[image]

Су-27 и Су-30 (всех версий)

удивлен, что еще нет темы
Теги:
 
1 2 3 4

PPV

опытный

И опять вставлю сюда, тк больше некуда.
40 лет назад, 25 августа 1982 года первыми в СССР, после соответствующей теоретической подготовки совершили самостоятельный вылет на принципиально новом типе самолёта 4-го поколения Су-27 два лётчика авиации войск ПВО.
Это были начальник НИО 148 ЦБП авиации войск ПВО (Савастлейка) В.И. Нагорный и лётчик-инспектор ОБП управления авиации войск ПВО В.Н. Благонравов.
Полет был выполнен на базе филиала ЛИиДБ ОКБ Сухого в Ахтубинске, а самолёт был опытный, Т10-11, те это была машина типа Т10-5, с двигателями АЛ-21Ф3АИ, которая использовалась в ОКБ по программе доводки РЛС Н-001 и СУВ Су-27...
   

PPV

опытный

Сегодня круглая дата - десятилетие Су-30СМ:
21.09.2012 экипаж в составе: С.В. Костин, П.Н. Маловечко на заводе в Иркутске в первый раз подняли в воздух первый серийный самолёт этого типа.
22.11.2012 состоялась торжественная церемония передачи первых 2-х Су-30СМ ВВС РФ, а 04.12.2012 - перегон машины в ГЛИЦ
   
PPV> 40 лет назад, 25 августа 1982 года первыми в СССР, после соответствующей теоретической подготовки совершили самостоятельный вылет на принципиально новом типе самолёта 4-го поколения Су-27 два лётчика авиации войск ПВО.
Интересно, а почему начали с авиации ПВО?
Я просто не в курсе или Су-27 первоначально планировался как перехватчик?
   105.0.0.0105.0.0.0
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

G.s.> Интересно, а почему начали с авиации ПВО?
G.s.> Я просто не в курсе или Су-27 первоначально планировался как перехватчик?
Начали с ПВО случайно.
А Су-27 исходно создавался как единый самолёт для ВВС и ПВО СССР.
Каковым и был в дальнейшем...
   

101

аксакал

PPV> А Су-27 исходно создавался как единый самолёт для ВВС и ПВО СССР.


Слышал другое, что сперва шел только как для ПВО и только потом ВВС тоже захотели.
   105.0105.0
+
-
edit
 
PPV>> А Су-27 исходно создавался как единый самолёт для ВВС и ПВО СССР.
101> Слышал другое, что сперва шел только как для ПВО и только потом ВВС тоже захотели.
делали по конкурсу ввс, но шел только для пво? Ну-ну. Болезнь прогрессирует..
   91.091.0
+
-
edit
 

fencer 2

опытный

Ошибка | ВКонтакте

Пользователь предпочёл скрыть эту страницу. Пользователь предпочёл скрыть эту страницу. Пользователь предпочёл скрыть эту страницу. Пользователь предпочёл скрыть эту страницу. Пользователь предпочёл скрыть эту страницу. Пользователь предпочёл скрыть эту страницу. Пользователь предпочёл скрыть эту страницу. //  m.vk.com
 
Прикреплённые файлы:
1.jpg (скачать) [1600x1064, 198 кБ]
 
 
   105.0105.0
+
-
edit
 

fencer 2

опытный

АВИАТЕХНИКА В УЧЕБКАХ И НА СТОЯНКАХ - Страница 2

В Армавире на пст стоят миг-31 б/н 94 правдинский,миг-15ути,и миг-23п правда уже в препарированном виде,ну и л-39 конечно //  forums.airforce.ru
 
Прикреплённые файлы:
6.JPG (скачать) [1000x706, 241 кБ]
 
 
   108.0108.0
+
+3
-
edit
 

Karib

опытный

СУ-27, июль 2023 г. на Балтике.
Прикреплённые файлы:
D75_3049.JPG (скачать) [3881x2591, 727 кБ]
 
 
   114.0.0.0114.0.0.0
+
+2
-
edit
 

Karib

опытный

Karib> СУ-27, июль 2023 г. на Балтике.
Он же, СУ-27 "Александр Клубов".
Прикреплённые файлы:
D75_2932.JPG (скачать) [6016x4016, 1,69 МБ]
 
 
   114.0.0.0114.0.0.0
RU spam_test #05.07.2023 07:28
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

рассматривался ли вопрос приведения "к общему знаменателю" Су-30 и Су-35?
   114.0.0.0114.0.0.0
+
-
edit
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
s.t.> рассматривался ли вопрос приведения "к общему знаменателю" Су-30 и Су-35?

