У ВТС на "Звездочке" хорошее будущее
Десятилетие военно-технического сотрудничества как производственного направления и выход на мировой рынок "Звездочка" отмечает в октябре двумя большими событиями. В Индии в Визакхапатнаме подписан контракт на ремонт и модернизацию подводной лодки "Синдукирти" на верфи "Хиндустан шипьярд", а на днях "Звездочку" покинет и отправится к своим берегам отремонтированная третья лодка ВМС Индии "Синдугош". Мы встретились с заместителем генерального директора по экономике и внешнеэкономической деятельности Игорем ОРЛОВЫМ.
- Игорь Анатольевич, несколько слов о результатах вашей поездки в Индию.
- Событие состоялось 6 октября. Генеральный директор верфи "Хиндустан шипьярд лимитед" и представитель Рособоронэспорта в нашем присутствии подписали серию (пакет) контрактов, связанных одной темой - ремонтом и модернизацией подводной лодки проекта 877-ЭКМ на индийской верфи. Семь лет мы шли к этой цели, первые документы по проекту подписаны в декабре 1998 года.
Я считаю событие знаковым. Мы смогли убедить заказчика и партнера, найти у них понимание, что ремонт и модернизация подводных кораблей за пределами России требуют комплексного подхода. Это поставка комплекта документации, дооснащение верфи; дефектация лодки и разделение объема работ между российской и индийской сторонами; оказание консультационных услуг силами российских специалистов.
Мы взяли на себя часть работ, связанных с модернизацией и наиболее сложными комплексами - вооружения, навигационными, - и еще ряд более мелких, но технологически сложных, а индийская сторона - почти всю механику и ряд общесудовых систем. Кроме того, мы будем проводить весь комплекс испытаний: швартовных, ходовых, итоговых со стрельбами, завязанных на модернизацию корабля.
Руководителем проекта в целом приказом генерального директора назначен Александр Гришко, его ближайший помощник - Андрей Фролов. На этих людей и специалистов завода ложится ответственная работа. Срок выполнения контракта три года. Аналогичный проект у нас есть и в другой стране.
- Можно сказать, что десять лет назад предприятие сделало правильный выбор, шагнув в ВТС?
- Безусловно. В 90-х предприятие оказалось в тяжелейшем положении, лишившись своей главной опоры - госзаказа. И нужно было в срочном порядке определяться с рынком. Предстояло выбрать такое направление, чтобы его профиль соответствовал нашим производственным мощностям, возможностям, квалификации специалистов, другим факторам. Обстоятельства сложились таким уникальным образом, что внешние факторы и политика руководства предприятия позволили ворваться на рынок ВТС.
Мы использовали свой шанс. Лучшей рекомендацией "Звездочки" стал ремонт подводной лодки ВМС Индии "Синдувир", заказ 311. До нее у нас были один-два контракта, но они не носили определяющего характера. "Синдувир" не только дал возможность заводу работать в новой области, но продемонстрировал всему миру наш потенциал и качество работы. Первая лодка стала прекрасной школой для многих, кто имеет сегодня отношение к ВТС. И не только на предприятии. Она была первым заказом такого рода в России.
Опыт помог заводу понять, куда мы должны двигаться, как работать с теми людьми, которые представляют интересы заказчика. Мы и сегодня опираемся на основы, которые были заложены при работе с "Синдувиром", держим связь с господином Бинда, он был руководителем группы приемки, с господином Матура, бывшим командиром лодки, сегодня - представителем главного штаба ВМС Индии, и другими.
- Но в дальнейшем не все складывалось в нашу пользу?
- Наши индийские партнеры поверили и в нас, и в Россию и стремительно захотели разместить здесь сразу две подводные лодки. Вопрос решался на уровне правительства, в Совете безопасности, в Министерстве обороны. Мы стремились занять абсолютно корректную позицию, чтобы один заказ был у нас, а второй - на "Адмиралтейских верфях". В конечном итоге остались без зарубежного заказа, но тот год борьбы для нас не прошел даром, мы многому научились, освоили, как и с кем надо взаимодействовать. Следующая лодка - "Синдуратна" была поставлена на ремонт и модернизацию уже на "Звездочку". Сегодня на стапеле четвертый заказ ВМС Индии. И мы вышли на новый качественный уровень - ремонт и модернизацию подводных кораблей за рубежом.
- Что сегодня значит ВТС для предприятия и какую долю занимает в объеме производства?
- Это определяющее направление. Уже лет восемь, как ВТС дает около трети всей загрузки предприятия. Мы сохранили кадры, профильное направление, подтвердили свой статус в России и за рубежом. Мы умеем делать ремонт подводных лодок с глубокой модернизацией, с новым оружием и новыми комплексами. Для наших специалистов работа по линии ВТС - хорошая профессиональная школа. И не только в техническом плане, а и в дипломатическом, социальном, культурном. Мы учимся взаимодействовать и находить общий язык с заказчиками других стран, учитывая все факторы. Речь идет не только об Индии. За десять лет мы проявили свое присутствие в десяти странах. У нас были контракты с Вьетнамом, Кубой, Китаем. И пусть некоторые из них исчислялись 3-4 тысячами долларов, в целом ВТС за эти годы принесло в копилку завода более 400 млн. долларов.
- И каковы перспективы в этом направлении?
- "Звездочку" с ВТС ждет прекрасное будущее. Я абсолютно уверен в стабильной и спокойной за-грузке на ближайшие 4-5 лет. У нас будет работа. Даже с учетом возможных нестыковок с заказчиком и с возможным проигрышем в конкурентной борьбе в отдельных случаях. Новый этап начался с правом на самостоятельную деятельность в области ВТС. До этого мы боролись за заказы внутри России, теперь вышли на мировой рынок. И своей работой должны поднимать не только собственный статус, но и престиж государства.
В настоящее время реализуем свою самостоятельность на контрактах по поставкам оборудования по заявкам заказчика. Это самое простое, впереди новые задачи предоставления заказчику сервисного обслуживания и ремонта техники и оборудования, поставленных из России.
В завершение я хотел бы сказать всем, с кем нам довелось идти по этому новому и во многом неизведанному пути. Десять лет - миг, но на фоне 50-летия предприятия - это пятая часть его истории. Вероятно, можно было сделать больше. Но я знаю, как работали люди, как вырастали в высокопрофессиональных специалистов, осваивались в новых рыночных условиях. Могу бесконечно говорить слова благодарности тем двенадцати, с кем начинал на этом направлении. Я был 13-м в списочном составе отдела ВТС. А через пять лет нас стало уже около 70. Горжусь, что работал и работаю с людьми, которые обеспечивают это направление.
Надежда ЩЕРБИНИНА
http://www.nworker.ru/news/2005/10/19/19-10-05_19.htm