Вопрос по Лунному Кораблю

Теги:космос
 
1 2 3 4

VK

втянувшийся

Ну, красную книгу я тоже не вчера купил. Где ее сейчас купишь?
А про посадочную ступень есть ИМХО такое. Поскольку посадочная ступень КТ делалась, как универсальная для серии Е-8, то в Е-8ЛС (Луна-19 и 22) она, безусловно, присутствует, хоть и без посадочного шасси. Разглядеть ее тут, конечно, трудно... Цилиндры со сферическими днищами - это, видимо, блоки аппаратуры, на Е8 и Е-8-5 они проходили, как сбрасываемые отсеки.

Насчет списка аппаратуры - что да, то да. Кроме того, что фотосъемка поверхности и изучение масконов, ничего не известно.
 

Leroy

втянувшийся

VK, 14.11.2003 21:56:34:
Луна-19! Встречайте.
 

Контейнер вверху напоминает корпус "Лунохода" без колесной части.
Зарегистрирован на сайте в декабре 2000 г. :)  
RU Зомби Посторонн #16.11.2003 14:02
+
-
edit
 

Зомби Посторонн

втянувшийся
Спереду - два кислородных баллона.
А внутре - космонахт...
[size=1]Зомби Постороннего. __В[/size]

Памяти 16 марта 1962 г
 
RU Старый #16.11.2003 14:59
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Leroy, 15.11.2003 18:56:49:
Контейнер вверху напоминает корпус "Лунохода" без колесной части.
 

 Скорее всего это так. Но чем он в таком случае может быть начинён?
Старый Ламер  
RU Старый #16.11.2003 15:14
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
VK, 15.11.2003 16:00:15:
А про посадочную ступень есть ИМХО такое. Поскольку посадочная ступень КТ делалась, как универсальная для серии Е-8, то в Е-8ЛС (Луна-19 и 22) она, безусловно, присутствует, хоть и без посадочного шасси. Разглядеть ее тут, конечно, трудно... Цилиндры со сферическими днищами - это, видимо, блоки аппаратуры, на Е8 и Е-8-5 они проходили, как сбрасываемые отсеки.
Насчет списка аппаратуры - что да, то да. Кроме того, что фотосъемка поверхности и изучение масконов, ничего не известно.
 

 Тут есть и имхо и не имхо. Большие цилиндры по бокам со сферическими шариками сверху это сбрасываемые баки. На Е-8 в них находилось топливо для коррекций и выхода на селеноцетрическую орбиту. Их можно увидеть например здесь:
http://www.astronautix.com/graphics/l/lunkhod3.jpg
http://www.astronautix.com/graphics/l/lunokldr.jpg
 Перед началом схода с орбиты они сбрасывались и только сход с орбиты, торможение и посадка осуществлялись на топливе содержащемся в посадочной ступпени.
 На Луне -19/22 эти баки практически наверняка предназначались для той же цели - размещения топлива для перехода на селеноцентрическую орбиту и коррекций.
 Посадочная ступень. Весь изюм в том, что в ней находились все служебные системы: управление, радиосвязь, электропитание, двигатели и прочее. Без неё вряд ли можно было обойтись, если только не конструировать весь космический аппарат заново.
 Но если она в данном случае на Луну не садилась, то топлива в ней наверняка не должно было быть. Не должно было быть и лунохода и взлётной ступени.
 Но в то же время официально объявлено, что стартовая масса станций составляла 5600 кг - максимальный вес среди всех станций серии Е-8. Вот и гложут меня два вопроса:
1. Почему на снимке не видно посадочной ступени?
2. Что занимало вес освободившийся от Лунохода и "посадочного" топлива?
Старый Ламер  
RU Старый #16.11.2003 15:29
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 Кстати, VK, в красной энциклопедии на стр 223 нарисованы эти баки. Также спешу поравиться - 5700 кг масса Луны-22.
Старый Ламер  
RU Старый #16.11.2003 16:35
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 Кому интересно, вот Луна-19 из "красной энциклопедии":
Прикреплённые файлы:
(скачать) [85 кБ]
 
 
Старый Ламер  
+
-
edit
 

Whitefox

новичок
Раз тут вопросы по лунным кораблям, так я тоже спрошу.
У Вэйда про ЛК написано следующее:

Craft.Crew Size: 1. Design Life: 3 days. Orbital Storage: 30.00 days. Total Length: 5.20 m. Maximum Diameter: 4.50 m. Total Habitable Volume: 5.00 m3. Total Mass: 5,560 kg. Total Propellants: 2,400 kg. Total RCS Impulse: 25,000.00 kgf-sec. Primary Engine Thrust: 2,050 kgf. Main Engine Propellants: N2O4/UDMH. Main Engine Isp: 315 sec. Total spacecraft delta v: 2,700 m/s. Electric system: 0.50 total average kW. Electric System: 30.00 total kWh. Electrical System: Batteries.


Вопрос как с такой дельта вэ можно сначала сесть а потом вернутся на орбиту?
 
RU Старый #16.11.2003 20:48
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Whitefox, 16.11.2003 17:42:28:
Вопрос как с такой дельта вэ можно сначала сесть а потом вернутся на орбиту?
 

 На этот вопрос ответить легче всего. Он тормозился блоком Д, только перед самой посадкой блок отбрасывался и ЛК прилунялся на своём двигателе.
Старый Ламер  
RU Старый #16.11.2003 20:51
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 VK, у меня ваше присоединённое изображение почемуто не открывалось, поэтому я отсканировал тоже. А теперь открылось.
 VK, вы вроде имеете много знакомых в РККЭ, вы не могли бы у них узнать подробности о пусках Н-1 и о полезных нагрузках? И уточнить если удастся, во всех ли пусках был блок Д и от чего он управлялся?
Старый Ламер  
GB Alesandro #16.11.2003 20:55
+
-
edit
 

Alesandro
Серокой

координатор
★★★★
А может, эти "Луны" просто проверяли работоспособность приборов "Лунохода"? Точнее, как они перенесут полёт, работу датчиков и т.д.? То есть в корпусе были приборы, аналогичные луноходным, ведь задача станций была как раз найти место посадки для них?
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
RU Старый #16.11.2003 22:15
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Alesandro, 16.11.2003 20:55:25:
А может, эти "Луны" просто проверяли работоспособность приборов "Лунохода"?
 

 Если б даже и так, то на что израсходовался вес? Балласт?
 Но главная фигня в том, что они полетели ПОЗЖЕ Луноходов.

 А вобще СССР не отрабатывал АМС в испытательных полётах. США, впрочем, тоже.
Старый Ламер  

VK

втянувшийся

Старый, 16.11.2003 20:51:56:
 VK, вы вроде имеете много знакомых в РККЭ, вы не могли бы у них узнать подробности о пусках Н-1 и о полезных нагрузках? И уточнить если удастся, во всех ли пусках был блок Д и от чего он управлялся?
 

От чего управлялся блок Д, это ясно - от СУ основного корабля. 11С824, которая есть блок Д от 11А52, не имела своей СУ. Когда поставили впереди бака окислителя торовый контейнер с СУ, блок стал называться 11С86.

А насчет остального - попробую, правда, процесс не быстрый, думаю. (Самому интересно! )
Проблема в том. что уже к 90-му году оставалось не так много людей, которые участвовали в Н-1.
 
RU AmoryBlaid #17.11.2003 11:36
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

>>>От чего управлялся блок Д, это ясно - от СУ основного корабля.

Это Старый спрашивает, наверное, о третьем пуске Н-1, ведь речь в большинстве источников идёт о макетной ПН ЛОК и ЛК. Либо ЛОК в этом полете был не макетный, либо блок Д (и Г) тоже макетный, и целью запуска был только вывод ГЧ на LEO.

Почитал тут внимательно еще раз про ПН Н-1. Складывается впечатление, что 11Ф92 только в первом пуске должен был выйти на орбиту ИСЛ, провести там в теч. 2-х дней фотосъемку поверхности и вернуться на Землю. А вот во втором пуске, похоже, предусматривался облет Луны без выхода на орбиту. По некоторым источникам в состав ПН помимо 11Ф92 входил также макет ЛК. ПН, таким образом, была больше, чем в первом полете, и, возможно, Н-1, которая в первых полетах была еще "слабенькая", не могла обеспечить выход на орбиту ИСЛ и сход с нее.
Хотя по такой противоречивой информации трудно восстановить реальную картину.
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
+
-
edit
 

Whitefox

новичок
На этот вопрос ответить легче всего.  Он тормозился блоком Д, только перед самой посадкой блок отбрасывался и ЛК прилунялся на своём двигателе.
 


В условиях катастрофической нехватки массы зачем-то сводить с орбиты ещё и блок Д :unsure: . Интересно почему была принята такая схема? Ведь логичнее сэконмить на весе топлива спуская на поверхность только ЛК.
 
Это сообщение редактировалось 17.11.2003 в 15:24

VK

втянувшийся

Whitefox, 17.11.2003 12:58:12:
В условиях катастрофической нехватки массы зачем-то сводить с орбиты ещё и блок Д :unsure: . Интересно почему была принята такая схема? Ведь логичнее сэконмить на весе топлива спуская на поверхность только ЛК.
 

Задача ставится так: нужно погасить орбитальную скорость ЛК. Своей энергетики у ЛК недостаточно, поэтому используется блок Д, который уже работал - тормозил всю систему при подлете к Луне. Теперь он своим мощным движком тормозит систему почти до нуля и отбрасывается, оставляя топливный запас ЛК нетронутым. Тот гасит остатки скорости и садится, израсходовав очень мало (относительно) топлива. Оно ему потребуется еще для взлета - на Луне остается только посадочное шасси, грубо говоря.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Whitefox имеет в виду, видимо, другое - почему для торможенгия используется полупустой - т.е. с плохим массовым совершенством - блок Д, когда можно было бы сделать более массововыгодный тормозной блок?

И ответ, видимо, в том, что лишний блок вкупе с уменьшением блока Д приводил к уменьшению общей ХС.

А может, просто выигрыш был мизерный, и решили сделать, как проще. Ракеты вон имеют три ступени, а не четыре, пять или шесть - для выхода на орбиту ИСЗ. Хотя, теоретически, чем больше ступеней, тем лучше... А практически это не всегда так.
 
+
-
edit
 

Whitefox

новичок
Аvmich, чем предлагать ещё ступень, я бы скорее предложил от блока Д отказаться как такового. Зачем он? При подлёте к Луне тормозится можно движком ЛК, потом просто отстрелить пустые топливные баки. Возникают правда сложности с компоновкой, но думаю их можно было решить и в итоге по массе сэкономить.
 
RU Старый #17.11.2003 23:24
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 Зачем тормозили блоком Д?
Всё гораздо сложнее. Во первых никакого "лишнего" блока нет. И Аполлон и Л3 состояли из трёх блоков, и там и там три, у нас никаких лишних. У них ЛК состоял из двух блоков - посадочной и взлётной ступени, у нас из одного блока. Посадочной ступени нет. Прямая экономия.
 У них ОБК тормозит всю систему у луны а потом стартует к земле. Приходится тащить обратно к земле те баки, в которых было топливо для торможения у луны. У нас этого нет. У нас в ЛОК топливо только на старт к земле. Прямая экономия.
 Ну и наконец удельный импульс блока Д максимальный, логично ипользовать его полностью.
 Так что чисто теоретически всё было красиво.

 Но был ещё один фактор.
Для посадки на луну требуется чтобы тормозной двигатель имел два режима тяги различающихся в разы. Один для торможения при сходе с орбиты и один для мягкой посадки. Как эта проблема решалась на других аппаратах? Сервейеры тормозили твердотопливным двигателем, а для мягкой посадки использовались маленькие ЖРД. На Аполлоне применили уникальный ЖРД с глубоким дросселированием, добиться этого удалось только изобретя форсунку с изменяемым сечением.
 На Е-6 мощный режим обеспечивался камерой сгорания, малый режим - рулевыми соплами. На Е-8 пришлось ставить два отдельных двигателя: большой и малой тяги. Создать двигатель с глубоким дросселированием наши изобретатели не смогли.
 Что было делать на ЛК? Тут и пришло решение: для торможения использовать мощный 8-тонный двигатель блока Д, а мягкую посадку делать на слабосильном взлётном двигателе. Всё какраз совпало. Таким образом уникальный посадочный двигатель сиало ненужно делать.

 Всё в нашей схеме выглядело вполне цивильно и даже красиво и эффективно, кроме одной фигни. Практически перед посадкой нужно было производить разделение блоков, отделять ЛК от блока Д. Как это всё должно было делаться на лету, притом надёжно и безопасно - ума не приложу.
 У американов был аварийеый вариант: если становится ясно, что посадочное топливо израсходовано а сесть не получилось, то нужно было дать полный газ посадочному двигателю, последним усилием тот подбрасывал модуль вверх и там нужно было успеть отделить взлётную ступень от посадочнойй и чесать на ней обратно на орбиту. Астронавты весьма скнптически отзывались об этом манёвре. А у нас такая эквилибристика должна была быть штатной процедурой.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

Whitefox

новичок
Старый, я где-то читал что двигатель ЛК всё же достаточно сильно дросселировался, и имел два режима посадочныи и взлётный.
 
RU AmoryBlaid #18.11.2003 00:31
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

>>>Практически перед посадкой нужно было производить разделение блоков, отделять ЛК от блока Д. Как это всё должно было делаться на лету, притом надёжно и безопасно - ума не приложу.
>>>...такая эквилибристика должна была быть штатной процедурой.
 
Это точно, эквилибристика.

После ориентации ЛК с помощью двигателей ДО, размещенных между СУ и БО, на высоте 16 км. включается двигатель блока "Д" на торможение (6) и ЛК с блоком "Д" устремляется к Луне. Причем ЛК с блоком "Д" на высоте 3-4 км совершает "мертвую петлю" и в это время на высоте 1-3 км производится отделение блока "Д" от ЛК. Этот маневр был необходим, чтобы посадочный радиолокатор ЛК не принял отделившийся блок "Д" за Лунную поверхность и не сработало раньше времени автоматическое включение ракетного блока "Е".

Блок "Д" падает на поверхность Луны, а пилот ЛК, использую автоматическое и ручное управление двигателями ориентации и регулируя тяге двигателя блока "Е", совершает посадочный маневр и мягкую посадку на поверхность Луны. Вся процедура от момента отделения блока "Д" до посадки занимала немногим более минуты и поэтому возможности по маневрированию лунного корабля над поверхностью для выбора места посадки были ограничены несколькими сотнями метров.
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 

VK

втянувшийся

Кстати о птичках. У Филина В.М. ( http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/filin/03.html ), там где он рассказывает, как и почему была придумана схема с "кульбитом", сказано:

"... Но это касалось только пилотируемой экспедиции, а что делать на двух ближайших пусках комплекса, которые планировались в 1971 г.? И ракеты и головные блоки лежали в сборочном корпусе практически собранными. "
И далее:
"... и тут же было подписано решение: делать именно так. Правда, в реальном полете дело до этого не дошло — уже на первых секундах после старта носителя с Земли в очередной раз нас ждало разочарование. "

Из этого следует, что и на 3-й (июнь1971-го) и на 4-й пуск ЛК шел штатный, задача ставилась - посадка в автоматическом режиме. Хотя к 4-му задачу уточнили - оставили только облет, если верить Чертоку.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

VK

втянувшийся

Marsianin, 14.11.2003 15:18:20:
В "Крыльях Родины" за 93г. есть схема (довольно точная) Н-1 3л с 7К-Л-1С.
 

А можно попросить Вас отсканировать и кинуть на E-mail?
 
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru