Seaglory> Речь про азиподы, которые производят только две фирмы АВВ и RR, если китайцы ещё не подсуетились.
Винто-рулевые колонки производят еще несколько компаний. Кроме названных это еще и финская ,,Vartsila,, немецкая ,,Schottel,, французская ,,Alstom,, и американская ,General Electric,,. Делают их также в Японии, в Ю.Корее и Китае.
У нас в России ВРК с механическим приводом делают на АО ,,Центр судоремонта ,,Звездочка,, в Северодвинске. Также их делает НПО ,,Винт,, и группа ,,Конар,,. А также компания,,СДК,, в СПб и Нижнем Тагиле. По моему она даже ведет разработку ВРК с ВРШ. Это очень сложное изделие. Такое пока нигде не делают. Но работы ведутся. Механические колонки устанавливаются на речные суда, на буксиры и рыболовные суда. Продукция пока еще малочисленная, но заводы набирают обороты.
ВРК с электродвижением делают на судостроительном комплексе ,,Звезда,, что в Большом Камне. На его территории ,,Роснефть,, совместно с ,,GE,, построили новое предприятие по созданию электрических ВРК, или ЭДРК, для строящихся здесь же танкеров и газовозов ледового класса. Оно называется ,,Завод ВРК ,,Сапфир,,. Две электрические колонки мощностью по 7,5 Мвт каждая, установлены на ледокол-снабженец ,,Катерина Великая,,. Три электрических колонки по 15 Мвт каждая установлены на газовоз ,,Алексей Косыгин,,.
Сейчас американцы ушли из Б.Камня по известным причинам, но завод с современным оборудованием, технологиями и опытным персоналом остался. Электродвигатели для ВРК, по договоренности, теперь будет делать российский концерн ,,Русэлпром,,. Этот концерн разработал и изготовил и испытал ЭДРК мощностью 6,5 Мвт. Нет заказов. Пока. Сейчас он делает две колонки мощностью 3,5 Мвт для спасателя ,,Певек,, (однотипный с ,,Керченским проливом,,), который строится в Калининграде на заводе ,,Янтарь,,. Работы идут.