28.01.2004
Boeing завоюет Россию с Запада
«Калининградавиа» заявило о планах полностью «американизировать» парк лайнеров
РБК:
Еще одна российская авиакомпания вознамерилась стать полностью «иномарочной». Руководство ОАО «Калининградавиа» объявило о том, что в течение ближайших двух лет полностью обновит свой парк самолетов, заменив недавно отремонтированные Ту-134 на 19 воздушных машин Boeing 737-300. Хотя переговоры с западными партнерами должны завершиться только в феврале, уже известно, что первые четыре “американца” поступят в западный российский “анклав” нынешней весной. Таким образом, калининградцы повторят непатриотичный шаг авиакомпании
“Трансаэро”, которая в прошлом году избавилась от последнего лайнера Ил-86 и теперь с гордостью сообщает, что “первой в России оснастила весь свой парк современными комфортабельными самолетами иностранного производства”. Парк этот, однако, невелик, и у “Калининградавиа” есть шанс опередить по числу самолетов Boeing не только указанного авиаперевозчика, но и сам “Аэрофлот” (у которого на конец прошлого года в парке было 18 “американцев”, правда, столько же было и других “иномарок” – пассажирских лайнеров Airbus).
Приобретение американских самолетов, даже не самых новых (упомянутые Boeing 737-300 произведены в 90-е годы) – процедура недешевая. Лизинг только одной такой машины обойдется российской авиакомпании в 150 тыс. долл. в месяц. Кроме того, придется обучать за границей летчиков, что стоит 30 тыс. долл. на человека, а если, как планирует “Калининградавиа” всего придется переобучиться 200 пилотам и сотрудникам технических служб, сумма выходит круглая. Своих средств у скромного ОАО не хватит, и перевозчик планирует обратиться к крупным российским банкам. При всех возникающих сложностях в компании считают, что плюсы программы очевидны – наконец-то можно будет осваивать не только внутрироссийские линии, но и Европу, связав ее через Калининград с 30 городами РФ.
“Рубить окно” в Старый Свет с помощью отечественной техники самая западная авиакомпания России не стала. Что касается имеющихся в ее распоряжении “тушек”, то Ту-134 еще два года назад попал под полный и окончательный запрет в Европе из-за того, что его нормы шумовой и экологической безопасности не отвечают даже начальным главам конвенции ICAO (международного союза гражданской авиации). 154-я модель того же КБ могла рассчитывать на прописку в европейском воздушном пространстве только с приставкой «М» (модернизированная») – но стоит такая модернизация очень дорого.
Вообще переоборудовать большинство отечественных магистральных самолетов под все более строгие международные нормы становится практически невозможно. Конечно, есть исключения (например, в виде Ту-204), но для многих моделей надо менять не только авионику, элементы салона (это уже частично сделано), но и двигатель, а это – процедура стоимостью более 10 млн долл. Проще купить, точнее, приобрести в лизинг иностранную модель – и это стараются сделать многие отечественные авиакомпании, все еще остающиеся на рынке международных перевозок. То есть проще приобрести на первый взгляд, а на деле возникает барьер из 20% таможенной пошлины и других платежей, которые удорожают покупку или долгосрочную аренду на миллионы долларов. Поэтому в реальности пополняли свой авиапарк летающими “иномарками” в основном компании, которым удалось добиться каких-то льготных условий от правительства (тот же “Аэрофлот”, некоторые региональные перевозчики, вроде САТ). Приобретениям, впрочем, способствовали и иностранные банки, участвовавшие в соглашениях по авиализингу.
Перевозчиков подталкивают к обновлению парка и другие обстоятельства. Согласно данным Минтранса, к 2010 г. более половины имеющихся самолетов полностью выработают свой ресурс (по другой информации, уже к 2007 г. необходимо будет списать две трети пассажирского парка). Отечественный авиапром, который еще в конце 80-х производил около 200 магистральных самолетов в год, ныне с трудом собирает единицы техники. Сказалась и потеря зарубежного рынка, во многом вызванная внешнеполитическими обстоятельствами начала 90-х, и негативные последствия приватизации авиаотрасли – как части предприятий-производителей, так и перевозчиков. Сотням мелких компаний оказалось не по силам приобретать новую технику. В то же время государство практически самоустранилось от поддержки когда-то ключевой отрасли, да и до сих пор все разговоры о необходимости помочь авиапрому остаются в основном разговорами.
К тому же руководство некоторых крупных компаний-перевозчиков заранее махнуло рукой на отечественные изделия, предпочитая добиваться от правительства скидок на приобретение машин Boeing и Airbus. Менеджеры “Аэрофлота” еще с начала 90-х не устают повторять, что “иномарки”, дескать, гораздо лучше по эксплуатационным качествам и окупаются значительно быстрее. Судя по тому, что полтора года назад во Франции Михаил Касьянов лично вел переговоры о приобретении для “Аэрофлота” новой партии лайнеров Airbus, а Владимир Путин в США говорил о потребностях нашего авиапарка в изделиях Boeing, эти аргументы доходят до руководства страны. А голос российского авиапрома, который говорит о теряемых сотнях тысяч рабочих мест, о сотнях миллионов долларов, которые ежегодно уходят за границу в виде лизинговых платежей, выслушивается, но не более. Правительству, видимо, недосуг, банкам заниматься лизинговыми программами для авиапрома (при отсутствии господдержки) невыгодно. Впрочем, если те же банки задействованы в американизации «Калининградавиа», то, похоже, наши финансовые учреждения скорее готовы помочь зарубежному авиапрому добить отечественный.
Отдел экономики
Алексей Виноградов