Валерий Бабич
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ПАУТИНА
Исполнилось 50 лет, с момента подписания 25 декабря 1967 года приемного акта и передачи николаевскими судостроителями Военно-Морскому Флоту первого противолодочного крейсера-вертолетоносца «Москва».
Вопрос о строительстве вертолетоносцев на Черноморском судостроительном заводе был быстро решен, благодаря готовности директора Анатолия Борисовича Ганькевича немедленно начать постройку корабля без капитальных затрат на подготовку производства. При выборе завода-строителя имели значение также условия режима секретности, которые в четырехмиллионном Ленинграде, посещаемом иностранными туристами, обеспечить было сложнее, чем в закрытом для иностранцев Николаеве. Здесь, к тому же, проще решалась проблема трудовых ресурсов. И все же, главное было то, что Ганькевич заявил, что готов строить вертолетоносцы без всяких предварительных условий. Как потом показало время, средства на реконструкцию завода, и немалые, при строительстве авианесущих кораблей на ЧСЗ постоянно выделялись.
После завершения строительства вертолетоносцев Ганькевич добился продолжения этой линии и получил заказ на следующее поколение авианесущих кораблей, которое открывал «Киев», и именно потому мы стали строителями авианосцев. С началом строительства этих кораблей Черноморский завод вышел в число наиболее почитаемых в судостроительной отрасли.
На «Москве» базировались 14 вертолетов Ка-25ПЛ, кроме того было установлено ракетно-артиллерийское и противолодочное вооружение, не уступающее крейсерам. По своим тактико-техническим элементам ПКР «Москва» представлял собой принципиально новый тип кораблей, и по эффективности противолодочных средств не имел в то время аналогов в отечественном и зарубежном флотах.
В приемном акте отмечалось: «Противолодочный крейсер «Москва» является первым в ВМФ боевым надводным кораблем противолодочной обороны дальней зоны, обладающим мощным вертолетным комплексом и другими средствами поиска и уничтожения подводных лодок, вооруженным универсальным зенитным ракетным комплексом и современными радиоэлектронными средствами».
ПКР «Москва» сразу же стал активно действовать в составе ВМФ и регулярно выходил на боевую службу в Средиземное море. Следующий вертолетоносец ПКР «Ленинград» вступил в строй в 1969 году. Учения в Средиземном море показали, что подводным лодкам было довольно трудно вырваться из расставленной против них противолодочной «паутины» из сбрасываемых с вертолетов гидроакустических радиобуев.
Многих из создателей первых вертолетоносцев уже нет в живых. Недавно, на 89 году ушел из жизни главный строитель авианосцев Иван Иосифович Винник, которому в 1967 году во время испытаний «Москвы» было только 38 лет. Игорю Николаевичу Овдиенко, строителю по главной энергетической установке ПКР «Москва», исполнилось при сдаче корабля в 1967 году 30 лет. В 1967 году после окончания НКИ я был направлен в отдел главного конструктора ЧСЗ, где работал конструктором по ракетно-артиллерийскому и противолодочному вооружению на ПКР «Москва» и «Ленинград», мне было 26 лет. Все годы пребывания на посту директора Черноморского завода Анатолий Борисович Ганькевич неустанно подбирал и воспитывал кадры для строительства этих гигантских кораблей, отдавая предпочтение молодым и понимая, что это главное.
В 1966 году А.Б.Ганькевичу вручили Золотую звезду Героя Социалистического Труда – награду, которой были отмечены его особые заслуги перед государством в руководстве двумя крупнейшими южными судостроительными заводами – им.61 коммунара (10 лет) и Черноморским (20 лет). В судостроительной отрасли не было ни одного руководителя, который на протяжении 30 лет трудился бы на сложном, ответственном и подверженном воздействию различных внутренних и внешних факторов директорском посту.
После успешной сдачи «Москвы» и «Ленинграда» коллективу строителей, возглавляемому И.И.Винником вместе с отделами и цехами, сопровождавшими строительство вертолетоносцев, поручили строительство судна космической службы «Академик Сергей Королев», а за ним и серии тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) типа «Киев», на которых базировались самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и вертолеты нового поколения Ка-27. При легендарном директоре А.Б.Ганькевиче были построены и сданы ВМФ ПКР «Москва» и «Ленинград», ТАКР «Киев» и «Минск», спущен на воду «Новороссийск» и заложен «Баку». Я уже не говорю о десятках других военных и гражданских судов, которые строил Черноморский завод параллельно.
В 1979 году директором Черноморского завода стал не менее уважаемый Юрий Иванович Макаров. При нем были сданы ВМФ «Новороссийск» (1982), «Баку» (1987), авианосец нового поколения «Адмирал Кузнецов» (1990), доведен до готовности 70% «Варяг» (1991) и полным ходом шла сборка атомного авианосца «Ульяновск», готовность корпуса которого на стапеле была доведена в 1991 году до 80%, при общей готовности корабля 17%. Везло Черноморскому заводу на директоров!
За постройку ПКР «Москва» и «Ленинград» Черноморский завод был награжден в 1970 году орденом Октябрьской Революции. Сейчас создание производства на100 новых рабочих мест считается величайшим достижением. В 1991 году на Черноморском заводе работало 25.000 человек. Удивительно, как можно было умудриться развалить это налаженное и четко работающее судостроительное предприятие!
Валерий Бабич,
инженер-судостроитель,
автор книг «Наши авианосцы», «Город святого Николая и его авианосцы», «Властелины океанов».
На фото: противолодочный крейсер «Москва». В полете – вертолет Ка-25, еще один вертолет – на взлетно-посадочной площадке у надстройки.
7,5-тонные вертолеты, которые кажутся на снимке миниатюрными, лишь подчеркивают размеры корабля.