...в свое время советским специалистам удалось детально сравнить отечественную 152‑мм самоходную гаубицу 2С3М «Акация» с американской 155‑мм самоходной гаубицей М109, причем двух модификаций. Эти машины, в отличие от трофейных танков и бронетранспортеров, не пополнили коллекцию музея бронетехники в Кубинке. Не публиковались ранее и итоги этих исследований.
Сначала в СССР поступили две М109 (заводские №579 и №624) выпуска 1964 г., вероятно, доставшиеся силам арабской коалиции в боях с Армией обороны Израиля. Обе машины были неисправны, а на №579 имелось сквозное пробитие крышки люка командира снарядом 85–100 мм. Но именно машину №579 восстановили до работоспособного состояния и подвергли испытаниям на Ржевском полигоне ГРАУ с участием представителей ВНИИТрансмаш, ЦНИИ «Буревестник», Завода транспортного машиностроения им. Я. Свердлова (СЗТрМ), ОКБ‑9 Уралмашзавода, Пермского машиностроительного завода им. Ленина, ЦКБ «Титан», НИМИ и Государственного НИИ химических продуктов.
При ведении разведки артиллерийских орудий, минометов, разрывов снарядов и мин со своей территории с применением звукотепловой аппаратуры, размещаемой на поверхности земли, они практически исчерпаны.
Опыт практического применения, а также теоретические исследования показывают, что обеспечение с вероятностью не ниже 0,95—98 требований потребителей к точности определения координат целей и разрывов независимо от влияния метеорологических условий, рельефа местности и свойств подстилающих поверхностей возможно на дальности до звукоприемной аппаратуры не более 2—3 км.
Следует также подчеркнуть, что снижение влияния турбулентных процессов в приземном слое атмосферы, возникающих под действием рельефа и подстилающих поверхностей, оказывающих наиболее сильное влияние на изменение структуры исходных акустических сигналов, может быть несколько снижено при подъеме звукоприемной аппаратуры на высоту не менее 150—200 м.
«Развитие и состояние звуковых средств артиллерийской разведки в Вооруженных Силах Российской Федерации» генерал-лейтенант Н.М. ПАРШИН. – Военная мысль, №1 -2024.
Одним из таких изделий может стать перспективный малогабаритный автоматизированный звукометрический комплекс, предназначенный для ведения разведки огневых позиций ствольной артиллерии и минометов противника и обслуживания стрельбы своей артиллерии по звуку выстрела (разрыва). В его состав входят: персональная электронно-вычислительная машина с блоком радиосвязи БРС-П; четыре акустических векторных приемника с блоками радиосвязи БРС-А; малогабаритная навигационная аппаратура потребителя космической навигационной системы ГЛОНАСС/GPS (изделие 14Ц822 «Грот-М» или его модификации); перископическая артиллерийская буссоль или другое устройство для начального ориентирования акустических векторных приемников; метеорологический комплект и при необходимости устройство документирования.
Комплекс способен определять прямоугольные координаты стреляющих артиллерийских орудий и минометов (разрывов снарядов и мин) со срединной круговой ошибкой не более 3 % от дальности. Ведение разведки осуществляется в полосе шириной 3—4 км. Дальность обнаружения стреляющих систем (разрывов снарядов, мин): артиллерийских орудий от 6 до 10 км, минометов от 1 до 6 км, разрывов снарядов и мин от 6 до 10 км. Время развертывания и подготовки к работе: рабочего места оператора — не более 5 минут; одного пеленгатора без учета времени на доставку в назначенную точку и топогеодезическую привязку — до 5 мин. Время определения координат объекта — 5 с.
Для достижения указанных характеристик пеленгаторы необходимо установить на местности в линию с расстояниями между ними не более 1 км. Рабочее место оператора может находиться на удалении до 15 км от центра рубежа развертывания комплекса.
Таким образом, рассматривая направления развития звуковой разведки в интересах обеспечения боевых действий ракетных войск и артиллерии можно сделать следующие выводы: применение подразделений звуковой разведки в составе разведывательно-огневого комплекса нецелесообразно, так как достоверность разведки целей, а также маневренные возможности звукометрических комплексов на поле боя не удовлетворяют требованиям к ведению разведывательно-огневых действий в операции (бою); принимая во внимание тот факт, что звукометрические комплексы являются пассивным средством артиллерийской разведки, целесообразно осуществлять их применение для ведения обзорной разведки и мониторинга обстановки на поле боя, а также использовать в качестве разведывательного органа, обеспечивающего целеуказаниями средства радиолокационной артиллерийской разведки.
Применение подразделений звуковой разведки в составе разведывательно-огневого комплекса нецелесообразно, так как достоверность разведки целей, а также маневренные возможности звукометрических комплексов на поле боя не удовлетворяют требованиям к ведению разведывательно-огневых действий в операции (бою).
Для дальнейшего развития артиллерийской звуковой разведки необходимо решение таких задач, как: внедрение акустических векторных пеленгаторов; применение звукотеплового и разностно-дальномерного методов определения координат целей; уменьшение массогабаритных параметров звукометрической аппаратуры; сокращение количества техники и личного состава в подразделениях артиллерийской звуковой разведки; интеграция звукометрической аппаратуры в состав комплекта средств разведки командно-наблюдательных машин и подвижного разведывательного пункта.
извукоприемной аппаратуры на высоту не менее 150—200 м.
, их связь с наземной аппаратурой, топопривязка к местности этих вынесенных приемных блоков АИР...подъе-
ма теплопеленгационной аппаратуры на высоту не менее 300—400 м над поверхностью земли