Судостроители и судоремонтники Приморья обсудили пути решения проблемы кадрового голода в отрасли
Представители судостроительных и судоремонтных предприятий, образовательных учреждений, а также Правительства Приморского края обсудили текущую кадровую ситуацию в сфере судостроения и судоремонта, а также пути решения проблемы кадрового голода в рамках круглого стола «Подготовка рабочих кадров для предприятий судостроительной и судоремонтной отрасли на базе учебного центра колледжа ВГУЭС при поддержке Правительства Приморского края». Мероприятие прошло 20 авг. 2020 на территории АО «Восточная верфь».
Со стороны предпринимателей на мероприятии выступили руководители Восточной верфи, Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, судостроительного комплекса «Звезда», Находкинского судоремонтного завода, Ливадийского ремонтно-судостроительного завода. За возможности обучения отвечали представители структур среднего профессионального образования ВГУЭС.
Врио Генерального директора АО «Восточная верфь» А.Б. Лысенко призвал участников круглого стола честно говорить о сложившейся ситуации: «Мы находимся, если честно, на грани кадровой катастрофы. На предприятиях выпадает среднее звено, остаются либо выпускники без особого опыта, которых ещё нужно учить и учить, либо специалисты старше 60 лет, которые уже не могут долго работать в силу здоровья. Если не поставить на поток подготовку квалифицированных кадров, судостроительную отрасль на Дальнем Востоке можно будет попросту хоронить. Именно поэтому мы собрались здесь, чтобы создать углубленный симбиоз между бизнесом, образованием и властью, чтобы оперативно решить надвигающуюся проблему. Сегодня это вопрос экономического развития нашего региона.
Представители судостроительно-судоремонтной отрасли отметили острую нехватку специалистов по широкой номенклатуре рабочих профессий: недостаточно квалифицированных сварщиков, сборщиков корпусов судов, трубопроводчиков, маляров, изолировщиков и многих других работников. Не хватает и инженерно-технических работников, например инженеров по нормированию труда. Собравшиеся представители согласились, что проблема общая и касается всех участников мероприятия.
При этом кадры сегодня брать практически неоткуда. Верфи Санкт-Петербурга, Крыма, других городов центральной России сегодня наполняются заказами, поэтому привлечь вахтовиков из этих регионов уже не получается. Ужесточенное миграционное законодательство также сделало накладным привлечение специалистов из-за рубежа, например Украины: приходится приобретать дорогостоящие патенты, тратить денежные и временные ресурсы на организационные и логистические моменты. А в период коронавируса «импорт» специалистов становится практически невозможным. Об этом рассказала заместитель генерального директора Восточной верфи по кадровой политике Елена Викторовна Вохмина. При этом образовательные учреждения на данный момент не могут удовлетворить потребности судостроителей. А те студенты, которые выпускаются, получают вместе с дипломами повестки в военкомат, что ещё на год отодвигает получения заводами столь дефицитных специалистов, многие из которых в остаются служить в армии по контракту — судостроители не могут конкурировать с теми зарплатами и льготами, которые предлагает Минобороны своим служащим.