[image]

Ликбез - все что вы хотели знать о космосе, но боялись спросить.

Теги:космос
 
1 79 80 81 82 83 84 85

zaitcev

старожил

Naib> В общем, такого кадавра я тут сочинил.
Naib> Берём газогенератор на той же перекиси и пар пускаем на турбину. Турбина крутит генератор, ток от генератора крутит насосы подачи топлива и окислителя.

А зачем перекись? Жги основную топливную пару в газогенераторе. УИ подскочит, меньше баков и трубопроводов. С перекисью возились потому, что не было подходящих материалов в 40-е годы.
   95.095.0
RU Виктор Банев #17.12.2021 01:31  @Naib#17.12.2021 00:29
+
+3
-
edit
 
Naib> "Сон разума рождает чудовищ"
Naib> В общем, такого кадавра я тут сочинил.
Naib> Берём газогенератор на той же перекиси и пар пускаем на турбину. Турбина крутит генератор, ток от генератора крутит насосы подачи топлива и окислителя.
"Наиболее впечатляют ТНА мощных ЖРД для ракет-носителей. Так, турбина самого мощного в мировой практике ракетного двигателя РД170 (РД171) конструкции НПО "Энергомаш" имеет мощность ~ 270000 л.с. (~ 200000 кВт), что составляет 1/3 мощности Днепрогэса"©.
Пробки перегорят.... :D
   2121
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> Представим вариант, что "выбегом" турбины (инерция ротора в целом).
Сомнительно: исходное назначение этого режима - добор импульса последствия до заданного значения для обеспечения точности наведения боевого блока по дальности.
При питании рулевых камер от выбега турбины стабильности тяги не было бы.
   89.0.4389.11689.0.4389.116
RU Полл #17.12.2021 08:09  @Виктор Банев#17.12.2021 01:31
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Naib>> Берём газогенератор на той же перекиси и пар пускаем на турбину.
В.Б.> Пробки перегорят.... :D
Ну так ты сравнил РД-108 с его вакуумной тягой на последней модификации в 101 тс и РД-171 с тягой в пустоте 806 тс.
   89.0.4389.11689.0.4389.116
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
zaitcev> А зачем перекись? Жги основную топливную пару в газогенераторе.
Переход на новые форсунки занял 10 лет.
Переход на химическую систему зажигания идёт уже 17 лет.
Переход на ТНА на основных компонентах при наших раскладах займет не менее 30 лет. :(
   89.0.4389.11689.0.4389.116
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Полл> Переход на ТНА на основных компонентах при наших раскладах займет не менее 30 лет. :(

Да просто перейдут на Союз-5, а там РД-170 и все дела.
   95.095.0
+
+2
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
zaitcev> Да просто перейдут на Союз-5, а там РД-170 и все дела.
Союз-5 с изначальной второй ступенью выводит 18 т на НОО, с оптимизированной второй ступенью - более 20 т на НОО, это аналог "Протона", а не РН среднего класса, какой является "Союз".
Так что мы вполне возможно ещё увидим "Союз" с движками РД-107/8В с ТНА на основных компонентах. Ну или наши дети увидят. :)
   89.0.4389.11689.0.4389.116
RU Тыдым Быдым #17.12.2021 11:04  @Полл#17.12.2021 08:41
+
-
edit
 

Тыдым Быдым

опытный

Полл> Союз-5 с изначальной второй ступенью выводит 18 т на НОО, с оптимизированной второй ступенью - более 20 т на НОО, это аналог "Протона", а не РН среднего класса, какой является "Союз".
Собачка за время пути успела еще подрасти?

Насчет ракеты среднего класса - ну нет, если будет С-5, то и на С-6, глядишь, сподобятся. На 2х190 или 1х180
   96.0.4664.4596.0.4664.45
RU Полл #17.12.2021 11:19  @Тыдым Быдым#17.12.2021 11:04
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Полл>> Союз-5 с изначальной второй ступенью выводит 18 т на НОО, с оптимизированной второй ступенью - более 20 т на НОО, это аналог "Протона", а не РН среднего класса, какой является "Союз".
Т.Б.> Собачка за время пути успела еще подрасти?
Еще на прошлогодних Королевских чтениях был доклад об этом:

Перспективную российскую ракету "Союз-5" признали неоптимальной

Специалисты Ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в Роскосмос) считают характеристики перспективной ракеты-носителя среднего класса "Союз-5"... РИА Новости, 03.03.2020 //  ria.ru
 

РД-0124МС - как раз для новой второй ступени "Союза-5":

РД0124МС | АО «Конструкторское Бюро Химавтоматики»

Акционерное общество «Конструкторское бюро химавтоматики» (АО КБХА) - один из мировых лидеров в создании жидкостных ракетных двигателей, участник всех отечественных пилотируемых программ освоения космоса. //  kbkha.ru
 

Тот самый двигатель с увеличенной тягой.

Т.Б.> Насчет ракеты среднего класса - ну нет, если будет С-5, то и на С-6, глядишь, сподобятся. На 2х190 или 1х180
Я надеюсь, что до этого маразма все же не дойдет. Хоть в нынешнее время, конечно, любой маразм возможен.
   94.094.0
RU Тыдым Быдым #17.12.2021 15:04  @Полл#17.12.2021 11:19
+
-
edit
 

Тыдым Быдым

опытный

Т.Б.>> Насчет ракеты среднего класса - ну нет, если будет С-5, то и на С-6, глядишь, сподобятся. На 2х190 или 1х180
Полл> Я надеюсь, что до этого маразма все же не дойдет. Хоть в нынешнее время, конечно, любой маразм возможен.

А чо маразм-то? Атлас-5 не маразм, а С-6 если - сразу маразм.
   96.0.4664.4596.0.4664.45
RU Полл #17.12.2021 15:41  @Тыдым Быдым#17.12.2021 15:04
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Т.Б.> А чо маразм-то? Атлас-5 не маразм, а С-6 если - сразу маразм.
Да как же это не маразм? Половина запусков Атлас-5 прошла без использования стартовых твердотопливных ускорителей и на низкие орбиты. В результате "Центавр" при своей запредельной цене преимущества в выводимой массе не дал из-за гравитационных потерь, они в такой конфигурации очень велики. А прочность первой ступени, рассчитанной на подвеску стартовых ускорителей, в половине случаев была лишь лишним балластом.
Посмотри предложение "Энергии" для Бразилии на ее конкурс по РКН: там фактически аналог "Атласа-5" реализован на УРМ-1 и "Блоке Е" от "Луны".
При стоимости запуска раза в два-три меньше, чем у "Атласа-5".

З.Ы. А самое смешное, это то, что "Союз" до сих пор оказывается дешевле. А если его ещё и модернизировать - то "перспективным РКН" в его классе ничего не светит в принципе.
   89.0.4389.11689.0.4389.116
Это сообщение редактировалось 17.12.2021 в 15:50
RU Тыдым Быдым #17.12.2021 15:51  @Полл#17.12.2021 15:41
+
+1
-
edit
 

Тыдым Быдым

опытный

Полл> Да как же это не маразм? Половина запусков Атлас-5 прошла без использования стартовых твердотопливных ускорителей и на низкие орбиты.
Ну а как ты хотел, если первая ступень одна на все модификации? Понятно что она будет для легких вариантов избыточна по прочности, а в случае использования ракеты для разных видов нагрузки - она еще и недогруженой будет летать регулярно.
Желаешь под каждую нагрузку иметь большой и красивый Мпн - готовь длинный-длинный ряд ракет под все варианты нагрузки. И большой-пребольшой бюджет, ага ))
   96.0.4664.4596.0.4664.45
RU Полл #17.12.2021 16:10  @Тыдым Быдым#17.12.2021 15:51
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Т.Б.> Ну а как ты хотел, если первая ступень одна на все модификации? Понятно что она будет для легких вариантов избыточна по прочности, а в случае использования ракеты для разных видов
Эти лёгкие варианты составили половину всех нагрузок, выводимых этой ракетой.

Т.Б.> Желаешь под каждую нагрузку иметь большой и красивый Мпн - готовь длинный-длинный ряд ракет под все варианты нагрузки. И большой-пребольшой бюджет, ага ))
Длинный ряд будет выглядеть так: УРМ-1 с блоком Е с неполной заправкой - лёгкая РН, УРМ-1 с стартовыми ускорителями (4х4 тонны стартовой массы) и блок Е с полной заправкой - РН среднего класса (аналог Атласа-5 без стартовых ускорителей), три УРМ-1 по типу "Фалькон Хеви" и тяжёлый РБ сверху (хоть тот же Центавр) - фактически тяжёлая РН для вывода ПН на высокие орбиты.
Тяжёлые нагрузки на низкие орбиты сегодня редкость.
   89.0.4389.11689.0.4389.116
RU Тыдым Быдым #17.12.2021 19:00  @Полл#17.12.2021 16:10
+
-
edit
 

Тыдым Быдым

опытный

Полл> Эти лёгкие варианты составили половину всех нагрузок, выводимых этой ракетой.
Знать бы еще, какой процент у Союз-2, к примеру, с ощутимым недогрузом летает. Это как в обычной жизни - в Газельку не поместилось, подгоняем Камаз, хотя туда трижды по столько влезет, да еще и место для той же Газели останется.

Полл> Длинный ряд будет выглядеть так: УРМ-1 с блоком Е с неполной заправкой - лёгкая РН, УРМ-1 с стартовыми ускорителями (4х4 тонны стартовой массы) и блок Е с полной заправкой - РН среднего класса (аналог Атласа-5 без стартовых ускорителей), три УРМ-1 по типу "Фалькон Хеви" и тяжёлый РБ сверху (хоть тот же Центавр) - фактически тяжёлая РН для вывода ПН на высокие орбиты.
На ПН размеренности А-3 (Зенит-2) что-то не много желающих нынче. Так немного, что даже Зенит-3СЛБ - и тот выступал скорее заменой для Протона за счет нулевой широты запуска. Заметь, никому особо этот средний диапазон нагрузок не уперся - ни нам, ни Франции, ни Штатам. Все хотят пару 10+25 в пересчете на НОО, плюс какую-нибудь мелочь на 1-2 тонны. Случайность?

Полл> Тяжёлые нагрузки на низкие орбиты сегодня редкость.
Это всё частности. Ну будет на второй ступени двигатель менее мощный - вот и оптимизация под высокую орбиту. Такая модификация напрашивается.
   96.0.4664.4596.0.4664.45

Naib

аксакал

Полл> Ну так ты сравнил РД-108 с его вакуумной тягой на последней модификации в 101 тс и РД-171 с тягой в пустоте 806 тс.

Да порядок цифр то не меняется. Для РД-108 всё равно мощность будет единицы-десятки мегаватт. Стрёмно.
   96.0.4664.11096.0.4664.110
RU Полл #17.12.2021 19:30  @Тыдым Быдым#17.12.2021 19:00
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Т.Б.> Знать бы еще, какой процент у Союз-2, к примеру, с ощутимым недогрузом летает. Это как в обычной жизни - в Газельку не поместилось, подгоняем Камаз, хотя туда трижды по столько влезет, да еще и место для той же Газели останется.
Я предполагаю - достаточно большой. Поскольку это самая наша дешевая на сегодня РН и одна из самых надежных. Так что на ней явно пускают все, что только можно.

Т.Б.> На ПН размеренности А-3 (Зенит-2) что-то не много желающих нынче. Так немного, что даже Зенит-3СЛБ - и тот выступал скорее заменой для Протона за счет нулевой широты запуска.
"Протон" оптимизирован для запуска на низкие орбиты. А "Зенит-2" оптимизирован для запуска "Энергии".
Однако уже очень давно "Протон" используют почти исключительно для запусков на высокие орбиты.
То есть - не по назначению.
Говорить, что "Зенит-3" заменял "Протон" можно. Только, повторюсь, "Протон" не оптимален для запуска на высокие орбиты, а "Зенит" просто не оптимален из-за слишком малой первой ступени.
В результате мы сравниваем ракету, выполняющую не свою работу, с просто кривой ракетой. :(
   95.095.0
RU Ronin #17.12.2021 20:03  @Тыдым Быдым#17.12.2021 19:00
+
-
edit
 

Ronin

втянувшийся
Т.Б.> Знать бы еще, какой процент у Союз-2, к примеру, с ощутимым недогрузом летает.

Так 2-1в есть. Но с НК-33 "всё сложно".
   88
RU Тыдым Быдым #17.12.2021 20:27  @Полл#17.12.2021 19:30
+
-
edit
 

Тыдым Быдым

опытный

Полл> То есть - не по назначению.
Это нормально. Всегда так было и всегда так будет. Отлично оптимизированы только очень специальные ракеты, типа Р-36орб, а во всех других случаях немедленно начинают пускать с неоптимальной ПН и не на те орбиты. А что поделать-то?
Ну наделают сейчас новых ракет, оптимизированных под высокие орбиты - и тут немедленно случится победа каких-нибудь низкоорбитальных связных группировок, делающих ГПО редкой штучкой. Бросятся чтоли все новые ракеты делать? Да фиг там, максимум на что не пожмотятся, так это на легкий тюнинг верхней ступени. И опять мужи будут стенать на форумах десятки лет про то что могли бы сэкономить, но вышло всё не так...

Полл> В результате мы сравниваем ракету, выполняющую не свою работу, с просто кривой ракетой. :(
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
 
   96.0.4664.4596.0.4664.45
RU Тыдым Быдым #17.12.2021 20:28  @Ronin#17.12.2021 20:03
+
-
edit
 

Тыдым Быдым

опытный

Т.Б.>> Знать бы еще, какой процент у Союз-2, к примеру, с ощутимым недогрузом летает.
Ronin> Так 2-1в есть. Но с НК-33 "всё сложно".

А, да, есть же еще и такая опция сейчас. Видно часто недогруз был, раз по итогам пошли на создание этого обрубка.
   96.0.4664.4596.0.4664.45
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Полл> В результате "Центавр" при своей запредельной цене преимущества в выводимой массе не дал из-за гравитационных потерь, они в такой конфигурации очень велики. А прочность первой ступени, рассчитанной на подвеску стартовых ускорителей, в половине случаев была лишь лишним балластом.

А между тем в замке у шефа, NASA пересадили IXPE с Пегаса на Фалькон. Масса спутника - 337 кг (правда на экваториальную орбиту). С Пегаса, Карл!

Давно пора начать оптимизировать к стоимости. Если Союз-5 будет дешевле Союз-2, то его бОльшая грузоподъёмность ничего не значит.
   95.095.0
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Полл> Как долго, теоретически, могут работать рулевые камеры РД-108 после гашения основных?
Закрываем краник в основные, уменьшаем расход перекиси и качаем на малых оборотах ТНА сколько пожелаем. КПД ТНА конечно упадёт но не особо сильно.
   94.094.0
+
+1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
zaitcev> Давно пора начать оптимизировать к стоимости. Если Союз-5 будет дешевле Союз-2, то его бОльшая грузоподъёмность ничего не значит.
Союз-2 сегодня стоит 30 млн долларов, недавно пересчитывал цену из рублей в доллары по контракту этого года.
Стоимость РД-171МВ в 2011 году была 16 млн долларов, калькулятор инфляции даёт на сейчас цену в 20 млн долларов.
Цена РД-0124МС около 10 млн. Ещё 10 млн стоит система управления.
Ещё 15 млн - обечайка и сборка.

То есть "Союз-5" в полтора раза грузоподъёмней, чем "Союз-2", но почти вдвое дороже.
   89.0.4389.11689.0.4389.116
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Т.Б.>> Знать бы еще, какой процент у Союз-2, к примеру, с ощутимым недогрузом летает.
Ronin> Так 2-1в есть. Но с НК-33 "всё сложно".
РД-193 для Союза-2.1в с 2012 г на стендах.
   89.0.4389.11689.0.4389.116
US zaitcev #18.12.2021 07:24  @Тыдым Быдым#17.12.2021 15:51
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Т.Б.> Ну а как ты хотел, если первая ступень одна на все модификации?

Можно как у китайцев, линейка CZ-5/CZ-6/CZ-7 с YF-100 (РД-120К) на первой ступени в нужном количестве.
   95.095.0
+
+1
-
edit
 

Ronin

втянувшийся
Ronin>> Так 2-1в есть. Но с НК-33 "всё сложно".
Полл> РД-193 для Союза-2.1в с 2012 г на стендах.

Я и говорю "сложно" :) Там вообще целое направление модернизации "Союз-2-3" было.
Но видимо
а) семейство РД-17/8/9х дороже,
б) конкуренция Ангаре. (а теперь и Союз-5, и Амур-СПГ. и каждый норовит свой новый старт строить)
   88
1 79 80 81 82 83 84 85

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru