Вопрос по Лунному Кораблю

Теги:космос
 
1 2 3 4

VK

втянувшийся

Старый, 17.11.2003 23:24:25:
Создать двигатель с глубоким дросселированием наши изобретатели не смогли.
 
 

Старый, ты как-то пренебрежительно отзываешься: "наши изобретатели". Ирония абсолютно лишняя.
Цитата из В.М. Филина:
"Основной двигатель выполнял функции дотормаживания на посадке, горизонтального маневрирования и взлета. Режимы его работы были самые разные. Так на участке дотормаживания и взлета тяга была близка к оптимальной и равна примерно 2000 кгс, т. е. около 20 кн, а на участке горизонтального маневрирования, где нужно было уравновесить вес корабля, она составляла примерно 850 кгс (8500 н). Но еще нужно было уметь маневрировать по высоте, т.е. и поднять, и опустить аппарат. Поэтому диапазон регулирования тяги на этом участке был довольно широкий. Тяга двигателя могла снижаться до 540 кгс и увеличиваться примерно до 1000 кгс. Таким образом, основной двигатель волей-неволей должен быть двухрежимным. Эти режимы получили свои названия:
ОР — основной режим и РГД — режим глубокого дросселирования. "
 
RU Старый #19.11.2003 09:03
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
VK, 18.11.2003 22:37:26:
Старый, ты как-то пренебрежительно отзываешься: "наши изобретатели". Ирония абсолютно лишняя.
.........
 Таким образом, основной двигатель волей-неволей должен быть двухрежимным.
 

 Я в курсе. Передо мной справочник "Двигатели".

 Для посадки на Луну требовалось изменять тягу двигателя как минимум в 10 раз. Посадочный двигатель Аполлона дросселировался от 4.5 тонны до 450 кг.
 Наши смогли создать лишь с дроселлированием в 4 раза. Поэтому и пришлось "менять двигатель на лету". Номинальная тяга РД-58 - 8.5 т, РД-858 - на режиме глубокого дросселирования - 858 кг. В итоге какраз в 10 раз. Если учесть что приглубоком дросселировании тяга могла изменяться плюс-минус 300 кг от номинала, то даже чуть больше.
 На станциях Е-8 тяга основного ЖРД менялась в диапазоне 2000-750 кг (почти в 3 раза). А ЖРД малой тяги - 350-210 кг. Итого в сумме тоже ровно в 10 раз. Но... двумя разными двигателями, как и в ЛК. Создать один двигатель с десятикратным дросселирорванием не смогли.
 У двигателя станции Е-6 тяга камеры сгорания была 4.6 тонны, а рулевых сопел 250 кг. Тут получилось даже почти что в 20 раз, но это было уже не дросселирование.
Старый Ламер  
RU Старый #19.11.2003 09:08
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 Да, кстати. Двигатель нашего ЛК не имел плавного регулирования по всему диапазону. Он был двухрежимным со ступенчатым переключением режимов. Первый режим с номиналом 2000 кг плюс-минус 200кг, и второй с номиналом 860 кг плюс-минус 300 кг. То есть тягу в диапазоне 1160-1800 кг обеспечитиь было нельзя.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Мне вот это нравится: "как минимум в 10 раз". Такое ощущение, что хотели сказать "надо было сделать как минимум не хуже американцев, даже если это не нужно - в лепёшку разбиться, но доказать супостатам, что и мы не лыком шиты".

Можно какие-нибудь разумные обоснования, зачем обязательно - обязательно - нужно такое большое изменение тяги?
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Эта задача встречается в проблеме одноступенчатых РН. Известно, что первой ступени Титана-2, чтобы выйти на орбиту самой по себе, тягу двигателей нужно уменьшить. Но не нужно иметь её изменяемой в 10 раз...
 
RU Старый #19.11.2003 15:34
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
avmich, 19.11.2003 10:24:57:
Можно какие-нибудь разумные обоснования, зачем обязательно - обязательно - нужно такое большое изменение тяги?
 

 Это было вызвано жёсткой необходимостью. Гасить орбитальную скорость нужно быстро, а потом примерно уравновешивать вес аппарата с возможностью уменьшения тяги чтобы получить ускорение вниз.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Уравновешивать вес - это тяга движка 1/6 массы (в кгс). Уменьшать скорость - хочется побыстрее (потери меньше), но на 3 g окололунная орбитальная скорость гасится за минуту. То есть можно и на 1 g гасить, наверное? Разброс вшестеро... хотя, конечно, всё равно много...

Да, неожиданно большой диапазон требуется .
 
RU Старый #19.11.2003 17:45
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
avmich, 19.11.2003 15:41:29:
То есть можно и на 1 g гасить, наверное? Разброс вшестеро... хотя, конечно, всё равно много...

Да, неожиданно большой диапазон требуется .
 

 Ты ж не забывай, что начинать тормозить нужно начальную массу корабля, с полным запасом топлива. А удерживать на весу уже с почти выработанным "посадочным" топливом. (У нас даже со сброшеной тормозной ступенью). Поэтому диапазон ещё больше, хотя чтобы его уменьшить начальную тяговооружённость судя по всему доводили до минимально допустимого уровня.
 Если я ничего не путаю в арифметике, то у Е-8 и ЛК начальная перегрузка была около 0.5g, а у ЛМ Аполлона - даже 0.3g. И лишь к моменту полного израсходования топлива она доходила до 1g. Так что тормозили корыта долго. Дольше видимо было просто нельзя - можно было не успеть погасить скорость.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Вот это вот "даже со сброшенной тормозной ступенью" тонко намекает, что двигатели могут быть разными - на торможение один, на зависание другой...

Но в принципе, похоже, тут ты прав.
 
RU Старый #20.11.2003 19:42
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 Кстати. Судя по всему двигатель станции Е-6 тоже уникальный. Видимо это (а также его брат, который до сих пор летает на Космосе-) единственный в мире двигатель, который может работать с выключенной камерой сгорания, только на генераторном газе.
Старый Ламер  
RU AmoryBlaid #15.12.2003 01:19
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

Продолжаю набирать табличку с запусками отечественных КК.
Давно хотел разобраться с ВА ТКС, сколько же их летало и по скольку раз. К сожалению, повторяется история с лунными запусками - разночтения в разных источниках, а некоторые факты вообще не освещены.
Итак, использованные источники:
1) С.Шамсутдинов."Алмазные" космонавты. НК №12/2000г.
2) И.Афанасьев. Другой корабль. НК №5/2003г.
3) Таблица запусков РН "Протон" и "Протон-К". НК №10/1998г.
4) Марк Вэйд (куда же без него? )
5) Афанасьев И.Б. Неизвестные корабли.

Последний источник, к сожалению, отличается как неполнотой информации, так и неточностями, поэтому и поставлен последним. Нашел в интернете кое-что еще, но никаких фактов в дополнение к вышеупомянутому там, увы, нет.

Обозначения ВА.
Просто полный мрак. 009А/П2, 009П/2 и т.п. Если ставилась цель запутать иностранные разведки, то она достигнута и перевыполнена, т.к., похоже, вообще никто ничего не понял.
В космос запускались ВА с обозначениями 009, 0102 и 0103. Не исключено, что изготавливались партии изделий 001, 002 и т.д. для разных видов испытаний и чем больше номер, тем данное изделие ближе к штатному ВА 0103. Так, для морских испытаний использовались ВА с обозначением 003, для испытаний САС - 005 и 007, у Вэйда упоминается 008, установленное на "Протон" для запуска, а у Шамсутдинова - 008 в качестве тренажера.
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
RU AmoryBlaid #15.12.2003 01:27
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

Количество запусков.
Было выполнено три космических полета в рамках ЛВИ (летно-весовое изделие), когда на РН "Протон" запускалось по два ВА.
ЛВИ-1 15.12.76, ВА 009А/1 и 009/1. (Буква "А" говорит о том, что данный ВА стоит на ракете сверху и оснащен САС). Официальные названия - "Космос-881" и -882". Аппараты выполнили по одному витку и удачно сели в баллистическом режиме, являвшемся на тот момент штатным.
Вторая попытка запустить в космос эти же два ВА 5.08.77 окончилась аварией РН. Верхний аппарат 009А/П был уведен САС и нормально сел на парашютах, а второй (009/П) упал вместе с ракетой и разбился.
Тут появляется первое противоречие. В (1) указано, что спасшийся ВА и в первом полете стоял сверху, а в (2) что снизу: "...Именно этот аппарат летал трижды: на первом ЛВИ – в «нижнем», на втором, аварийном, ЛВИ – в «верхнем» этаже и затем в первом полете ТКС". Процитированное предложение, вообще говоря, архиневерно: первый запуск ТКС состоялся 17.07.77, т.е. МЕЖДУ первым и вторым пусками ЛВИ, и ВА в составе ТКС на 5 августа еще находился на орбите.
Третий же раз этот аппарат (009А/П2) был запущен 30.03.78 в рамках ЛВИ-3 вместе как раз с ВА, летавшем на ТКС и получившим ни в какие ворота не лезущее обозначение 009П/2. Тем не менее , аппараты слетали успешно, совершили управляемый спуск и получили имена "Космос-997" и -998".
Пуск ЛВИ-4 состоялся 23.05.79. ВА 0102А "Космос-1100" выполнил два витка, а 0102 "Космос-1101" - один. При посадке плазма замкнула какие-то контакты на внешних разъемах и аппараты с нераскрывшимися парашютами врезались в землю и разбились.
Была также еще одна попытка запуска, не отраженная ни у Афанасьева, ни у Шамсутдинова, но имеющаяся у Вэйда. Якобы 20.04.79 у "Протона" с ВА 103 и 008 на старте включились и тут же выключились двигатели. САС на это отреагировала включением, верхний аппарат был уведен, но из-за отказа парашютов разбился. Нижний же аппарат остался на ракете и, судя по всему, уцелел, т.к. про взрыв ракеты ничего не сказано. Серийный номер "Протона" у Вэйда 300-02 (http://www.astronautix.com/chrono/19792.htm). Смотрим в (3) и видим, что данная ракета запущена через месяц по программе ЛВИ-4. Похоже на правду.
Всё бы ничего, но настораживают обозначения. 103 - это штатный ВА, и сам Вэйд это подчеркивает ("...The top capsule was to have been manned") - ставится на ракету с каким-то отстоем 008, который в (1) упоминается, как тренажер. С чего бы это? Кто бы прояснил ситуацию?
Кроме того, ВА летали в составе ТКС: 17.07.77 "Космос-929" ВА 009А/2; 25.4.81 "Космос-1267" ВА 0103/3 и 2.03.83 "Космос-1443" (Шамсутдинов предполагает, что ВА 0103/1, а Афанасьев уверенно пишет 103/4). На базе ВА 103/8 был изготовлен модуль для "Космоса-1686" (запущен 27.09.85).
Вот и всё по запускам.
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
RU AmoryBlaid #15.12.2003 01:35
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

Судьба ВА ТКС.
В первую очередь интересна судьба ВА серии 0103. Т.к. выше был упомянут ВА 103/8, то можно предположить, что в этой серии было не менее восьми изделий.
Где-то, кажется, у того же Вэйда, я читал, что для полетов было изготовлено 6 ТКС-ов и 9 ВА.
103/8 сгорел вместе с "Салютом-7".
103/4 летал на "Космосе-1443", нормально сел, был продан с аукциона Сотби и выставлен в музее в США.
Если верить Вэйду, то какой-то 103-й погиб 20.04.79. Поскольку он должен был лететь раньше всех 103-х, то возможно это 103/1.
103/3 летал на "Космосе-1267" и нормально сел.
В (2) говорится, что сохранено несколько ВА ("...Пять – в НПОмаш и один – на заводе Хруничева"). Лично я в НПО маш видел два. Один из них - это тот самый трижды стартовавший 009-й; номер другого не знаю, но ВА настоящий, с ложементами. Возможно, это 103/2, фото которого приведено в (1). Также возможно, на ЗиХе находится 103/3, попавший туда вместе с 103/4 после полетов ТКС. 103/4 продали, а 103/3 остался (хруничевцы, признавайтесь, ВЫ 103/4 продали? ).
 Итого:
103/1 - предп. погиб 20.04.79;
103/2 - предп. в НПО маш;
103/3 - предп. в ЗиХе;
103/4 - в США;
103/5 - ?
103/6 - ?
103/7 - ?
103/8 - сгорел с "Космосом-1686" и "Салютом-7";
103/9 - ? (неизвестно, был ли вообще).
ВА 5, 6 и 7, похоже, те самые из НПО маш, которые с двумя экспонирующимися составляют пять штук.

Результаты своих изысканий привожу в табличке. Кто что может разъяснить, уточнить либо добавить по сабжу - жду ответа, как соловей лета.
Прикреплённые файлы:
VA.rar (скачать) [4,1 кБ]
 
 
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

AmoryBlaid, я вам там PM послал...
 
RU AmoryBlaid #17.12.2003 12:01
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся


Спасибо.
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
RU AmoryBlaid #18.12.2003 22:36
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

Насчет "Луны-19" и -22".
Кликнул тут на одну ссылочку:
Там есть некоторая информация по всем нашим лунникам.
В частности:
Luna 19 was placed in an intermediate earth parking orbit and, from this orbit, was sent toward the Moon. It was placed in a lunar orbit on October 3, 1971. Luna 19 extended the systematic study of lunar gravitational fields and location of mascons (mass concentrations). It also studied the lunar radiation environment, the gamma-active lunar surface, and the solar wind. Photographic coverage via a television system was also obtained.
Обратите внимание на последнее предложение.
Вот ещё:
Luna 22 was a lunar orbiter mission. The spacecraft carried imaging cameras and also had the objectives of studying the Moon's magnetic field, surface gamma ray emissions and composition of lunar surface rocks, and the gravitational field, as well as micrometeorites and cosmic rays. Luna 22 was launched into Earth parking orbit and then to the moon. It was inserted into a circular lunar orbit on 2 June 1974. The spacecraft made many orbit adjustments over its 18 month lifetime in order to optimize the operation of various experiments, lowering the perilune to as little as 25 km.
Красным цветом - это я выделил.

Ну и скажите на милость, что можно было фотографировать в 1974 году с высоты 25 км? Наверняка ведь места высадок американцев!
Там ещё приведены параметры орбит. Наклонение "Луны-19" - 19 град., а "Луны-22" - нет, не 22 , а 40 град. Жаль, некогда сейчас координаты посадок LEMов искать, можно было бы сравнить.

Кстати, видел кто-нибудь хоть одно изображение, переданное этими лунниками?
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
RU Старый #19.12.2003 06:44
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
AmoryBlaid, 18.12.2003 22:36:50:
Насчет "Луны-19" и -22".
Кликнул тут на одну ссылочку:
 

 НАСА просто воспроизвела официальные советские данные.
 Остаётся неясным, на что было израсходовано около двух тонн веса сэкономленного на Луноходе/взлётной ракете и "посадочном" топливе. Неизвестно даже как обеспечивалось электропитание, если там правда речь идёт о "18 месяцах".

Кстати, видел кто-нибудь хоть одно изображение, переданное этими лунниками?
 


 Я видел лишь одно опубликованное изображение с Луны-22, с Луны-19 - ни одного. (Возможно просто не там смотрел).
 Изображение качественное, но разрешение низкое, похоже на съёмку электромеханическим сканером. Кстати, храктеристики фотоаппаратуры тоже не опубликованы. Логично предположить, что там были сканирующие телефотометры от Лунохода, но точных данных нет.
 Если кто знает - скажите.
Старый Ламер  
RU AmoryBlaid #20.12.2003 20:28
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

Нашел на том же сайте таблицу с координатами посадок "Аполлонов".
nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/apolloland.html

Если вкратце, то 0,7 3 3,7 26 9 и 20 град. широты.

Карта Луны с местами посадок сов. и ам. аппаратов, очень красивая:
http://nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/moon_landing_map.jpg
1100х1100 пикс., 654 кБ.
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
RU Андрей Суворов #21.12.2003 00:08
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Ага, очень хорошо видно, как ограничен район посадок наших возвращаемых станций. Причина проста - на взлетной ракете не было системы управления, поэтому начальный участок возвратной траектории должен был совпадать с местной лунной вертикалью.
У "Луноходов" ограничение было значительно мягче.
 
+
-
edit
 

Spavel

новичок

Cтарый, болтаясь по инету наткнулся на еще одну фотографию Луны-19/22. По крайней мере так заявляется.

Похоже, кто ишет тот всегда найдет. :) Может и фотографии Луны где-нибудь есть.
 
RU AmoryBlaid #19.02.2004 20:01
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

Говорят, вот эта с "Луны-19":

"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
RU Старый #21.02.2004 20:07
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Spavel, 19.02.2004 11:47:11 :
Cтарый, болтаясь по инету наткнулся на еще одну фотографию Луны-19/22. По крайней мере так заявляется.

Похоже, кто ишет тот всегда найдет. :) Может и фотографии Луны где-нибудь есть.
 


Ух ты! Вот это да! Это не "ещё одна" - это ВТОРАЯ! Огромное спасибо.
А на каком это сайте, если не секрет, такие фотографии валяются?
Старый Ламер  
RU Старый #21.02.2004 20:07
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
AmoryBlaid, 19.02.2004 20:01:57 :
Говорят, вот эта с "Луны-19":
 


Да, это та самая о которой я говорил.
Старый Ламер  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Старый #21.02.2004 20:37
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Ага, посмотрел сайт. Интересный. Есть даже марсианский "стопоход" (ктото спрашивал). Но так и не ясно, на что же ушла масса у Лун-19/22.
Кстати, говорят что буква "С" в названиях обозначает "специальный". К чему бы это?
Старый Ламер  
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru