директор нашего музея, В.С. Проклов. Скопировано все это дело, и эта копия хранится у нас в музее, за что лично ему огромная благодарность.

РГАЭ, няз, общедоступный архив, фонды МАП и ГКАТ, в той части, что рассекречены, также общедоступные, и снимать копии с тамошних материалов может любой.

Однако выкладывать здесь все это дело я не возьмусь, на мой взгляд это лишнее...
   
Это сообщение редактировалось 13.11.2021 в 14:21

101

аксакал

PPV>> По отчётам ТМЗ за 1971-72 гг., расход титана на 1 самолёт типа Т-4 составлял от 180 до 200 тонн, при КИМ=0,11...
PPV> Нашёл справку, датированную 15.11.1966 г., по выпуску титанового проката металлургическими заводами МАП (в тыс.тонн):
PPV> В 1964 г. = 6,7; в 1965 г. = 8,0; в 1966 г. = 10,0. Планировалось:
PPV> в 1967 г.довести до 12,0, а в 1968 г.до 20 тыс.тонн.
PPV> Отдельно по титановым сплавам:
PPV> В 1964 г. = 16,5; в 1965 г. = 19,5; в 1966 г. = 24,0. Планировалось:
PPV> В 1967 г.довести до 28,0, а в 1968 г.до 64 тыс.тонн.

Т.к. долгое время работаем с Верхней Салдой, то на работе нашлась соответствующая историческая книжка по истории ВСМПО, города и коллектива. Там по большей части описание введения в строй производственных мощностей. Из интересного по теме:
- титан они делали не только для авиапрома, а для всех отраслей промышленности, как и легкосплавные и цветмет штамповки;
- прокат профиля с толщиной полки 1 мм пошел в серию только в 70гг;
- судя по всем название сплава В95 названо в честь завода в Салде №95.
   94.094.0
101> - судя по всем название сплава В95 названо в честь завода в Салде №95.
Так В95 - это же дюраль.
Причем тут Салда?
   95.0.4638.6995.0.4638.69
+
+1
-
edit
 

Invar

аксакал
★☆
101>> - судя по всем название сплава В95 названо в честь завода в Салде №95.
G.s.> Так В95 - это же дюраль.
G.s.> Причем тут Салда?

При заводе "помимо Ступино" :p

У Фридляндера открытым текстом:
Прикреплённые файлы:
95.JPG (скачать) [507x119, 35 кБ]
 
 
   45.045.0

101

аксакал

101>> - судя по всем название сплава В95 названо в честь завода в Салде №95.
G.s.> Так В95 - это же дюраль.
G.s.> Причем тут Салда?

Так они не только титаном занимаются
   94.094.0
G.s.>> Причем тут Салда?
101> Так они не только титаном занимаются
Да, вот выше привели версию, не знал об этом.
Но вообще странно, названия сплавов должны быть стандартизованы, а тут отсебятина.
   95.0.4638.7495.0.4638.74

101

аксакал

G.s.>>> Причем тут Салда?
101>> Так они не только титаном занимаются
G.s.> Да, вот выше привели версию, не знал об этом.
G.s.> Но вообще странно, названия сплавов должны быть стандартизованы, а тут отсебятина.

Ну это же начало эпохи. Тогда могли себе позволить эмоциональность. Там еще были интересные названия тех лет, найду - приведу.
В книге описано, что само слово титан было под запретом.
   94.094.0
101> Ну это же начало эпохи. Тогда могли себе позволить эмоциональность. Там еще были интересные названия тех лет, найду - приведу.
Ну, первое, что приходит на память - Победит.
   95.0.4638.6995.0.4638.69
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+1
-
edit
 

Invar

аксакал
★☆
G.s.> Но вообще странно, названия сплавов должны быть стандартизованы, а тут отсебятина.

Тихонько выпадая в асадок Пребудет в этом роде войск бардак отныне и навеки:

Вот марки для тогож титану (не всё, есть еще просто 14,19,27,37,40 :p :D )
 

   45.045.0
1 39 40 41 42 43 44 45

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru