[image]

Текущее состояние кораблестроения в РФ

 
1 2 3 4 5 6 7 112
+
+1
-
edit
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
флот
ОТЧЕТ
о результатах тематической проверки вопросов развития
налоговой базы предприятий и организаций судостроительной промышленности, обеспечения полноты и своевременности
поступления налоговых платежей в федеральный бюджет
в Российском агентстве по судостроению, в ФГУП
“Адмиралтейские верфи”, ОАО “Прибалтийский
судостроительный завод “Янтарь”, ОАО “Звезда

ach.gov.ru

connect() timed out! // www.ach.gov.ru
 


...Установленная Минобороны России при формировании контрактных цен единая для отрасли фиксированная величина среднемесячной заработной платы (до 2002 года - 3500 рублей, с 1 января 2002 года - 4500 рублей) не соответствует реально сложившемуся на предприятиях отрасли уровню оплаты труда (на ФГУП “Адмиралтейские верфи” за 2001 год - 7528 рублей и 7804 рубля за I квартал 2002 года).
Подобная практика ценообразования в условиях единичного строительства сложных заказов и ограниченности бюджетного финансирования снижает заинтересованность предприятий в выполнении поставок продукции оборонного назначения, поскольку такая продукция становится низкорентабельной, а в отдельных случаях и убыточной.
При осуществлении с декабря 1997 года ФГУП “Адмиралтейские верфи” строительства головного заказа проекта 677 “Лада”, заводской № 01570, первоначально заявленная предприятием цена заказа, основанная на возмещении издержек производства с фиксированным нормативом рентабельности (25%), была снижена генеральным заказчиком на 34,9%, в результате чего данный заказ становился нерентабельным.
Согласованная генеральным заказчиком с 1 января 2002 года контрактная цена заказа, который с 1 января 2001 года выполняется ФГУП “Адмиралтейские верфи” как опытно-конструкторская работа “Большая подводная лодка” проекта 677, обеспечивает рентабельность продукции лишь на уровне 6 процентов.
С учетом специфики судостроения в отрасли разработаны предложения по решению первоочередных проблем ценообразования. В частности, в период составления оборонного заказа на очередной год ориентировочные цены на разработку и производство продукции, указанные в Государственной программе вооружения (далее - ГПВ), подлежат уточнению и индексации для приведения их к текущим ценам на момент составления государственного оборонного заказа. В тех случаях, когда ГПВ не определены цены на разработку и производство новых образцов, государственный заказчик и исполнитель устанавливают согласованную цену, а в необходимых случаях должна проводиться независимая экспертиза.
С учетом длительного цикла производства остаточные объемы финансирования, необходимые для полного завершения работ, должны определяться ежегодно в соответствии с достигнутым процентом готовности. При составлении оборонного заказа следует производить индексацию остаточных объемов финансирования, при необходимости - уточнять сроки завершения работ и, исходя из этого, формировать объемы оборонного заказа на очередной год.
Ежегодная корректировка остаточной стоимости заказа необходима, в частности, для того, чтобы государственный заказчик и исполнитель могли реально оценить сроки выполнения заказа, которые при выделяемом финансировании и продвижении строительства растягиваются более чем на 10 лет. Так, изделие проекта 971, заводской № 518, строящееся на ОАО “Амурский ССЗ” с 1987 года, при выделенном на 2001 год в оборонном заказе финансировании смогло увеличить техническую готовность только на 0,6 процента. На 2002 год финансирование данного проекта оборонным заказом не предусмотрено, хотя его техническая готовность на 1 января 2002 года составила 83,4 процента. Также не предусмотрено в оборонном заказе на 2002 год финансирование работ по поисково-спасательному экраноплану, строящемуся с 1988 года на ОАО “ССЗ “Волга”, техническая готовность которого за 2001 год увеличилась только на 0,4% и составила на 1 января 2002 года 95,7 процента.
Катер проекта 12411, заводской № 01216, строится на ФГУП “Средне-Невский ССЗ” с 1989 года. В 2001 году при технической готовности 63,8% финансирование не выделялось, а на 2002 год предусмотрено в размере 2 млн. рублей, при потребности для обеспечения выполнения срока сдачи его государственному заказчику в 2003 году - 100 млн. рублей. Установлен новый срок сдачи - 2004 год.
Изделие проекта 949 А, заводской № 1664, строящееся на ФГУП ПО “Севмаш” с 1989 года, при выделенном в 2001 году финансировании смогло обеспечить увеличение технической готовности с 73,9% до 74,5% или на 0,6 процентных пункта. На 2002 год из необходимых, по расчетам предприятия, для обеспечения установленного срока сдачи (2005 год) 281,6 млн. рублей выделено в оборонном заказе только 4,8 млн. рублей.
Строительство корабля проекта 11540, заводской № 402, ведется на ОАО “ПСЗ “Янтарь” с 1986 года. При технической готовности, составляющей 75,7 %, оно было приостановлено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1994 года № 1073-50. Возобновляется финансирование только в 2002 году. В результате в 2000-2001 годах вместо планируемого предприятием ежегодного продвижения технической готовности, исходя из установленных сроков сдачи корабля, в размере 5 %, продвижение не происходило.
Строительство корабля проекта “Новик”, заводской № 1900, ведется на ОАО “ПСЗ “Янтарь” с 1996 года. При технической готовности на 1 января 2002 года, составляющей 15,1 %, финансирование строительства корабля в 2002 году практически не предусмотрено. При планируемом предприятием продвижении технической готовности в 2000 году - 15 %, в 2001 году - 8,17 %, продвижение составило 1,1 и 5,26 % соответственно. Выделяемое на 2002 год финансирование позволит повысить техническую готовность проекта 11540, заводской № 402, - на 3,3 %, по проекту “Новик”, заводской № 1900, продвижения не будет.
Следует отметить, что строительство новейшего большого противолодочного корабля проекта “Новик”, заводской № 1900, включено в Государственную программу вооружения на 2001-2010 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации 20 января 2002 года. Однако решением “О порядке выполнения работ по созданию боевых надводных кораблей ВМФ”, утвержденным Главкомом ВМФ 24 сентября 2001 года, поручено Управлению кораблестроения обеспечить подготовку и согласование совместного решения Россудостроения, ВМФ, Минэкономразвития России о прекращении строительства на ОАО “ПСЗ “Янтарь” головного корабля проекта “Новик” и организации работ по продолжению строительства второго корабля проекта 11540. В результате такого выделения финансовых ресурсов значительно увеличиваются сроки строительства кораблей, себестоимость и цена изделий. Так, сроки изготовления заказа проекта “Новик”, заводской № 1900, перенесены с 2001 года на 2005 год, себестоимость увеличилась в 2,4 раза, оптовая цена заказа - в 2,3 раза. По проекту 11540, заводской № 402, сроки исполнения заказа перенесены с 1992 года на 2005 год, себестоимость и оптовая цена в 2002 году по сравнению с зарегистрированными Минэкономразвития России в 1998 году, по расчетам ОАО “ПСЗ “Янтарь”, увеличатся в 3,2 раза. Следует отметить, что расчетная трудоемкость строительства указанных кораблей не изменилась.
Как показала проверка, наметившаяся тенденция роста цен на продукцию с длительным производственным циклом изготовления обусловлена, прежде всего, ростом цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, контрагентские поставки и работы. За период с 1997 по 2002 год стоимость покупных комплектующих изделий по заказу “Большая подводная лодка” проекта 677 ФГУП “Адмиралтейские верфи” возросла в 2,8 раза, а поставок контрагентского оборудования - в 3 раза. При этом производственная себестоимость и цена заказа увеличились в 2,4 раза.
Вследствие удлинения сроков строительства происходит рост незавершенного производства, что приводит к увеличению размера начисленного налога на имущество...
   

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
Только 7 декабря 2000 года Правительство Российской Федерации постановлением № 931-73 определило перечень кораблей и судов, строительство которых прекращено и которые подлежат списанию, утилизации или реализации.
Строительство этих заказов было начато в 1987-1994 годах и приостановлено в 1994-1997 годах при технической готовности заказов до 72,5 процента. Так, в указанный перечень включен корабль проекта 11540, заводской № 403, строительство которого осуществлялось на ОАО “ПСЗ “Янтарь” с 1987 года и было приостановлено в 1994 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1994 года № 1073-50 при технической готовности в размере 44,6 процента. Обращает на себя внимание, что в утвержденный перечень включены 5 изделий проекта 949 А, заводские №№ 675-679, которые строились почти одновременно и имели техническую готовность до 49%, и 4 изделия проекта 971, заводские № 836 - 838 и 519, с технической готовностью до 56,5 процента. При условии концентрации выделяемых в оборонном заказе финансовых ресурсов ряд списанных изделий мог быть достроен и сдан государственному заказчику.
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

Не сильно радостно, конечно, но и не совсем уж плохо.
Кстати, а на 2003-4 что?
   
+
-
edit
 

George

опытный

someuser, 06.10.2003 08:22:23:
Не сильно радостно, конечно, но и не совсем уж плохо.
 

Гм, чего тут "не совсем уж плохо"? Ж№па полная...
   

Iva

Иноагент

бан до 30.07.2023
С экономикой жопа, денег ни на армию, ни на флот не хватает. Даже то что есть поддерживать не в состоянии, а плачутся о недосторях. Нужны решительные меры по сокращению и отрезанию, всего что нельзя содержать. Чем решительнее, тем лучше. А так волочат старые хвосты. Нафига нам новые "Курски" - со штатами воевать собрались через пять -десять лет? Воевать с ними не придется в ближайшие 50 лет. Если хватит глупости полезть раньше - пушистый зверек настанет. А для войны с другими они не нужны.
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

2 Iva
Ну так Курски и пустили на слом...
Один достраивают вроде только...
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
>А для войны с другими они не нужны.

Простите за оффтоп, а нельзя так рассуждать: чтобы ни с кем войны не было?
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

А насчёт того, почему всё не совсем плохо:
 При планируемом предприятием продвижении технической готовности в 2000 году - 15 %, в 2001 году - 8,17 %, продвижение составило 1,1 и 5,26 % соответственно.
 

Видим положительную динамику и сближение реальных возможностей с заявленными.
Хотя идёт дальше про 2002-й, там хуже. Но, вероятно, обещанное профинансировано в полной мере...
Короче, рассуждать о тех годах и судить по этому о нынешней ситуации некорректно.
Нужны данные на 2003-й год. И прогнозы на 2004-й.
Вот ещё:
Строительство корабля проекта 11540, заводской № 402, ведется на ОАО “ПСЗ “Янтарь” с 1986 года. При технической готовности, составляющей 75,7 %, оно было приостановлено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1994 года № 1073-50. Возобновляется финансирование только в 2002 году. В результате в 2000-2001 годах вместо планируемого предприятием ежегодного продвижения технической готовности, исходя из установленных сроков сдачи корабля, в размере 5 %, продвижение не происходило.
 

Т.е. похоже идёт распределение ресурсов на достройку всех кораблей, но меньшими темпами.
Катер проекта 12411, заводской № 01216, строится на ФГУП “Средне-Невский ССЗ” с 1989 года. В 2001 году при технической готовности 63,8% финансирование не выделялось, а на 2002 год предусмотрено в размере 2 млн. рублей, при потребности для обеспечения выполнения срока сдачи его государственному заказчику в 2003 году - 100 млн. рублей. Установлен новый срок сдачи - 2004 год.
 

И т.п.
Короче, в общем финансирование всё же растёт...
Но всё же интересны более свежие данные.
Всё же с тех пор возможности бюджета тоже подросли...
   
Это сообщение редактировалось 06.10.2003 в 20:11

Iva

Иноагент

бан до 30.07.2023
AidarM, 06.10.2003 11:26:07:
>А для войны с другими они не нужны.

Простите за оффтоп, а нельзя так рассуждать: чтобы ни с кем войны не было?
 

Нет. Так сейчас могут рассуждать только США. У других для этого средств нет.
Правда у нас есть РВСН, которые позволяют надеятся, что США война с нами будет не нужна.

Поэтому все остальные должны сначала определиться - с кем у них может быть война-конфликт и соответсвнно с этим строить свои вооруженные силы. Если ВС будут соответствовать поставленным задачам, то войны может и не быть.
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

muxel'у вопрос - по какому поводу мой пост правили?
   

TbMA

опытный

Iva, 06.10.2003 21:08:06:
Нет. Так сейчас могут рассуждать только США. У других для этого средств нет.
Правда у нас есть РВСН, которые позволяют надеятся, что США война с нами будет не нужна.
 

Так сейчас могут рассуждать все страны имеющие ЯО. Например Сев. Корея.

Потому как еще никто и никогда за последние 60 лет не начинал военных действий против страны с ЯО. И даже США понимает, что трешка-пятерка наступающих полков, сгоревших на ядерном фугасе, будет плохо смотреться в победных сводках.
И уж тем более на газетных полосах.
   

Iva

Иноагент

бан до 30.07.2023
TbMA, 06.10.2003 13:39:56:
Так сейчас могут рассуждать все страны имеющие ЯО. Например Сев. Корея.

Потому как еще никто и никогда за последние 60 лет не начинал военных действий против страны с ЯО. И даже США понимает, что трешка-пятерка наступающих полков, сгоревших на ядерном фугасе, будет плохо смотреться в победных сводках.
И уж тем более на газетных полосах.
 

Нет у сев. кореи еще ядерного оружия. Она до америки его доставить не может.

Даже у Китая такого оружия ( достигающего США) - мало.

Ядерный фугас от сербского варианта плохо защитит.
   
+
-
edit
 

fisher

втянувшийся

Насчет бюджета ВМФ
(Кстати все это из открытой печати и уже неоднократно обсуждалось здесь на форуме)
В 2000 году бюджет РФ на закупку вооружений был 60 млрд. руб. (вместе с НИОКР!)
Когда утонул "Курск", Куроедов с Клебановым признались, что доля ВМФ там была 15% или около 10 млрд. руб.
Тогда же было сказано что при Брежневе эта цифра составляла 25%, аи она существенно ниже чем в США (30-35%).
Тогда же они пообещали что с 2002 года доля ВМФ в закупках будт 20%.
Причиной такому сокращению было то, что РВСН сарались финансировать по максимуму даже когда денег не было совсем, а остаток тратился на легкое вооружение Сухопутных Войск, что требовалось войной в Чечне...
Еще можно вспомнить Маслюкова, который в 1999 году, будучи вице-премьром в правительстве Примакова, неоднократно повторял что для нас главное - быстрее делать "Тополь-М"...
В 2002 году расходы на закупку выросли уже до 120 млрд (снова с НИОКР),
в 2003 году еще чуть-чуть добавили - 122 млрд. - на вся штука в том что средние закупочные цены в 2003 году выше 2002-го на 33,6 процента - предприятия ВПК душат большие накладные расходы, которые неизменны при том что объем закупок сократился в 8-10 раз.
       Теперь допустим что сейчас на закупки тратится 20% или 25 млрд. руб.
Цифры стоимости кораблей у нс на форуме звучали неоднокатно:
Ремонт "Нахимова" - 2 млрд. руб.
Ремонт "Тайфуна" "Севмашем", который щаз после приемки-сдачи снова вводится в состав фота - 2 млрд...
Из вышеуказанной статьи видим, что ракетный катер стоит 500 млн. руб.
И еще на этом форуме говорилось что стоимость 949 проекта - 500 млн. долл. или 15 млрд. руб.

С учетом этого можно посчитать, на что реально можно потратить те 200-250 млрд., которые реально получит флот в течение следующих7-8 лет с учетом возможного роста экономики и пропорционального роста военного бюджета.

И еще по-моему уж лучше вместо того, как в 1994-96гг. просто похерили подряд финансирование всех кораблей с готовностью 60-70 процентов сделать так, как пытаются сейчас - в рамках этих предполагаемых денег решить, что реально можно в пределлах 7-8 лет построить.

А статья отражает ситуацию конца 2001 года. с тех пор действительно немного стало лучше. Финансирования по 0,6 процента стоимости проекта в год больше не будет- это нонсенс.
Другое дело что с таким бюжетом нам, скорее всего, раньше 2012 года авианосцев не видать - денег не будет - дай бог хоть по одному эсминцу в год да раз в пару лет новый 949 проект или "Северодвинск" спускать...
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

2 fisher
Спасибо за инфу, интересная. :)
И вообще говоря отчасти обнадёживающая...
Авианосцы хотят закладывать с 2010-го, кстати.
   
+
-
edit
 

Dolphin69

опытный

toto> Военно-морской флот РФ принял решение об окончании строительства сторожевого корабля "Туман". :: РБК Санкт-Петербург
toto> Военно-морской флот РФ принял решение об окончании строительства сторожевого корабля "Туман".

Как-то звучит двусмысленно... "Об окончании" - это о прекращении или о планах на достройку?
   7.07.0
RU Denis KA #25.06.2009 11:26  @Dolphin69#25.06.2009 10:58
+
-
edit
 

Denis KA

аксакал

Dolphin69> Как-то звучит двусмысленно... "Об окончании" - это о прекращении или о планах на достройку?

Написано конечно загадочно, но вторая строчка "Он также уточнил, что в дальнейшем возможно строительство еще одного корабля подобного класса" явно указывает что речь идет о достройке Тумана и о возможной постройке Неудержимого, Попахивает каким-то лоббированием "Янтаря".
   3.0.113.0.11
RU Полл #25.06.2009 11:29  @Denis KA#25.06.2009 11:26
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
D.K.> ...Попахивает каким-то лоббированием "Янтаря".

В смысле, у нас столько верфей, которые так же как "Янтарь" потоком строят боевые корабли, и непонятно почему "Янтарю" отдали предпочтение? :lol:
   
RU Denis KA #25.06.2009 11:39  @Полл#25.06.2009 11:29
+
-
edit
 

Denis KA

аксакал

Полл> В смысле, у нас столько верфей, которые так же как "Янтарь" потоком строят боевые корабли, и непонятно почему "Янтарю" отдали предпочтение? :lol:

Вот именно что непонятно, "Янтарь" за 18 лет из крупных кораблей пока только с горем пополам Ярослава достроил, а Северную Верфь которая все эти годы исправно строила, сейчас забили все производственные мощности начатыми корпусами и не по вине верфи (просто нет комплектующих) сейчас все стоит, точнее очень медленно строится. Не проще за другие долгострои взяться, нам что тральщики не нужны, на весь флот два более-менее современных тральщика ?
   3.0.113.0.11
Это сообщение редактировалось 25.06.2009 в 11:46
RU Полл #25.06.2009 11:50  @Denis KA#25.06.2009 11:39
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
D.K.> Вот именно что непонятно, "Янтарь" за 18 лет из крупных кораблей пока только с горем пополам Ярослава достроил, а Северную Верфь которая все эти годы исправно строила, сейчас забили все производственные мощности начатыми корпусами и не по вине верфи (просто нет комплектующих) сейчас все стоит, точнее очень медленно строится. Не проще за другие долгострои взяться, нам что тральщики не нужны, на весь флот два более менее современных тральщика ?

Человече, ты лукавишь. "Янтарь" за 18 лет сколько фрегатов для Индии спустил?
А вот "Северная Верфь" за эти годы и впрямь спустила всего сколько? И почему у нее "нет комплектующих", а у "Янтаря" они есть?
Что нам сейчас все более-менее современные корабли нужны я согласен. Но почему не нужно строить фрегаты?
   
RU Denis KA #25.06.2009 12:01  @Полл#25.06.2009 11:50
+
-
edit
 

Denis KA

аксакал

Полл> Человече, ты лукавишь. "Янтарь" за 18 лет сколько фрегатов для Индии спустил?
Человек, ты просто путаешь, Янтарь еще ничего для индии даже на воду не спустил, у них пока только "скорлупа" на стапеле, все фрегаты "АВ" сделали, Варшавянки для них кстати тоже.

Полл> А вот "Северная Верфь" за эти годы и впрямь спустила всего сколько? И почему у нее "нет комплектующих", а у "Янтаря" они есть?

СВ как раз китаю эсминцы отстроили и любимый Стерегущий для нас.
У СВ нет комплектующих на новые корабли, ЗРК всяких для корветов, турбин для Горшкова и видно много чего еще.

Полл> Что нам сейчас все более-менее современные корабли нужны я согласен. Но почему не нужно строить фрегаты?
Кто сказал что не нужно, только не Ярославы(Корсары), их нужно было лет 15 назад строить.
   3.0.113.0.11
Это сообщение редактировалось 25.06.2009 в 12:27
RU Полл #25.06.2009 12:31  @Denis KA#25.06.2009 12:01
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
D.K.> Человек, ты просто путаешь, Янтарь еще ничего для индии даже на воду не спустил, у них пока только "скорлупа" на стапеле, все фрегаты "АВ" сделали, Варшавянки для них кстати тоже.
Этим летом должны головной спустить, а план - передать головной заказчику в 2011г. А "Балтийский завод" - это кто сейчас?

D.K.> СВ как раз китаю эсминцы отстроили и любимый Стерегущий для нас.
Насчет эсминцев - мне помниться, там скандал с заказчиком был? Да и "любимый "Стерегущий" это тоже скорее минус...

D.K.> У СВ нет комплектующих на новые корабли, ЗРК всяких для корветов, турбин для Горшкова и видно много чего еще.
А у "Янтаря" - есть. Почему?

D.K.> Кто сказал что не нужно, только не Ярославы(Корсары), их нужно было лет 15 назад строить.
А кого?
   
RU Denis KA #25.06.2009 12:52  @Полл#25.06.2009 12:31
+
-
edit
 

Denis KA

аксакал

Полл> Этим летом должны головной спустить, а план - передать головной заказчику в 2011г. А "Балтийский завод" - это кто сейчас?
Полл, давай дождемся сперва когда спустят, а то Новик уже 15 лет спускают, не так просто производство оживить после такого простоя.

Полл> Насчет эсминцев - мне помниться, там скандал с заказчиком был? Да и "любимый "Стерегущий" это тоже скорее минус...
А с каким экспортным заказом у нас скандала не было ? Скоро посмотришь какой скандалище с авианосцем для Индии будет.

Полл> А у "Янтаря" - есть. Почему?
У Янтаря заказ уже отработанный, когда в серии то все значительно легче и дешевле.

Полл> А кого?
Хотя бы 11356 как для индусов, нам холява досталась, а мы ей не воспользовались, серию отработали, все косяки индусам на первом заказе подарили, что мешает? переделывай под себя и строй серию.
   3.0.113.0.11
25.06.2009 13:05, Capt(N): +1: мудрая мысль...
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
D.K.> Хотя бы 11356 как для индусов, нам холява досталась, а мы ей не воспользовались, серию отработали, все косяки индусам на первом заказе подарили, что мешает? переделывай под себя и строй серию.
Абсолютно согласен!Постройка для Индии удачного проекта,опыт постройки серии этих кораблей и возможность ознакомиться с опытом их эксплуатации вполне логично должны были бы перетечь в разработку какого-нибудь пр.11357 или 8 для отечественного флота. Почему это не произошло,лично для меня огромная загадка!
   7.07.0
07.07.2009 16:21, Retviz@N: +1: +100
+
-
edit
 

Denis KA

аксакал

Capt(N)> Абсолютно согласен!Постройка для Индии удачного проекта,опыт постройки серии этих кораблей и возможность ознакомиться с опытом их эксплуатации вполне логично должны были бы перетечь в разработку какого-нибудь пр.11357 или 8 для отечественного флота. Почему это не произошло,лично для меня огромная загадка!

Воистину, но у нас как обычно, пошли на поводу у оборонки наобещавшей "нечто" и в кратчайший срок.
   3.0.113.0.11
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
D.K.> Воистину, но у нас как обычно, пошли на поводу у оборонки наобещавшей "нечто" и в кратчайший срок.
скорее всего так и было, и это при том, что ВМФ имел подготовленные и опытные сдаточные экипажи на этот проект и практически без задержки мог бы начать приемку этих кораблей для себя. А сейчас к сожалению, мы имеем уникальный "Стерегущий",строящийся и не менее уникальный "Горшков" и массу старых проектов ходящих на честном слове...
   7.07.0
1 2 3 4 5 6 7 112

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru