Ранцевый десантно-штурмовой вертолет «Юла».
Рисунок
Фото
Источник:
Статьи - Правда.Ру и
Первый в мире ранцевый вертолёт «Юла»: секретно, потому что совершенно?
Разработка омского аэрокосмического объединения «Полет», автор проекта Вячеслав Котельников.
ТТХ вертолета:
· Полная масса – 150кг
· Собственная масса –20кг
· Диаметр двухлопастного винта –3м
· Максимальная скорость –120км/час
· Потолок статический –1000м
· Дальность полета до 300км из расчета запаса топлива =40кг керосина
Двигатели – воздушно-реактивные многотопливные расположены на лопастях винта.
Аппарат жутко секретный - ИМХО потому что «сырой», но интересный – нечто подобное с прямоточными двигателями на концах лопастей несущего винта было подробно нарисовано в журнале «Техника – молодежи» еще в 60-х годах.
Самое интересное в таком аппарате конечно двигатели. Не знаю, как решает эту проблему Котельников (большой секрет!), но я бы развернул воздушно-реактивные двигатели ВДОЛЬ лопастей. Плоский воздухозаборник ближе к оси вращения и сопло на конце лопасти, между ними камера сгорания внутри профиля лонжерона – получится двигатель с S-образным трактом. Такой двигатель, строго говоря, перестает быть прямоточным – сжатие воздуха происходит за счет центробежной силы при повороте потока на 90 градусов в воздухозаборнике – аналогично центробежному компрессору с очень большим (порядка 1м) радиусом вращения лопаток. Угловая скорость вращения несущего винта у всех современных вертолетов такова, что окружная скорость концов лопастей не превышает 220м/сек. Для винта диаметром 3м это 1400об/мин. На радиусе 1м центробежное ускорение составит более 2000g. Топливо в двигатели так же будет подаваться за счет центробежного ускорения с давлением на форсунках в несколько десятков атмосфер. Запуск двигателя может производиться подачей сжатого воздуха (а лучше чистого кислорода) из баллона через ступицу винта и лонжероны в воздушные эжекторы, расположенные в воздухозаборниках. Зажигание топлива – искровой электросвечой.
Энергетически аппарат с такими характеристиками вполне возможен. Действительно, при диаметре несущего винта 3м ометаемая винтом площадь составит 7м2, Нагрузка на площадь 150/7=21кг/м2 – примерно соответствует вертолету Ми-4. Нагрузка на мощность для режима висения по аналогии с Ми-4 составит примерно 5кг/л.с. Т.е. мощность двигателей составит 150/5=30 л.с. или 22кВт. Удельная теплота сгорания керосина 44Мдж/кг, следовательно, 40кг керосина хватит для работы двигателя с КПД=20% в течение 0,2*40кг*44Мдж/кг/0,022МВт/3600сек=4,4 часа. При экономической скорости полета аппарата 75км/час 300км пролететь вполне возможно. Но летать на такие расстояния с ранцевым аппаратом нет смысла - для этого существует Ми-8.
Недорогие ранцевые аппараты (или «летающие кресла») пригодились бы для переброски мелких подразделений (до отделения - взвода) с личным и переносным групповым вооружением (типа станковый пулемет или гранатомет) на поле боя для занятия господствующих высот, крыш зданий при бое в городе, разведки и т. п. Дальность полета в 50-100км будет вполне достаточна. При полете на высоте более 500м достигается относительная неуязвимость от огня стрелкового оружия. Стрелять «Стингером» по отдельному бойцу – накладно выйдет, крупнокалиберных зенитных пулеметов на боле боя тоже не много, да и попасть в быстродвижущуюся малоразмерную цель не просто.
Профессиональные требования к пилоту такого аппарата могут быть намного ниже, чем к пилоту большого вертолета – он отвечает только за свою жизнь и сравнительно не дорогой (не дороже мотоцикла) летательный аппарат. Т.е. не намного выше чем к парашютисту - десантнику.
Если пофантазировать на тему компьютеризации подобных аппаратов, то первое, что нужно – голосовое управление движением для того что бы освободить руки бойца для использования оружия + ультразвуковой локатор (как у летучей мыши) с дальностью действия в десятки метров для автоматического облета препятствий и предотвращения столкновений с другими аппаратами. Ультразвук в отличие от радиоволн быстро затухает в атмосфере, что обеспечит относительную скрытность работы локатора.
В СССР когда-то пытались создать воздушную БМП – транспортно-боевой вертолет Ми-24 мог перевозить до отделения десантников. Но эта идея так и не нашла широкого практического применения. Лишь эпизодически имели место случаи доставки с их помощью личного состава, в основном связанные с высадкой спецгрупп.
Возможно, подразделения вооруженные индивидуальными летательными аппаратами могли бы стать настоящей «воздушной кавалерией» 21 века.
[ 17-04-2003: Message edited by: Serg Ivanov ]