ЧАВО
0.
Зачем всё это?
На этот вопрос нет точного ответа. Наверно, все мы немножко сумасшедшие. Но так интереснее жить. С абсолютно нормальными людьми ужасно скучно
1.
Почему перекись?
Есть такой «закон природы» - все окислители либо токсичны, либо агрессивны, либо взрывоопасны, либо и то, и другое, и третье. Жидкий кислород является счастливым исключением (впрочем, он взрывоопасен при неосторожном обращении), но особенность любительского ракетостроения – полнейшая неопределенность сроков. Поэтому жидкий кислород отпадает. Перекись сравнительно малотоксична (например, её ПДК в полсотни раз больше, чем для четырехокиси азота), и может храниться достаточное для наших целей время. Поэтому она и была выбрана большинством голосов.
2.
Почему тонна тяги?
Сначала была придумана технология. По этой технологии минимальный диаметр критического сечения выходил в районе 6-7 сантиметров. Он и определил эту самую тонну тяги, правда, для этого критику пришлось «дожать» до 45 мм при выбранном давлении в камере.
3.
Почему именно такая трубочная конструкция камеры, может, другие лучше?
Трубчатая камера – одна из схем с частыми связями между внутренней и наружной стенками. Её характеристики лучше, чем у камеры с редкими связями, но хуже, чем у фрезерованной или с гофрированной проставкой. Тем не менее, без применения специализированного станочного оборудования практически никакая технология не обойдется. Кроме этой.
4.
Почему именно регенеративное охлаждение, не проще было бы обойтись абляционным и завесным?
Абляционное охлаждение ставит довольно сильные ограничения по ресурсу непрерывной работы. При нашем давлении в камере разгар критики из-за абляции был бы чересчур быстрым даже для 50 секунд работы. Вообще, абляционное охлаждение на ЖРД характерно скорее для верхних ступеней с малым давлением в камере. К тому же, регенеративное охлаждение – это атрибут «настоящего» ЖРД и способ избежать потерь удельного импульса, неизбежных и при завесной, и при абляционной защите. Хотя, возможно, без завесы совсем нам не обойтись. Но это уже особенности перекиси, как охладителя.
5.
Почему 45 атмосфер в камере, это же слишком много для вытеснительной подачи?
Дело в том, что максимум (30 атмосфер) применимости вытеснительной схемы был определен еще в сороковые годы, когда стеклокомпозитов современного уровня не существовало. Баки из КМ легче металлических при том же рабочем давлении и ёмкости, поэтому и максимум давления должен сместиться, «нес па?» (с) А.А. Выбегалло. Правда, несильно, т.к. растет масса вытесняющего газа, но «мы ведь не так многое хочем» (с) В. Егоров. И, потом, мы всё же мечтаем о ТНА… Но об этом – тсс!.. Ни-ни!
6.
Какой удельный импульс вы рассчитываете получить?
Теоретический УИ, рассчитанный для 4,5 МПа в камере и 80 кПа на срезе сопла, составляет 2620 м/с у земли (при внешнем давлении 101 кПа) и 2924 м/с в пустоте. Неидеальность сгорания и потери в сопле могут снизить эту величину до 2290 м/с и 2555 м/с соответственно. В секундах это составит 233 и 260. А так… Покажет прожиг.
7.
Какую систему управления вы будете использовать?
Ну, вообще-то, мы рассчитывали на первой ракете обойтись закруткой, а там будет видно. Сейчас мы ориентируемся на применение твердотельных гироскопов минимальной стоимости с коррекцией по солнечному датчику. Исполнительными органами, скорее всего, будут модифицированные двигатели от проекта 1000Н, но это лишь предварительные решения, которые могут быть изменены по мере накопления опыта.
8.
Какова будет стартовая масса вашей ракеты?
540-550 кг. Но это значение может подвергнуться корректировке, в зависимости от того, какие баки нам удастся сделать или купить.
9.
А какова будет конечная масса и полезный груз?
Примерные оценки дают около 190 кг. Из них:
110 кг – сами баки,
30 кг – газ наддува,
15 кг – двигательная установка,
20 кг – остальные конструкционные элементы,
15 кг – полезный груз.
10.
На какую высоту должна подняться такая ракета при вертикальном запуске?
Несколько больше 100 км, насколько больше – зависит от скорости ухода ракеты от вертикали. Ровно 100 км получается при отклонении на 0,1 градуса в секунду. Расчёт делался в спредшите уважаемого Ratman’а, в миру Кирилла Левина.
11.
Ну и когда же оно полетит?
Нескоро, но, мы надеемся, в этой жизни.
Если серьезно, то стендовые испытания двигателя мы планируем на 2005 год. У нас же нет столько денег, сколько у Элона Маска, чтобы посвятить всё этой ракете!
12.
А что же тогда за разговоры о спутнике?
Ну, если быть до конца честными – нужно слишком много денег для постройки орбитальной ракеты. Но мы будем стараться.
13.
А вы собираетесь как-либо зарабатывать деньги на своей ракете?
Если такая возможность представится, глупо было бы от неё отказываться. Но сейчас в планировании этого столько же смысла, сколько в планировании добычи платины на астероиде…
14.
А откуда вы будете её запускать?
Если удастся всё сделать официально, то это место будет явно дальше 1000 км от Москвы, и мы еще не знаем, где именно… Даже место для стенда мы будем искать не ближе 100 км от Москвы…
15.
Есть ли у вас смета расходов?
Можно, я не буду отвечать на этот вопрос?
Предположим, есть…
16.
Есть ли у вас какие-нибудь спонсоры?
В частном порядке – да, а официально можно будет спонсировать после того, как мы зарегистрируем нашу группу, как юридическое лицо.
17.
А как насчёт, эээ…, пилотируемых полётов?
ЧЕГО-ЧЕГО???
18.
Что будет входить в полезный груз ракеты?
Мы еще не решили.
19.
На запуск позовёте? Будет ли трансляция в Интернете?
Обязательно.