Реклама Google — средство выживания форумов :)
Однако в последнее время внутри России начала набирать обороты дискуссия относительно возможности выхода (денонсации) Российской Федерации из-под режима Конвенции 1982 года под благовидным на первый взгляд предлогом защиты национальных интересов в Арктике. По нашему мнению, это было бы стратегической ошибкой для страны. Данный вывод требует развернутой аргументации, которой и посвящена эта статья.
Как отстоять российский суверенитет Севморпути
Для нас применительно к Арктике встает вопрос, договорной или обычной нормой права являются положения статьи 234 «Покрытые льдом районы», позволяющие нам устанавливать более жестко регулируемый режим судоходства в пределах ИЭЗ на трассе Северного морского пути (СМП) с целью недопущения загрязнения морской среды в ходе осуществления судоходства.
Право ужесточения режима регулирования судоходства в акватории Северного морского пути может быть использовано Россией лишь в рамках участия в Конвенции 1982 года
Напомним, что Российская Федерация ввела разрешительный порядок прохода гражданских (торговых) судов по трассе СМП, зафиксировав эти правила в рамках национального законодательства (Закон об СМП, Кодекс торгового мореплавания). Затем в декабре 2022 года президентом был подписан федеральный закон, которым введен разрешительный порядок прохода в отношении военных кораблей и других государственных судов (запрос по дипломатическим каналам за 90 дней), но только для тех из них, которые намереваются пройти через акваторию российских внутренних вод на трассе СМП.
К категории внутренних вод на трассе СМП отнесены в частности акватории российских арктических проливов Новосибирских островов, архипелага Северная Земля и пролив Карские Ворота, которые традиционно используются для судоходства. Проход через внутренние воды никогда не может носить иной характер, кроме как разрешительный, так как они находятся под полным государственным суверенитетом.
США, со своей стороны, считают, что предмет регулирования в данном случае находится не в сфере национального законодательства, а международного права. Более того, они настаивают на том, что российское арктические проливы полностью подпадают под конвенционную категорию «Проливы, используемые для международного судоходства» в силу соответствия двум критериям: географическому (соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой такой же частью) и функциональному (используются для международного судоходства), а значит, здесь должно действовать право транзитного прохода, в одинаковой степени применимое к гражданским судам и военным кораблям, причем это право никем и никогда не должно быть приостановлено.
Более того, зарубежные эксперты оспаривают применение статуса внутренних вод на исторических правооснованиях к российским арктическим проливам, считая, что ранее они не рассматривались как таковые, а значит, в рамках статьи 8.2 Конвенции 1982 года здесь должно действовать право мирного прохода, а не разрешительный порядок.
Такие аргументы не совсем корректны: во-первых, правовой режим Арктики сложился до принятия Конвенции 1982 года; во-вторых, Арктика не может быть в полной мере отождествлена с другими океанами — Атлантическим, Тихим, Индийским — в силу особых климатических условий и экологической уязвимости; в-третьих, здесь всегда была важна роль национального законодательства (в данном случае СССР и Канады), которое зачастую не оспаривалось США в предшествующие годы; в-четвертых, функциональный критерий в отношении российских арктических проливов пока вряд ли можно считать действующим, так как они фактически не используются для международного судоходства; в-пятых, было бы опрометчиво считать, что концепция исторических вод, если она достаточно слабо прописана в самой Конвенции 1982 года, не разработана в международном морском праве — для этого необходимо обратиться к профильным работам Секретариата ООН 1958 и 1962 годов. Соответственно, у России нет жестких правовых обязательств согласовывать свои действия в Арктике с международными инстанциями или же с зарубежными странами.
Однако весьма опасна уверенность в том, что выход из Конвенции 1982 года позволит нашей стране забыть об этом споре с США относительно правового статуса Арктики в целом, СМП в частности, российских арктических проливов, а также вводить здесь любые односторонние меры регулирования в рамках, например, возрождения секторального подхода. С правовой точки зрения Россия обладает здесь суверенитетом (внутренние воды, территориальное море), суверенными правами и юрисдикцией (ИЭЗ, прилежащая зона и континентальный шельф) над обширными морскими пространствами, дном и недрами, за пределами которых находится район открытого моря.
Судоходная компания Hainan Yangpu Newnew Shipping (HYNS) из КНР продолжает методично наращивать перевозки по Северному морскому пути (СМП). Восьмого мая в Архангельске было подписано многостороннее соглашение по поводу организации экспортно-импортных рейсов из Архангельского морского порта в Шанхай и обратно. В 2023 году HYNS осуществила пятью судами восемь рейсов, перевезя порядка 100 тыс. тонн грузов (для сравнения: грузооборот СМП — 36 млн тонн) из Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска и Архангельска в Шанхай, Циндао и ряд других китайских портов.
Чтобы трезво оценить масштабы явления, уточним, что пока речь идет о копеечных объемах перевозок.
...
Тем не менее для Архангельского порта якорное соглашение с китайцами — важное событие.
То, что с китайской стороны взят маленький морской перевозчик объясняется стремлением Пекина хеджировать для себя риски вторичных санкций. Крупные китайские компании, имеющие внушительный международный бизнес и международный охват, не пойдут на такие риски. Поэтому стоит в целом ожидать изменения модели российско-китайского взаимодействия в вопросах развития СМП. На смену крупным китайским компаниям типа COSCO будут приходить совсем маленькие компании.
Что касается мотивации Китая, то он уже давно, еще с 2013 года, проявляет интерес к участию в развитии того, что они называют Ледовый Шелковый путь, наиболее перспективным направлением которого является российский СМП. Сейчас Пекин видит для себя большие возможности усилить свои позиции в развитии сотрудничества с Россией в вопросах СМП. И эти ожидания, похоже, оправдываются. По крайне мере, новость о создании СП, предполагающего совместное развитие судоходных маршрутов, подтверждает это.
Более того, на фоне углубляющихся американо-китайских противоречий и общего курса Вашингтона на привлечение своих близких партнеров к сдерживанию Китая для Пекина острее встает задача диверсификации своих морских торговых путей, и СМП — один из вариантов. Единственный сдерживающий момент — применяющийся против России санкционный режим.
— Какие шаги предпринимает Китай, позиционирующийся как «околоарктическое государство», для расширения своего присутствия в Арктике?
— Китай подключился практически ко всем возможным международным платформам, занимающимися арктическими и полярными вопросами, форсированными темпами расширяет масштабы научно-исследовательской деятельности в Арктике, прилагает целенаправленные усилия для создания собственного ледокольного флота и судов ледового класса, разрабатывает полярно-устойчивые технологии и инновационное оборудование для научно-исследовательской работы в полярных условиях и в целом оборудования, предназначенного для освоения арктических пространств.