V.T.
>"Мда, погорячился я. Имелось в виду - обыкновенный штурман, рядовой. Что конечно не значит "средней руки", но и не значит - супер штурман."
- V.T., вы всё-таки странный парень, честное слово: я много-много раз лично вам повторил, что я -
НЕ штурман! Что я
НИКОГДА не был штурманом, а вы повторяете с совершенно непонятным упорством: штурман-штурман-штурман?! Я по специальности не штурман, а
лётчик, это
другая лётная специальность. Другие функциональные обязанности. Другое рабочее место. Если уж вы решили оторваться от горних математических высей и нырнуть в сугубую авиационную эмпирику (сердцу, видно, не прикажешь) - так дайте себе труд разобраться, хотя бы - кто из экипажа что на самолёте делает. Иначе вам будет трудно воспринимать вещи совсем простые.
Итак, в последний раз: лётчик и штурман - это разные профессии. Я был лётчиком, хоть и всю жизнь прослужил в штурманском училище (в лётных училищах - наоборот, служат так же и штурманы).
Чтобы вас запутать окончательно, могу вам сообщить, что в истребительных полках, где на лётных должностях -
только выпускники лётных училищ - есть должности штурмана эскадрильи и штурмана полка, которые занимают лётчики.
Чтобы распутать, - запомните одно: лётчик - это тот, кто выполняет взлёт и посадку. И сидит в том месте, где сосредоточены органы управления: штурвал или ручка.
Лётчик-инструктор (которым был и я) в учебном авиационном полку штурманского училища (которое выпускает офицеров с профессией "штурман") готовит курсантов-штурманов (вместе, разумеется со штурманом-инструктором!) к полётам и выполняет с ними полёты, контролируя их работу (в основном - через доклады курсанта о производимых действиях и пр.). Лётчик является всегда командиром на самолёте, даже если он по званию - лейтенант, а штурман, который летит с ним в составе экипажа - полковник. И т.д. и т.п.
Что касается "средней руки" и "суперов". В обычных полках с "суперами" всегда напряжёнка, а остальные лётчики (не штурманы!) делятся примерно так (шутка, но как в каждой шутке...):
1. "класссный лётчик" (это не имеет прямой связи с имеющимся классом, потому, что с течением времени первый класс получают все, классификацию "лётчика-снайпера" - как правило, начальство, это - "рейтинг снизу (сбоку)"; это примерно всегда и всё на 5++, 5+. Всё знает, всё умеет. Ещё говорят - "орёл". Без иронии, иногда коллеги - с затаённой завистью.
2. "очень нормальный"; "вааще нормальный" и т.п.; 5, 5-. Бывает, временами и 4+.
3. "Нормальный" - летает уверенно, стабильно, лётных происшествий и предпосылок к ним по своей вине практически нет. Не шибко энергичный, не шибко инициативный. Обычно - 4, 4+.
4. "Так себе..." У таких в служебных и лётных характеристиках стоит обычно словосочетание: "требует контроля..."
5. "Херовый" (как высшая фаза - "*уёвый", "говно-не-лётчик") - это те, кого вовремя не списали, к чертям, инструкторы в училище - из-за "мохнатых лап" и по другим причинам. До пенсии на лётной работе из них доживают единицы - их убирают, они сами уходят на нелётную работу, ну и у них самая высокая смертность от "естественных" авиационных причин.
По этой градации я был где-то, в среднем, на уровне в пределах 2.2-2.4. "Средней руки", переводя вашу терминологию - это примерно те, кто на местах 3.5 -3.8. А если "средний" по должности - более пяти последних лётных лет я был командиром звена, и это, без преувеличения, тот "фундамент", на котором держится авиация любой страны. Выше - слишком много бумаг и лётная работа становится в большой степени административной, на должностях ниже - там не готовят постоянный состав. Командир звена - это главная "рабочая лошадь", "тягловая сила" ВВС.
>"Кстати, Вуду по его словам много лет преподовал в училище."
- Ну да. 22 года я проторчал в Челябинском ВВАУШ, 15 лет - как лётчик-инструктор и 7 как преподаватель.