Немного дополню, чтобы ввести уважаемых форумчан Авиабазы в курс дела
Некоторые аспекты сформулированных SwingKid'ом вопросов обсуждались нами на
www.sukhoi.ru , а впоследствии – на
http://forum.lockon.ru . В частности, предлагаю посетить следующие ветки:
forum.lockon.ru/viewtopic.php?t=565&start=0
(можно читать отсюда:
http://forum.lockon.ru/viewtopic.php?t=565&postdays=0&postorder=asc&start=30 );
forum.lockon.ru/viewtopic.php?t=799&postdays=0&postorder=asc&start=0 .
(К сожалению, большая часть обсуждения велась на английском языке.)
Вопросов действительно много, а объем конкретной, достоверной информации по ТТХ УРВВ измеряется единицами байт
. В этих условиях большое значение приобретает глубокий анализ хотя бы того, что имеется. Поэтому мы просим вас помочь нам своими знаниями, опытом... Ну или каким-либо иным образом, например, выкрасть и опубликовать Руководство по боевому применению Су-27 или там МиГа-31
Для пользователей, не владеющих английским, перевожу сообщение SwingKid'a:
"Благодаря нашим друзьям мы получили некоторые конкретные данные по Р-27ЭР, Р-27Р, Р-27Р1, Р-27Т, Р-73 и Р-60МК. Я решил, что на основе этих данных возможна оценка характеристик других ракет (например AIM-120, AIM-9, AIM-54 и т.д.), в настоящее время еще не опубликованных. С этой целью я написал симулятор ракет:
http://www.ecf.utoronto.ca/~pavacic/missiles/minizap.zip
Я думал, это будет просто – сначала калибруешь симулятор с учетом известных ТТХ российских ракет, потом вводишь новые размеры, массу и характеристики двигателей американских ракет и на выходе получаешь результат оценки с приемлемой точностью. К сожалению, всё оказалось гораздо сложнее. Всё то, что вы обсуждали:
Старые форумы Balancer'а
...о сопротивлении, подъемной силе... Мне надо было это изучить. Поведение ракеты очень сложно, и получить предоставленные Valeri_ и другими документально подтвержденные дальности пуска – для всех ракет, всех углов, всех высот – я по-прежнему не могу. Слишком много неизвестных.
В симуляторе ракет "miniZAP" учитывается 4 вида аэродинамического сопротивления и многие другие факторы, такие как характеристики силовой установки, линейные размеры и пр. Но у меня есть много вопросов. Пожалуйста, помогите.
1)
Минимально допустимая скорость ракеты в точке встречи с целью. Рассмотрим пуск УРВВ по цели в ЗПС. Ракета разгоняется до максимальной скорости, затем тормозится вследствие сопротивления. За это время скорость неманеврирующей цели (например 700 км/ч) не изменяется по условию. Какой, для расчета максимальной дальности пуска, принимается минимальная скорость ракеты в точке встречи с целью?
Один из вариантов: если скорость цели 700 км/ч, то максимальной дальностью пуска в ЗПС считается рубеж, на котором скорость ракеты падает до 700 км/ч. Если ракета не достигает цели к этому моменту, перехват невозможен.
Но что если скорость цели 300 км/ч? Может ли ракета продолжать полет на таких малых скоростях? Или она просто упадет? Что если пуск производится не в ЗПС, а в ППС? Может ли ракета продолжать торможение вплоть до достижения нулевой скорости?
Я слышал два заслуживающих внимания мнения на этот счет:
а) В документации к УРВВ "Python 3" указывается, что при снижении скорости до 450 м/с (1620 км/ч) ракета самоликвидируется.
б) Оператор ЗРК утверждает, что максимальной дальностью поражения цели считается дальность, на которой скорость ЗУР превышает скорость цели в 1,5 раза.
Чтобы правильно учесть имеющуюся информацию о дальностях пуска Р-27ЭР, Р-27Р и т.д. в симуляторе, необходимо знать ответ на этот вопрос. Как правило, я использую критерий (б) – ракета может тормозиться до достижения скорости, в 1,5 раза большей скорости цели. К сожалению, ни критерий (а), ни (б) не позволяют мне получить хорошего согласования результатов моделирования пусков с дальностями пусков, приводимых в таблицах. Знаете ли вы, какие применяются критерии минимальной скорости ракеты?
2)
Пуск ракет по баллистической траектории. Как вы уже отмечали, дальность пуска ракеты может быть существенно увеличена, если стрелять вверх, под близкими к 45° углами. Плотность воздуха уменьшается с высотой, что позволяет ракете лететь значительно дальше.
Например, на странице 55 Инструкции по боевому применению F-16 MLU (модернизированного варианта F-16) читаем, что для достижения максимальной дальности пилоту предписывается пускать AIM-120 при выдерживании угла тангажа 40°.
Но здесь появляются проблемы:
а) Руководство по боевому применению МиГ-29 не содержит аналогичного указания относительно пуска Р-27Р.
б) В симуляторе "miniZAP" при пуске AIM-120 с начальным углом 40° последней требуется много времени для снижения до высоты цели – больше 60 секунд.
в) Время управляемого полета Р-27Р составляет 60 секунд.
Поэтому я думаю, что:
д) Время управляемого полета AIM-120 – более 60 с, и
е) На российских ракетах баллистический участок траектории отсутствует.
Может ли быть, что российские УРВВ не имеют баллистического участка? Если это так, то AIM-120 и AIM-7 будут иметь ЗНАЧИТЕЛЬНО большую дальность полета, даже больше, чем Р-27ЭР. Может быть, пилот пускает Р-27Р в горизонтальном полете, а потом, после выполнения маневра безопасности, ракета автоматически увеличивает угол тангажа, выходя таким образом на баллистическую траекторию? К сожалению, мне это неизвестно. Знаете ли вы, применяется ли баллистическая траектория на российских ракетах?
У меня ещё вопросы есть, но пока я ограничусь этими.
Большое спасибо!"