По двигателю уже привели. Остальное не в этой жизни %)
   114.0.0.0114.0.0.0

101

аксакал

s.t.> рассматривался ли вопрос приведения "к общему знаменателю" Су-30 и Су-35?

Тогда зачем второй из них?
   114.0114.0
RU Гость Мк3 #22.08.2023 11:19  @PPV#22.09.2022 00:19
+
-
edit
 

Гость Мк3

опытный

PPV> А Су-27 исходно создавался как единый самолёт для ВВС и ПВО СССР.
PPV> Каковым и был в дальнейшем...

Уважаемому PPV

Просьба (если сочтете возможным) прокомментировать данный вопрос:

Флейм о тотальном и фатальном научно-техническом отставании России по Старому (9/12) [Форумы Balancer.Ru]

Русские - унтерменьши, не умеющие в науку, как утверждает Старый, или все же развитая технологическая держава мира: … Ну, и расскажи мне, что было понятно плохого про крыло и переднюю кромку. Именно в… (стр. 9 из 12) //  www.tanzpol.org
 
Точкой отсчета был F-15, оценку которого пересмотрели в лучшую для последнего сторону (и, соответственно, для Т-10 все стало грустно на, вроде, те же 10-15%). Как-то совершенно обойден вниманием вопрос - на основании чего, какой информации, была произведена первоначальная оценка? Насколько она была корректна? И опять же, на основании чего был позднее осуществлен её пересмотр?

Ведь с позиций сегодняшнего дня, когда о F-15 известно поболее, чем тогда (и даже FM в инете имеется, НЯП), можно было бы оценить, насколько адекватными были те оценки, что первая (из который исходили ТТТ к Т-10), что вторая (коя привела к появлению Т-10С). Однако же, даже в упомянутом издании, самой фундаментальной работе по данной теме, об этом по сути ничего не сказано...
 
   116.0116.0
RU PPV #24.11.2024 21:21  @Гость Мк3#22.08.2023 11:19
+
+3
-
edit
 

PPV

опытный

PPV>> А Су-27 исходно создавался как единый самолёт для ВВС и ПВО СССР.
PPV>> Каковым и был в дальнейшем...
Г.М.> Уважаемому PPV
Г.М.> Просьба (если сочтете возможным) прокомментировать данный вопрос:
Г.М.> Флейм о тотальном и фатальном научно-техническом отставании России по Старому (9/40) [Форумы Balancer.Ru]

Редко захожу сюда, и только сейчас увидел это сообщение.
Тем не менее, наскоро посмотрел тамошнюю дискуссию.
Честно говоря, в лом опять начинать объяснять свою позицию по поводу того, как развивалась история работ по Су-27. Складывается такое ощущение,что в большинстве своём люди почему-то читали только то, что было написано в 1-м томе. А ведь в начале второго тома я ещё раз постарался подробно, по полочкам обьяснить как складывалась ситуация в 1976-78 гг., что было предпосылками переделки, кто был инициатором этих работ, и какова была позиция всех основных участников этих работ. Включая МПС, ОСС, ЕАИ, ЦАГИ, СибНИА, руководства МАП и т.д.
Поэтому ещё раз отсылаю к "первоисточникам", а если все же возникнут вопросы, можно попробовать продолжить этот разговор. ...
   
RU Гость Мк3 #25.11.2024 12:09  @PPV#24.11.2024 21:21
+
+2
-
edit
 

Гость Мк3

опытный

PPV> Поэтому ещё раз отсылаю к "первоисточникам", а если все же возникнут вопросы, можно попробовать продолжить этот разговор. ...

Оба тома прочитаны (кстати, спасибо за столь обстоятельный труд!). И относительно того, чем была обусловлена эпопея с переконструированием самолета из Т-10 в Т-10С, вопросов особо нет. Мой вопрос носил такой чисто локальный характер, касаясь сугубо того, на основании каких данных оценивали, а затем пересматривали оценку F-15.

Подчеркну, чтобы прояснить позицию: понятно, что в истории с "редизайном" Су-27, аргумент про пересмотр ТТХ F-15 был максимум чуть больше, чем предлогом. То есть, момент этот, в сущности, глубоко вторичный.

Но просто у меня вызвала интерес именно эта частность - на основании чего оценивали и переоценивали Игл, и как эти оценки соотносятся с реальной картиной, благо РЛЭ на F-15 давно уже стало доступно. Занимались ли позднее сверкой данных в ОКБ, или же все это уже считалось неактуальным и ненужным?
   132.0132.0
RU PPV #29.11.2024 14:21  @Гость Мк3#25.11.2024 12:09
+
+3
-
edit
 

PPV

опытный

Г.М.> ... Мой вопрос носил такой чисто локальный характер, касаясь сугубо того, на основании каких данных оценивали, а затем пересматривали оценку F-15.
Г.М.> ... понятно, что в истории с "редизайном" Су-27, аргумент про пересмотр ТТХ F-15 был максимум чуть больше, чем предлогом. То есть, момент этот, в сущности, глубоко вторичный.

Раз интерес все-таки есть, попробую ответить на вопрос. Но снова приводить здесь свои собственные рассуждения на эту тему на этот раз не буду, не обессудьте. Воспользуюсь возможностью использовать воспоминания непосредственных участников событий. Но для начала небольшое замечание общего плана.
Следует учитывать субъективный фактор – то, что период активных работ по переделке исходного проекта Су-27 во многом объяснялся, в том числе, чисто личностным характером взаимоотношений в руководстве ОКБ Сухого и МАП, и проходил он на фоне серьезных изменений в этом самом руководстве. В сентябре 1975-го умер П.О. Сухой, но нового Генерального конструктора ОКБ назначено не было, и Е.А. Иванов более двух лет после этого ходил в унизительной должности ИО Генерального. Делалось это, скорее всего, с подачи тогдашнего министра – П.В. Дементьева, при этом уже в феврале 1976-го тот же П.В. Дементьев назначил новым главным конструктором Су-27 своего протеже – М.П. Симонова. С подачи которого, в дальнейшем, и начался этап активных работ по переработке проекта Су-27. Но начался он далеко не сразу, а лишь весной 1977-го, что можно, конечно, объяснять чисто техническими причинами, т.к. к этому моменту сложились вполне определенные предпосылки (все это изложено в книге). И это будет, конечно, правильно, однако были и другие причины, чисто политические: в мае 1977-го состоялся не только 1-й полет Т10-1, шестью днями ранее этого скончался П.В. Дементьев, бессменно руководивший авиапромом СССР с 1953 года. В июне 1977-го новым министром был назначен В.А. Казаков, а первым его замом – И.С. Силаев, который, как выяснилось вскоре, также благоволил М.П. Симонову, с которым он был хорошо знаком еще со времен учебы в КАИ. Пожалуй, не в последнюю очередь именно с этого момента переработка проекта вошла в активную фазу, По времени, как мы помним, это совпало с этапом защиты эскизного проекта, которое состоялось осенью 1977-го …
А теперь позволю себе привести здесь выдержки из воспоминаний непосредственного очевидца событий тех лет – бывшего сотрудника ОКБ А.К. Яворского, ныне, к большому сожалению, уже покойного. В 1964 … 1975 гг. он работал в бригаде (с 1970 года - в отделе) общих видов, а позднее – в отделе № 32 ОКБ. В начале 2000-х он передал мне некоторые из своих записок, среди них была одна, озаглавленная «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО САМОЛЕТУ Т-10». Надеюсь, что он не обидится за их публикацию. Мне кажется, что там очень хорошо показана та обстановка, которая складывалась в ОКБ с проектом Т-10.
   131.0.0.0131.0.0.0
Это сообщение редактировалось 29.11.2024 в 15:52
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

«Информационное сопровождение разрабатывавшихся в 60-е гг. в ОКБ тем было не таким плохим, каким могло бы быть. … Существовал отдел научно-технической информации (ОНТИ) во главе которого П.О. Сухой поставил А.А. Радцига. ... Требования (или точнее — просьбы) Сухого к этому отделу были настолько простые, что они удовлетворялись без особых трудностей, да и А. Радциг старался не давать Генеральному повода для раздражения.
В то время ОНТИ состоял из группы переводчиков, машинистки, группы досье и научно-технической библиотеки (НТБ). Вся работа строилась следующим образом: НТБ по получении очередной партии иностранных журналов (по подписке) передавала их старшему переводчику Д.Р. Внутскому, который чаще всего сам составлял на русском языке содержание каждого журнала. Затем эти журналы в таком виде направлялись на просмотр Сухому. Павел Осипович неплохо знал французский и поэтому самостоятельно читал журналы на этом языке. В то время ОКБ получало три таких журнала — «Aviation Magazine», «Air et Cosmos», «Aeronautique et Astronautique». Однако подавляющее количество журналов все-таки было на английском языке — здесь Сухому помогала его дочь.
Назад некоторые журналы возвращались с пометками Сухого, сделанными синим карандашом и обычно в виде галочек. Это означало, что ему необходим полный перевод отмеченной статьи. Дальнейшее нетрудно себе представить. Переводчики выполняли порученную работу, и Генеральный получал необходимый перевод, один из экземпляров которого отправлялся в фонд НТБ. Необходимо отметить, что Сухой обладал весьма разносторонними интересами, и по этой причине НТБ получала не только журналы авиационного профиля. Например, Сухой частенько заказывал переводы из английского журнала «New Scientist» («Новый ученый»). Иногда Сухой просил заказать для него в Библиотеке им. Ленина ту или иную книгу. После этого журналы поступали в совсем крошечную группу досье, состоящую всего из двух человек, где их обрабатывали очень плотно в соответствии с большим количеством тематических досье по различным авиационным тематикам, например, аэродинамика, силовые установки, радиоэлектронного оборудование, авиационное вооружение и проч. Формировались также досье по отдельным конкретным самолетам (F-111, А-5, F-5, F-4 и т.д.). Всего в этой группе постоянно велось что-то около ста досье. …
После обработки в группе досье журналы возвращались в НТБ на полку, где продолжали свою теперь уже тихую жизнь. В связи с тем, что перед поступлением на фирму иностранные журналы просматривал цензор, в ряде случаев на обложке журнала появлялась отметка шестигранной формы («гайка») с двух-трехзначным номером внутри, принадлежащим данному цензору. Вдобавок к этому на обложке ставился штамп с пугающей надписью «спецфонд». Все это означало, что данный номер журнала содержал что-то, что советскому человеку знать не полагалось (статью о советских самолетах, военный баланс сил между странами НАТО и Варшавского договора, и прочую «антисоветчину»). Эти журналы полагалось хранить отдельно, и никому на руки не выдавать (естественно речь не шла о Сухом), а если и выдавать, то наиболее ответственным лицам, и только для просмотра в читальном зале. Впрочем, к этому вопросу в НТБ относились вполне демократично. …
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+3
-
edit
 

PPV

опытный

... … С появлением на информационном горизонте каких-либо иностранных проектов новых самолетов или, по крайней мере, устойчивых слухов о них, сразу же они попадали в поле зрения группы, и на них заводилось соответствующее «досье», которое с этого момента постоянно пополнялось. По самолетам F-15 и F-14, которые рассматривали в качестве противников, количество пухлых томов досье составляло 13 и 7 соответственно. Американская программа FX, в рамках которой создавался перспективный истребитель завоевания превосходства в воздухе (F-15), была «взята на сопровождение» группой досье вскоре после ее появления в 1962 году.
Информационный голод в ОКБ почувствовался к концу 60-х гг. В начале 70-х гг. он принял настолько беспокоящий характер, что некоторые отделы начали самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию. Среди них были отдел проектов, выросший из бригады общих видов, в котором референтом по информационным вопросам научно-технического содержания был назначен А.К. Яворский, и отдел шасси, в котором оформились сразу два «информационных энтузиаста» - Л.Б. Ливанов и А.Ф. Захаров.
… Пока разрабатывались ТТТ к самолету FX, велись параметрические исследования и проводился конкурс фирм по этой программе, в ОКБ за этой программой приглядывали «в пол-глаза». Хватало и других насущных работ. Пристальное внимание к самолету F-15 появилось после выбора в конце 1969 г. проекта фирмы «Мак-Доннэлл Дуглас» для дальнейшей разработки, постройки и летных испытаний. Сразу же стало понятно, что американцы создают самолет на замену истребителю F-4 «Фантом» исключительно для завоевания превосходства в воздухе, которое они утратили за время войны во Вьетнаме.
Несмотря на экзотические компоновки, рассматривавшиеся американскими фирмами, в результате была выбрана весьма ординарная компоновка самолета F-15, которая при виде в плане напоминала аэродинамическую компоновку «Фантома». В принятой компоновке F-15 видно заметное влияние компоновки самолета МиГ-25, с которым был связан пересмотр ТТТ к самолету по программе FX в 1965 г.
Вскоре стало совсем очевидным, что решить стремительно расширяющиеся задачи информационного обеспечения тем с помощью одной только группы досье и поодиночке в некоторых отделах практически невозможно. Обеспечение только работ отдела проектов (основного отдела ОКБ) требовало привлечения к этому целой группы специалистов, а не только библиотечных работников и всего двух сотрудников группы досье. ...
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

... К 1975 г. в ОКБ отчетливо созрела острая необходимость в постоянном и плотном информационном сопровождении разрабатывавшихся в ОКБ тем, и если Сухой никогда открыто не жаловался на информационный голод, то этого никак нельзя было сказать о главных конструкторах конкретных самолетов и о начальниках ведущих отделов. Вскоре после смерти П.О. Сухого был создан новый отдел под руководством М.Г. Миримского, в который вошел бывший ОНТИ, патентная бригада, бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ). Отдел получил новое название «Отдел патентно-информационных исследований» (ОПИИ) или согласно внутренней нумерации в ОКБ — «отдел № 32».

Первыми иностранными самолетами, информационной разработкой которых занялась новая информационная служба, стали летательные аппараты главного потенциального противника — США — самолет непосредственной авиационной поддержки на поле боя А-10, разрабатываемый фирмой «Фэрчайлд», и истребитель завоевания превосходства в воздухе уже упоминавшийся F-15 фирмы «Мак-Доннэлл Дуглас». Разработкой этих тем в информационном отделе занимались Е.В. Ермощенко (А-10) и Г.В. Гаврилова (F-15) под общим руководством начальника аналитической бригады.
После завершения аналитических работ по всем основным разделам тем А-10 и F-15 … приступили к следующим самолетным темам — палубному истребителю F-14 «Томкэт» фирмы «Грумман» и истребителю F/А-18 фирм «Мак-Доннэлл Дуглас»/ «Нортроп» соответственно. …
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

… После смерти П.О. Сухого положение Е.А. Иванова серьезно осложнилось. Он был прекрасным производственником, но никак не Генеральным конструктором. Он мог контролировать, организовывать, пробивать, но для работы в качестве Генерального у него явно не хватало опыта и знаний. Зато ему досталась по наследству от Сухого прекрасная «старая гвардия» из специалистов высокого класса в части самолетных разработок, в числе которых были Н.Г. Зырин, Е.С. Фельснер, Н.С. Черняков, И.Е. Баславский, Н.С. Дубинин, О.С. Самойлович, А.А. Колчин, К.А. Курьянский и многие другие. Оставалось только правильно воспользоваться знаниями и опытом этих людей, а духом такого общения со специалистами Е.А. Иванов пропитался за долгие годы работы с П.О. Сухим.
Однако отсутствие собственной научно-технической интуиции, каковой несомненно обладал П.О. Сухой, заставляло Е.А. Иванова двигаться в разработках небольшими, тщательно выверенными шагами. К этому его еще и приводили сложные взаимоотношения как с П.В. Дементьевым, так и с его преемниками на посту министра авиационной промышленности. Именно эти отношения заставили его проходить в унизительном звании и.о. Генерального конструктора целых два года после смерти П.О. Сухого.
В таком положении Е.А. Иванов, как никто другой, нуждался в сильном информационном обеспечении по всем направлениям. Отдел 32 смог организовать поступление информации по научно-техническим направлениям. Все виды информации, включающие переводы, рефераты, патенты, аналитические обзоры и технические справки, выполняемые службой, а также множество информационных материалов, поставляемых центрами отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, НИИАС, НИИСУ, ВИАМ и др.), военными НИИ, добывающими организациями (особенно ГРУ и КГБ) регулярно ложились к нему на стол. Помимо этого ему направлялись также все профильные журналы на нескольких иностранных языках (основные европейские и японский язык), которые получало ОКБ по подписке, не говоря уже о таких наиболее авторитетных справочниках как «Jane’s All the World s Aircraft», «Jane’s Fighting Ships», «Jane's of the Aircraft Weapons» и др.
Переварить такое количество информации, которая в большинстве своем поставлялась в «сыром» виде (исключение составляли аналитические материалы) было делом архитрудным, особенно для человека не обладающего специальной подготовкой. Более того, эти материалы касались широкого спектра областей применения (вооружение, силовые установки, разнообразное радиоэлектронное оборудование, материалы и др.). К сожалению, Е.А. Иванов не обладал знаниями иностранных языков, и поэтому просматривание новых иностранных журналов (за исключением иллюстративного материала) могли ему облегчить только сопровождением их подробным содержанием, составленном на русском языке. В случае необходимости ему оставалось только отметить в этом содержании материал, подлежащий полному переводу.
Однако и в таком случае его загрузка была очень велика — переводы являлись такими же «сырыми» материалами. Поэтому Иванов часто заказывал аналитической бригаде составление достаточно коротких справок по интересующему предмету. Без работы этой бригаде сидеть никогда не приходилось. Впрочем, ее и так хватало, ибо велось достаточно плотное постоянное информационное сопровождение отдельных иностранных самолетов, представлявших для ОКБ интерес в качестве возможных потенциальных противников, с которыми самолеты, создаваемые в ОКБ, могли вступить в противоборство на том или ином ТВД. Вопрос о конкуренции на рынках сбыта в то время не стоял перед ОКБ. …
   131.0.0.0131.0.0.0
Это сообщение редактировалось 29.11.2024 в 15:53
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

...… В 1976 году, когда еще только строился самолет Т10-1, проявились некоторые обстоятельства, которые приводили к снижению летных характеристик. Они касались повышения удельного расхода топлива двигателя на крейсерском режиме полета, значительно были нарушены весовые лимиты разработчиками радиоэлектронного оборудования и вооружения. Снижение летных характеристик по дальности и скорости полета было подтверждено расчетами, проведенными в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (СибНИА).
Проявленная терпимость по отношению к характеристикам самолета Т-10 в то время обуславливалась еще и достаточно поверхностными исследованиями характеристик самолета противника — F-15. Во время совещания работников НТИ НИИ и ОКБ в Новосибирске осенью 1977 г. для участников было организовано посещение СибНИА, во время которого специалисты НИИ рассказывали о крайне плохих летных характеристиках F-15, полученных в ходе продувок модели этого самолета. Показанная продувочная модель F-15 была изготовлена по чертежам ЦАГИ в крайне примитивном исполнении. Сотрудников информационной службы ОКБ, принимавшим участие в совещании (среди которых находился и автор), хорошо знавшим этот самолет, показанная модель удивила крайне небрежным исполнением реальной аэродинамической компоновки и ее особенностей.
Уточненные данные по характеристикам самолетов Су-27 в начальной аэродинамической компоновке и истребителя F-15 были использованы в НИИАС при математическом и натурном моделировании воздушных боев с участием этих самолетов, показавшим отсутствие превосходства Су-27 над американским аналогом. Назревал полный пересмотр всего проекта. Специалистами были определены основные направления совершенствования конструкции самолета Т-10, благодаря которым можно было обеспечить получение заданных характеристик. ...
   131.0.0.0131.0.0.0
Это сообщение редактировалось 29.11.2024 в 15:55
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

... К 1977 г. информационная служба ОКБ и ее аналитическая бригада получила некоторую известность и в отдельных внешних структурах. Было выполнено несколько информационных заявок и для оборонного отдела ЦК. Сам Иванов прекрасно знал, что служба обеспечивает его информацией, лишенной всякой (в том числе и фирменной) ведомственной заинтересованности, несмотря на возможную и естественную субъективную оценку. По крайней мере, эта оценка могла несколько завышать возможности противника, но никак не занижать. Видимо поэтому он и приказал по запросу оборонного отдела ЦК составить бескомпромиссную справку по истребителю F-15.
В своей книге «Рядом с Сухим», изданной в 1999 г., О.С. Самойлович (бесспорно один из самых информированных и приближенных к Е.А. Иванову людей) описывает случай, когда весной 1977 г. ОКБ Сухого посетил с инспекторской проверкой Я.П. Рябов, секретарь ЦК по оборонным вопросам. О работе ОКБ Рябову докладывал Е.А. Иванов, старейший соратник П.О. Сухого и занимавший после его смерти должность и.о. Генерального Конструктора. После того, как Иванов доложил о ходе работ по самолетам Су-24М и Су-25 и перешел было к самолету Су-27, Рябов остановил Иванова, и попросил о самолете Су-27 доложить М.П. Симонова, который в это время занимал должность Главного конструктора по этому самолету. О дальнейших событиях обратимся к автору книги.
«Симонов доложился складно, но тут (кто же мог предвидеть!) Рябов задал ему вопрос: «Назовите основные характеристики самолета F-15». При этом он раскрыл свою папку, взял несколько листов и заглянул в них. Вот здесь М. Симонов несколько «поплыл», за что получил от Я. Рябова замечание. Возможно, предоставляя слово М. Симонову, Я. Рябов хотел составить собственное мнение и о том, и о другом с тем, чтобы решить — кому из них быть Генеральным конструктором».
То, что на листках у Рябова были написаны характеристики истребителя F-15 не вызывает сомнения, а получить он их мог откуда угодно. Но... с большой степенью вероятности можно предположить, что эти характеристики были получены из ОКБ Сухого.
Весной 1977 г., незадолго до приезда на фирму «высокого гостя», Е.А. Иванов вызвал к себе М. Миримского, и попросил его подготовить для Я.П. Рябова из оборонного отдела ЦК техническую справку о характеристиках американского истребителя F-15, при этом было высказано пожелание, чтобы объем информации составлял не более 2-3 страниц, ибо высокое начальство не может читать длинные документы. Такая справка была составлена в аналитической бригаде и передана в аппарат оборонного отдела ЦК. ...
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

...Таким образом, бригада аналитиков давала Генеральному конструктору и другому руководству верхнего звена абсолютно «бескомпромиссную» информацию, а за ним оставалось право реализовывать ее в том или ином виде, или вовсе закрыть на нее глаза. В случае использования руководством метода экспертных оценок (т.е. сбора информации по интересующему вопросу из различных внешних ведомственных источников) службе приходилось вести незримую (или, как сейчас говорят, «бесконтактную») борьбу с внешними информационными центрами (ЦАГИ, НИИАС, ЦИАМ и др.), зачастую отслеживающими исключительно ведомственные интересы.
Например, в одном из НИИ ежегодно составлялись отчеты по состоянию авиационной техники за рубежом, особенно в части систем управления оружием и самого вооружения рассматриваемых самолетов противника. Как правило, данные о возможностях прицельных систем этих самолетов постоянно занижались в угоду отечественным системам, которые имели не только худшие тактические (дальность обнаружения, количество сопровождаемых целей и др.), но и технические характеристики (масса, объем, потребляемая мощность).
В частности, это касалось системы управления огнем AN/АWG-9, устанавливаемой на американских палубных истребителях F-14. И все это при том, что истинные характеристики этой системы были доподлинно известны НИИ. Из года в год в отчетах НИИ данные этой системы как бы корректировались, но на незначительную величину. В противном случае на высоком уровне непременно встал бы вопрос о значительном отставании соответствующих наших систем, для ликвидации которого, например, необходимо было переходить на новую элементную базу — вопрос чрезвычайно сложный и связанный не только с разработчиком системы (например, НИИ Радиостроения), но и с производителями элементной базы.
Представьте теперь в такой ситуации Генерального или главного конструктора на совещании по самолету в МАП с присутствием всех заинтересованных сторон. Докладывая министру о ходе работ по самолету, он заявляет о необходимости иметь на борту обзорно-прицельную станцию с характеристиками не хуже, допустим, чем у AN/AWG-9, и оглашает данные такой станции. После короткого замешательства начальник одного из ответственных НИИ (например, НИИР или НИИАС), зная истинное положение, начинают обвинять «самолетчика» в отсутствии элементарных знаний в области радиолокации, особенностей работы магнетронов и т.д., доказывая, что оглашенные (или как говорят на бюрократическом языке — «озвученные») характеристики являются полной дезинформацией и «никогда не могут быть потому, что не могут быть никогда».
В этой ситуации Генеральный не может в ответ своему оппоненту сказать, что тот буквально сидит на этих оглашенных данных, сознательно укрывая их от рассмотрения, ибо таким образом прилюдно бросит на него тень, и позволит быстро вычислить источник утечки информации. Однако руководителю такого НИИ это сигнал о том, что сведения об истинных характеристиках где-то и каким-то образом вышли из-под контроля и достигли ОКБ, занятого разработкой соответствующего самолета. В ОКБ с подобными ситуациями приходилось сталкиваться и Генеральному и главным конструкторам. Дело кончилось тем, что в отчетах этого НИИ стали приводить дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=5 кв. м — более 100 км (при фактическом значении 210 км при тех же значениях ЭПР). ...
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

… Как уже указывалось ранее, при создании в ОКБ новой информационной структуры перед ней ставилась задача обеспечения руководства независимой от каких-либо внешних или внутренних структур информацией, свободной от ведомственного влияния. Эта идея изначально появилась внутри создаваемой службы как непременное условие работы, и М. Миримскому без труда удалось убедить Е.А. Иванова в правильности такого подхода. Важно было то, что руководитель, ответственный за принятие решения, имел по возможности более точное представление о действительном положении вещей, а не информацию в поддержку собственного мнения. Иванов сразу же дал на это свое согласие. В последующем не было случая, чтобы он выразил недовольство тем, что ответ на поставленный вопрос не совпадает с его мнением.
Показателен такой случай. Собираясь на очередное совещание «в верхах» Е.А. Иванову в последний момент срочно потребовалась информация о тенденции в ВВС западных стран в части размещения средств РЭБ на боевых самолетах тактического назначения. Сам Иванов искренне полагал, что западные разработчики во всех случаях размещали эти средства внутри создаваемых самолетов. Однако на самом деле такое мнение было далеко не однозначным, о чем к утру следующего дня ему и было доложено в составленной технической справке. Получив документ незадолго до того, как сесть в машину и отправиться на совещание, Иванов поблагодарил за составленную вовремя справку, а прочтя ее, крепко выругался и сказал: «А я-то собирался отстаивать вариант размещения всего оборудования РЭБ внутри нашего самолета, ссылаясь на западные самолеты».
Теперь он (в случае наружного размещения) с полным основанием мог ссылаться на целый ряд американских самолетов разных весовых классов от F-5 до F-16 и F-15, или в противном случае, не ссылаться на западные аналоги вообще, не показывая свою некомпетентность в данном вопросе. Последний самолет по своему назначению и весовому классу соответствовал разрабатываемому в ОКБ истребителю Су-27. Было показано, что все варианты самолета F-15 несли в зависимости от задания и от оперативной обстановки в районе боевых действий на наружных пилонах контейнеры с активными системами РЭБ (в добавление к оборудованию такого же назначения, размещенного внутри фюзеляжа), а на самолетах ранних серий автоматы выброса расходуемых средств РЭП вообще крепились непосредственно на центральном
подфюзеляжном пилоне...
   131.0.0.0131.0.0.0
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters