Старый>А вы первую страницу читали, меморандум от Старого Ламера? Как мнение в общем?
В общем, я согласен с тем, что в нынешнем виде Ангара в качестве массового долгосрочного носителя никуда не годится (особенно - тяжелая), или (мягче
) имеет крупные недостатки в виде недоразмеренности и высокой стоимости УРМ'а (с этим согласится уже большинство участников топика).
Если же говорить еще мягче - что тяжелая Ангара имеет "определенную инженерную неэффективность" - термин ratman'а - то согласятся все
.
Выскажусь пока только по поводу двигателей.
То, что линия РД-170/180/191 для массовой РН не подходит и нужен новый двигатель - это однозначно.
На базе чего его лучше делать - пока не ясно. Можно на базе камер НК-33, а можно - на базе камер РД-170. Третий вариант - совсем новые камеры - тоже не исключается.
От своих старых призывов поднять Pк до 30-35 МПа отказываюсь
, т.к. это несовместимо с простотой и "дешевизной". Но и 150 атм, которые вы предлагаете не превышать, тоже не годятся. Сегодня это уже не оптимум.
Оптимумом же считаю 18+ МПа.
УВТ, а также наддув, шнеки и бустеры
.
Думаю, что сегодня
ни один из способов создания управляющих моментов не имеет решающих преимуществ перед другими, а потому
не может считаться оптимальным. Без глубокой проработки конкретного варианта в конкретной ситуации невозможно выделить один способ среди других. Поэтому ваш способ не оспариваю и своего не предлагаю.
Похожая ситуация и с наддувом vs бустеры.
Общего оптимального варианта нет и выбор должен будет сделан в результате глобальной оптимизации РН. Хотя здесь все-таки выскажу свое мнение - бустер способствует снижению массы двигателя и баков, при этом создание легкого и не удорожающего стоимость
РН (не ЖРД!) БТНА
возможно - в комбинации с разумным наддувом
.