О чем тут спор? Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным? Здорово бо было иметь в 41 году
Су-25. Кабина его держит попадания 40мм снарядов, скорость как у ИБ бомбовая нагрузка как у Б-17. Вот только возможности такой не было.
Вообще то сдается мне тут надо с терминологией разобраться. Мы тут обчуждаем ударные возможности самолетов ВВ2. exec приводил свой анализ имеющихся в то время ударных самолетов по годам и давал им трехбальную оценку по трем дисциплинам. Я с ней был местами не согласен.
Проведем классификацию ударных самолетов.
По размеру и весу: легкие, среднии и тяжелые.
К легким отнесем И-153, И-16, Хе123. Их отличительная черта невысокая скорость, высокая маневренность, отличные возможности по поиску цели, небольшая дальность полета. Производство этих самолетов завершилось в начале 41 года, но они служиле практически до 44, когда последнии были списаны из за полного расходования рессурса планера.
К средним отнесем все виды самолетов имеющих бомбовую нагрузку и вес до 6-7т. Это получаются практически все оставшиеся самолеты.
К тяжелым отнесем машины весом более 6-7 тонн и имеющие 2 двигателя. Как правило такие самолеты разрабатывались, но серийно не строились. Но к ним можно отнести специально модифицированные бомбардировщики.
По типу двигательной установки: воздушного и водяного охлаждения.
По колличеству двигателей: 1 или 2.
По колличеству брони:
Нет брони :),
легкая защита(бронеспинка).(Яки, И1-53, И16)
усиленная легкая защита(+бронестекло + различные броневставки):(все остальные самолеты)
среднезащищенные (Ил-2, Хе129)
полностью защищенные - (таних нет, хотя может Ил-10)
По ударным возможностям:
легкие: пулеметы, легкие бомбы, ракеты (200кг)
средние: пушки 20мм, пулеметы, ракеты, бомбы (до 1000кг)
тяжелые: крупнокалиберные пушки(37-75мм), ракеты, бомбы(более 1000кг)
В русском языке слово штурмовик стало нарицательным и у большенства людей асоциируется только с Ил-2. Поэтому я предпочитаю употреблять термин ударный самолет.
Ударный самолет может выполнять весь спектр задачь по поиску и уничтожению противника, но разные самолеты будут выполнять разные задания с разной степенью эффективности.
Я не знаком с тонкостями терминологии военных, так как сугубо гражданкий человек, поэтому возможно, использую некотрые термины неверно. Я бы не стал относить бомбардировщики на подобии
Пе-2, Ю-88 к категории ударных самолетов, по крайней мере в срезе нашего спора.
Задача ударного самолета НАЙТИ и УНИЧТОЖИТЬ.
Теперь прклассифицируем ударные самолты (И-153, Ил-2, Ю-87, П-47,
Як-9 )
И-153: легкий, одномоторный с воздушным охлаждением, легкобронерованный с легким вооружением. Достоинства: возможность использования любых аэродромов, в том чиле замаскированных рядом с линией фронта. Высокая маневренность позволяет эффективно выполнять противозенитные маневры и избегать аттак истребителей. Великолепный обзор невыская скорость при очень хорошой акселерации, позволяют легче находить цели. Для уничтожения целей имеет загрузку бомб до 200кг или меньше, или ракеты РС82. Высокая эффективность использования ракет (у Речкалова есть описание как он уничтожил танк выпустив ракеты почти в упор. ) Для штурмовки колон можно использовать 4 шкасса (в последствии оружие усилили 4УБС или 2
ШВАК).
Недостатки: невысокая дальность не позволяет использовать самолет в глубоком тылу для действиях на коммуникациях. Частично компенсируется возможностью базирования вдлизи линии фронта.
Ил-2: средний, одномоторный с двигателем водяного охлаждения, среднее бронирование(от 7мм пуль все жизненно важные, частично от 13мм и иногда от 20мм). Средняя по возможности загрузка, хотя и наилудшая из всех отечественных ударных самолетов 200-400кг бомб плюх 4-8 ракет. Теоретически мог брать до 600кг, но с такой нагрузкой самолет мог летать только с новыми двигателям, и был плохо упровляем.
Достоинства: Защита от стрелкового калибра. Высокая стойкость бронекоробки к поражению от авиапушек. Самая большая бомбовая загрузка среди советских ударных самолетов. Большая защита пилота при вынужденных посадках.
Недостатки: Очень плохой обзор из кабины(сзади, с боков и сверху кабина закрыта непрозрачной броней). Очень плохая маневренность, низкая скороподьемность 5-8м/с, низкая скорость(не позволяли выполнять эффективо противозенитные маневры). Низкая дальнось, низкая высотность. Неудачное расположение пушек(очень далеко от центроплана, высокий разброс при стрельбе). Низкая живучесть не бронерованной конструкций самолета(20% -на хвостовое оперение с проводкой управления П-Р). Отсутствие точных прицелов, что при ведении стрельбы с гораздо больших чем у И-153 дистанций значительно снижало эффективность использования ракетно-бомбовой нагрузки.
Ju-87 средний, одномоторный с двигателем водяного охлаждения, имеет бронезащиту защиту жизненно важных агрегатов. Первые версии имели только бомбовую загрузку, в последующих появились 20 и 37мм пушки.
Достоинства: Великолепный обзор, высокая маневренность, очень крепкая цельнометаллическая конструкция расчитанная на сброс бомб с вертикального пикирования. Высокая точность бомбометания (хорошая упровляемость и низкая высота сброса, эффективные решетки). Большой выбор бомбовой нагрузки. Высокая эффективность пушек с подкалиберными снарядами против советских танков.
Недостатки: Низкая скорость, невысокая дальность, слабое защитное вооружение.
Ju-87 активно применялся немцами до 44 года.
P-47: средний одномоторный с двигателем воздушного охлаждения имеет легкую усиленную бронежащиту. кроме 8 крупнокалиберных пулеметов может нести различную ракетно-бомбувую нагрузку до 2000lbs.
Достоинста: Громадная дальнось. Диапазон рабочих высот от 0 до 12км. Большой диапазон скоростей (можно заходить на цель и на 350кмч и на 600). Возможность сброса бомб с пикирования и с бреющего полета.
Недостатки: Недостаточная маневренность для боя воздушного на низких высотах.
Як-9Б: средний, одномоторный с двигателем водяного охлаждения, легкая бронезащита, вооружение 20мм и 12мм. и от 200 до 400 кг бомб.
Достоинства: высокая маневреность после сброса бомб.
Недостатки: низкая дальность, плохая устойчивость с бомбовой нагрузкой(задняя центровка). Совершенно незащищенны двигатель и радиаторы. Невозможность сброса бомб с пикирования(не отвечает нормам прочности для ПБ).
Что такое недостатки? Это те особенности конструкции, который как то ограничивают приминение этого аппарата для каких то задач. Недостатки можно нивилировать подбором таких задач, на которых эти недостатки не скажутся. Например малая дальность не позволяет действоать далеко от линии фронта, значит будем действовать только над ней. Это не страшно если есть другие самолеты, которые вправятся с дальним тылами, а если их нет?
Что такое достоинства? Это то что выделяет этот самолет перед другими, его сильная строна. Задача конструктора сделать самолет с минимальным колличеством недостатков и максимальным колличеством достоинств. (идеальных самолетов не бывает).
На мой взгляд Ильюшин не справился с поставленно задачей. Да его самолет имел ряд достоинсив выгодно отличавших его от других ударных самолетов.
Прочный бронекорпус очень хорошо защищал пилота от пуль и на вынужденных посадках. Это можно сравнить по цифрам сколько вылетов в среднем делал полот и самолет(тут кстати многие усиленно это путали). Но какой ценой это было куплено. Если сравнивать с Ju-87 то получается недобор по бомбовой загрузки в 1тонну, по маневренности Ил-2 больше похож на двухмоторный бомбардировщик, в то время как Ju-87 могла вести бой на виражах со спитфаером и результат не был столь однозначен в пользу спитфаера. По колличеству потерь даже глупо сравнивать эти самолеты. Как и по уровню эффективности (5-6%% уничтоженных целей штуками в 41году и 0,5% Илами) . При том, что оба самолета использовались практически для одних задач.
Тут некотрые говорят, что нельзя сравнивать так как в 41 у нас не было МЗА. Но простите, а что это меняет? Что виновок и пулеметов то же небыло и по самолетам они не стреляли? Стреляли. Но если для слабо бронерованного Ju-87 это не представляло угрозы то защита то такого огня у Ила выглядит избыточной. А против МЗА что Ил, что чайка, что штука, все практически равны. За одним исключением. В соверщенно разных вероятностях попадания в самолет. Да на боевом курсе все самолеты одинакого уязвимы, если это одинаковый курс. Но они не одинаковы. Ju-87 подходит на высоте 2-3км к цели выше дальности эффективного огня, затем падает на цель под углом 90 градусов, когда попасть в нее крайне сложно, а затем сбросив бомбы может выполнять любые маневры с целью сбить прицел зенитчикам. Рекомндации для илов хорошо описана тут
http://www.23ag.sp.mk.ua/html/il2_page_31.html, вот только построить круг 50 градусов он не в состоянии, а значит будет на боевом курсе уязвим для зениток.