Забытый рейс дизель-электрохода "Гижига"
В конце этого года произойдёт 50-летний юбилей события, положившего начало плановому продолжению навигации в одном из регионов Арктики.
Экспериментальный рейс д/э "Гижига" в конце 1970 года стоит в ряду славных дел ХХ века по изучению и освоению трассы Севморпути, последствия которого сказались сразу же, в последующие годы. Год спустя в Дудинку пришёл уже целый караван транспортных судов, преодолев в условиях полярной ночи тяжёлые льды.
Бурное развитие Норильского горно-металлургического комбината поставило вопрос об устойчивом обеспечении транспортных связей комбината. Резко возросли объёмы перевозок как по завозу грузов для комбината, так и по вывозу продукции.
Руководство экспериментальным плаванием было возложено на штаб морских операций западного сектора Арктики (Диксон) Мурманского морского пароходства. Пароходство выделило для проведения эксперимента транспортное судно д/э «Гижига» класса УЛА для рейса Кандалакша – Архангельск – Дудинка – Мурманск; атомный ледокол «Ленин» для работы на участке Карские ворота – Енисейский залив – Карские ворота; ледокол «Мурманск» для работы на участке Енисейский залив – Байкалово – Енисейский залив; ледоколы «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин» для работы на участке Байкалово – Дудинка – Байкалово.
В Карском море «Гижигу» ожидали атомоход «Ленин» и дизельный ледокол «Мурманск», которые взяли судно под проводку. Атомоход несколько раз застревал, так как тогда не было пневмообмыва. Образовывалась «шуба» с обоих бортов метров по 15, и «Ленин» застревал. К нему на околку выходил «Мурманск» и тоже застревал в этой «»каше». Под конец разгонялся д/э «Гижига» и тоже застревал. При совместной работе машинами назад, примерно 15-20 минут, ледоколы получали движение, обходя эту «кашу» стороной.
В проливе Москва, это уже в Енисейском заливе, глубины не позволили «Ленину» идти дальше. Вскоре по этой же причине останавливается и «Мурманск». Теперь до самой Дудинки транспортное судно сопровождают «Капитан Воронин» и «Капитан Белоусов». 43-градусным морозом встречала Дудинка караван. Это было в 13 часов 30 минут 19 ноября 1970 года. Это были незабываемые часы. Тысячи жителей Дудинки вышли на крутой берег Енисея посмотреть на это невиданное зрелище. Митинг, оркестр, пресса. Теплые слова приветствия организаций округа, представителей Норильского комбината.
Во время погрузки со звуком пушечного выстрела из-за мороза лопнула надстройка в районе каюты 3-го помощника. В Дудинку помимо прочего оборудования доставили тяжелые бульдозеры «Катерпиллар», которые были очень нужны Норильскому комбинату.
26 ноября после окончания погрузки и торжественного митинга «Гижига» под проводкой «Капитана Воронина» покинула Дудинку. В этот день была «чёрная пурга» и единственное, что указывало дорогу судам - проложенный несколькими часами раньше «Капитаном Белоусовым» канал.
В Мурманск с грузом руды и металлопродукции «Гижига» пришла 3 декабря 1970 года.
Руководил этой операцией начальник штаба морских операций Западного района Арктики Бронислав Семёнович Майнагашев.
Проводку «Гижиги» в столь поздние для традиционных рейсов сроки осуществлял атомоход «Ленин» под командованием капитана Бориса Макаровича Соколова, более 30 лет возглавлявшего экипаж атомохода.
Даже после того, как ледокол был поставлен на прикол, Борис Макарович до самых последних своих дней был хозяином на судне, которое позже превратили в музей.
Командовал «Гижигой» Вячеслав Николаевич Маков – опытнейший ледовый капитан , старшим помощником был Валерий Иванович Шестопалов также прекрасный судоводитель, в последствии ставший заместителем начальника Мурманского морского пароходства.
В конце статьи хотелось бы привести текст радиограммы полученной из Министерства Морского Флота:
«ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД ГИЖИГИ
КМ МАКОВУ
ГОРЯЧО ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ЗПТ ОРГАНИЗАТОРОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО РЕЙСА Д/Э ГИЖИГА УСПЕШНЫМ ЗАВЕРШЕНИЕМ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ТЧК ЖЕЛАЮ ЭКИПАЖАМ СУДОВ ЗПТ КОЛЛЕКТИВАМ ПОРТОВ ЗПТ ТАКЖЕ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗПТ ПРЕДПРЯТИЙ ЗПТ ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ЗПТ ДАЛЬНЕЙШИХ ТРУДОВЫХ УСПЕХОВ ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА 1970 ГОДА ТЧК
МИНИСТР ФЛОТА ГУЖЕНКО
В заключении хотелось бы отметить, что я с глубоким сожалением наблюдаю за происходящими в Мурманском морском пароходстве событиями. «Новоявленные» хозяева пароходства довели его до катастрофического состояния, суда распродаются за долги, моряки и сотрудники компании остаются без работы. Очевидно, что Министерство транспорта РФ должно уделить пристальное внимание вопросу сохранения существования уникального транспортного предприятия, имеющего важнейшее значение для транспортного обеспечения западного района Арктики.
И. Джохадзе
Участник рейса. Бывший помощник капитана д/э «Гижига»