А у Вас есть точные данные, что его не было? Начальный этап программы был профинансирован, но в 1974 году все свернули.Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:И где распоряжение "сверху", одобряющее эти затраты?
Суммарный ресурс двигателя РД-0120 сверх технологических испытаний равен 3 штатным. На отдельных двигателях при отработке был достигнут ресурс до 6-8 штатных. Для дальнейшего увеличения ресурса необходима была доработка схемы двигателя и конструкции узла турбины.Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:На этот счет есть разные мнения. Одно из них таково: у нас не сумели сделать водородные двигатели с ресурсом, достаточным для их установки на самолет. А если так, то зачем вешать на самлет лишнюю массу? Более разумно установить их на главный топливный бак, превратив его в полноценную ступень.
Вы меня удивляете!Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:Ссылку на источник информации можно?
А на какие средства, по-вашему, были построены базовые модули станции "Мир-2" и АМС "Марс-94", названная впоследствии "Марс-96"?Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:Ну-ууу... Раз денег не дают - о каком решении можно говорить?
Неужели Вы думаете, что все эти десятки миллиардов долларов нужно было потратить именно в конце 80-х? Программа началась в 1988 году, а уже в начале 90-х практически задохнулась. Допустим, за это время было потрачено несколько сот миллионов долларов, но программа то рассчитывалась аж до 2010 года, и основные затраты по плану приходились на конец 90-х, когда нужно было начинать строить корабль.Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:Простите, но межпланетные пилотируемые корабли не растут, как грибы. На их изготовление и испытание надо затратить очень немало, побольше, чем на программу экспедиции на Луну. Надо ли в очередной раз напоминать, во что американцам обошелся "Аполлон"?
Не удивительно. Государственная комиссия аттестовала «Буран» (1К) всего на один полет и для его дальнейшего использования требовалось множество длительных доработок и проверок. Но уже в 1991 году готовился полет нового корабля (2К), окрещенного журналистами "Бураном-2".7-40, 04.04.2005 18:09:33:В 88-м уже ничего не могло быть принято: тогда уже было ясно, что даже "Буран" не удастся довести до конца. Ему даже дефектоскопию после первого полёта не делали.
А что, по-вашему, является заметной долей необходимого?7-40, 04.04.2005 18:09:33:К сожалению, за 70-80-е годы не было создано даже заметной доли необходимого.
Что то уже было отработано на "Салютах" и "Мире", но впереди были 90-е годы. Планировалось создать станцию "Мир-2" и именно на ней отработать все то, о чем Вы говорите. А "саму технику для полета" планировалось начать создавать аж только в начале XXI века.7-40, 04.04.2005 18:09:33:Весь опыт длительных полётов был недостаточен, потому что не было главного: опыта создания надёжной техники, способной прожить без поддержки с Земли пару-тройку лет. Требовалось это отработать и испытать. Наконец, требовалось спроектировать и испытать саму технику для полёта.
Что планировал СССР Вы можете прочитать тут:7-40, 04.04.2005 18:09:33:А СССР даже не планировал, в ясной перспективе, возврат грунта с Марса в автоматическом режиме: в 70-х годах такие проекты были, а в 80-х уже нет.
В нашей стране желание обоготиться было даже не самой главной причиной. Первопричиной было желание высшего руководства союзных республик стать суверенными и ни от кого не зависимыми.7-40, 04.04.2005 18:09:33:Я не могу об этом судить авторитетно. Но скажу, что желание правящей элиты обогатиться есть в любой стране, и было всегда, во все века. Даже в самой благополучной стране элита (и не только) стремится обогатиться. Но некоторые страны, тем не менее, успешно развиваются, а другие оказываются колоссом на глиняных ногах.
Вот с этим полностью согласен! К сожалению, Горбачев оказался слабым и мягкотелым. ЕБН, увы, оказался сильнее его, но направил свою "энергию" на разрушение Союза.7-40, 04.04.2005 18:09:33:В 70-х - 80-х у страны не было сильного правителя - такого, который был бы готов использовать сталинские меры.
Другой информации просто нет. Так почему же Россия все еще ориентируется на экономику того периода? И когда, по-вашему, ВВП СССР имел наибольшее значение?7-40, 04.04.2005 18:09:33:Простите, но в 88-89 этот максимум ВВП мог быть только в советской статистике.
А на какие средства, по-вашему, были построены базовые модули станции "Мир-2" и АМС "Марс-94", названная впоследствии "Марс-96"?Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:ALexx> Ну-ууу... Раз денег не дают - о каком решении можно говорить?
ALexx>
А у Вас есть точные данные, что его не было? Начальный этап программы был профинансирован, но в 1974 году все свернули.Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:И где распоряжение "сверху", одобряющее эти затраты?
Вы меня удивляете!Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:Ссылку на источник информации можно?
А на какие средства, по-вашему, были построены базовые модули станции "Мир-2" и АМС "Марс-94", названная впоследствии "Марс-96"?Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:Ну-ууу... Раз денег не дают - о каком решении можно говорить?
Неужели Вы думаете, что все эти десятки миллиардов долларов нужно было потратить именно в конце 80-х?Yuri Krasilnikov, 04.04.2005 18:03:36:Простите, но межпланетные пилотируемые корабли не растут, как грибы. На их изготовление и испытание надо затратить очень немало, побольше, чем на программу экспедиции на Луну. Надо ли в очередной раз напоминать, во что американцам обошелся "Аполлон"?
Я ведь не утверждал, что "Энергия-Буран" дешевле и эффективней Спейс-Шаттла! Глушко хотел иметь сверхтяжелый носитель, и он его сделал, и причина тому не в двигателях. РД-0120 запросто можно было доработать под требуемый ресурс. То, что на стендах он отрабатывал от 3 до 8 штатных ресурсов все же говорит о многом! Если бы еще в 70-х была поставлена задача создать двигатель с гарантированным ресурсом в 10 запусков, то он бы несомненно был создан. Просто изначально небыло такой необходимости. Глушко еще в 1975 году решил строить систему на базе сверхтяжелой ракеты. Ему был нужен этот носитель. Он рассчитывал его использовать в перспективе и для других целей. А что нам дала бы почти полностью многоразовая система аля Спейс-Шаттл, кроме удешевления стоимости запусков? Я думаю, что Глушко уже тогда не верил в перспективу "Бурана", и сознательно делал ставку прежде всего на носитель, как основную транспортную систему в будущем. Хотя, это мое личное мнение, с которым Вы скорее всего не согласитесь.7-40, 05.04.2005 17:56:36:Не смешите мои тапки. Американцы сделали МНОГОРАЗОВУЮ систему. Единственное одноразовое в ней - центральный бак. СССР сделал ракету (хорошую ракету, да) и многоразовый планер. Ну а поскольку такому планеру нужна была сверхтяжёлая ракета, то каждый полёт "Бурана" приводил бы к расходованию одной сверхтяжёлой ракеты. "Шаттл" разорителен, как американцы признают - но "Буран" был бы просто денежной прорвой, ибо сверхтяжёлая ракета стОит бешеные бабки.
Вот именно! Они решили сэкономить, и получили полностью (почти) многоразовую систему. И все! Носитель на базе "Сатурна-5" был бы очень дорог, а создать его отдельно, в дополнении к Спейс-Шаттлу, они просто не могли по финансовым соображениям. Они сделали ставку на Шаттл, а Глушко сделал ставку на "Энергию", пожертвовав стоимостью запуска "Бурана". Просто мы и они преследовали совершенно разные цели, отсюда и разные технические решения.7-40, 05.04.2005 17:56:36:...А "носитель, которого не было у американцев"... У них был. "Сатурн-5". Но они решили, что он им не нужен. Если бы он им был нужен - у них был бы носитель поболее "Энергии" (уж к 80-м они б его усовершенствовали, в первую очередь за счёт движков 1-й ступени). Был бы носитель с "Вулкан" величиной. Что Вы думаете, у них не было мыслей создать "Шаттл" на базе "Сатурна-5"?! Были, ещё как были. Но почесали они репу и согласились, что лучше сначала потратиться, но уж потом на полётах сэкономить...
Так я о том и пишу, что деньги на проекты выделялись, а проекты были частью последовательной перспективной марсианской программы. Или вы думает, что все это просто кучка отдельных не связанных друг с другом программ? Наверно, Вам действительно проще так считать.7-40, 05.04.2005 17:56:36:На те, что были под них выделены. А Вы думаете, на какие?
Ну откуда такая уверенность, что его совсем не было? В космическую программу СССР на 90-е годы был включен (с гос. финансированием) целый ряд проектов АМС для исследования Марса. Все они были заложены еще в конце 80-х. "Марс-94" и "Марс-96" были только самыми первыми среди них. Достраивались (интересно за чей счет?) модули станции "Мир-2". Уже в середине 90-х были запланированы их запуски. Это не пожелание конструкторов из НПО "Энергия", это реально существовавшая программа. Так что, как Вы говорите, чек был, но с приходом ЕБН его отняли, оставив на остаточном финансировании только достройку станции "Мир" и запуск двух АМС. Кстати, запуск "Марс-96" сначала перенесли на 1998 год, а потом и вовсе отменили, использовав часть его оборудования в европейском зонде "Mars-Express".7-40, 05.04.2005 17:56:36:Какая разница, когда их нужно было бы потратить? Факт, что их нужно было потратить. А для этого надо иметь подписанный чек на оную сумму. Для "Аполлонов" чек был. Для марсианских программ не было не только чека, но и даже уверенности, что он когда-либо будет.
Да, я где-то на buran.ru читал чьи-то воспоминания об этом. Но тем не менее, финансирование шло вплоть до начала 90-х, хотя уже и не в тех объемах. Перспективы в "Буране" не видели. Экипаж на ОКС можно доставить "Союзом", крупногабаритный груз можно вывести "Протоном". Единственно, для чего он мог пригодиться, так это для снятия отслуживших модулей станции "Мир", но кому это тогда было надо? А своего первоначального назначения (военного) он лишился, наверное, даже раньше, чем успел слетать в космос. Военным он был не нужен. Обреченность "Бурана" тогда еще не говорила о ненужности "Энергии".7-40, 05.04.2005 17:56:36:Программу не планировалось закрыть. Её даже сегодня ещё не закрыли. :huh: Но людям, работающим на эту программу, уже было понятно, что она обречена.
Станция была создана, но на Земле. Требовалось только дооснастить модули, и вывести их на орбиту. Финансирование этих работ шло по плану, но все те же события 1991 года лишили эту программу поддержки со стороны государства. В 1993 году НПО "Энергия" предложила американцам включить модули станции "Мир-2" в состав станции "Фридом". Так родился проект МКС. "Мир-2" полетел в космос за чужие деньги и под другим названием, да и для совсем других целей.7-40, 05.04.2005 17:56:36:Планировалось - это одно. Но "по факту" этого сделано не было. Планировать можно что угодно. "Я планирую" и "у меня сделано" - совсем разные вещи, да.
В приведенной мной ссылке, действительно представлена лишь программа Главкосмоса. Ну не смог я найти информацию о космической программе СССР того периода, но неужели так трудно сделать выводы о том, что она была, на основе имеющихся данных? Я имею ввиду и "Мир-2", и АМС "Марс-94,96", и создаваемая сейчас АМС "Марс-Фобос-грунт". Все это части некогда существовавшей единой программы. Неужели так трудно это признать? Все эти программы имели вполне конкретные утвержденные сроки и финансовую поддержку, пока не грянул гром летом 1991 г.7-40, 05.04.2005 17:56:36:Мы, похоже, понимаем по-разному слово "планировать". Я говорю о наличии государственной программы, имеющей свои сроки и лимиты. Вы - о проработках Главкосмоса, которые не имели ни утверждённых сроков, ни каких-либо финансовых гарантий.
Я вижу, для Вас нет никакой разницы между предводителем басков в Испании, и председателем президиума Верховного Совета, например, Украинской ССР?7-40, 05.04.2005 17:56:36:То же желание есть и у басков в Испании, и у фламандцев в Бельгии, и у шотландцев в Британии, и у кучи других европейских и неевропейских народов. Есть сепаратизм, иногда выливающийся в терроризм (те же баски). Но к развалу страны это нигде не приводит.
Ельцин не постеснялся применить силу в октябре 1993 года. Вот если бы он поступил аналогично в 1991-м, просто сместив Горбачева, но сохранив Союз, то, я думаю, хуже бы от этого не стало никому. Ну разве что ярым националистам в той же Прибалтике. Такого кровопролития, как в 93-м и не потребовалось бы!7-40, 05.04.2005 17:56:36:Оба оказались слабыми. Но было ли бы лучше, если бы они уподобились Сталину, я совсем не уверен. Я легче воспринимаю то, что случилось, нежели воспринял бы гостеррор.
Альтернативка
Русские на Марсе
Луну мы проиграли... Вчистую...
Несмотря на то, что во многом мы, если и не опережали американцев, то дышали им в затылок (ЛОК, ЛМ, чуть не облетели Луну раньше амов) провал Н1 перечеркнул все планы по полету советских космонавтов на Луну. Обидно... Чего бы там не говорил Мишин.
Нужно было отыграться и взять новый рубеж. А он оставался только один - МАРС!
Что же нужно было СССР для полета на Марс?
1. Опыт создания больших пилотируемых комплексов
2. Опыт долговременных пилотируемых полетов (включая опыт стыковки на орбите)
3. Мощные энергетические установки
4. Сверхтяжелый носитель для запуска частей МЭК
5. Информация о Марсе
Оставин пока в стороне плоские шутки и недоверие и окинем вглядом советскую космическую программу после Лунной Гонки. К чему она вела?
1. Опыт создания больших пилотируемых комплексов
Как бы там ни было, но первый Салют полетел ДО Скайлэба. Который, между прочим был тупиковым для американской космонавтики. И это было ясно уже довольно скоро, он еще в тот момент летал.
Начиная с Салюта-7 наша страна заняла очевидную лидирующую позицию в стрительстве, поддержании и использовании долговременных орбитальных станций. Венцом этой программы естаственно стала ОС "Мир". Это было (да и остается) достижением действительно мирового уровня.
Таким образом к середине 90-х годов СССР обладал (вернее - если бы был, то мог обладать) передовым опытом в создании и обслуживании крупных, модульных, долговременных пилотируемых комплексов.
К которым в в полной мере может относится МЭК. Запомним это...
[Собственно, именно поэтому (может даже - только поэтому) Россию и пригласили участвовать в МКС. Самим-то было слабо...]
2. Опыт долговременных пилотируемых полетов
С каждой экспедицией на советских орбитальных станциях росла продолжительность полетов отдельных космонавтов. Проводились многочисленные медико-биологические эксперименты, которые показали принципиальную возможность человека долговремнно жить и работать в невесомости. Были отработаны эффективые приемы борьбы с негативным влиянием невесомости на организм.
Так были решены медицинские проблемы полета на Марс
[Передовой российский (советский) опыт в области космической медицины - уже общее место. Это признают ВСЕ.]
[Кстати, только в СССР проводились полномасштабные исследования по психологической и медицинской имитации марсианской экспедиции. Тоже - уникальный опыт]
3. Мощные энергетические установки
Работы шли в двух направлениях - СБ и ЯЭУ.
Если СБ планомерно разрабатывались в рамках (и под прикрытием) работ по ОС, то по ЯЭУ работы шли отдельно. Результатами стали достаточно успешные Топазы и т.п. системы. В какой-то момент столо ясно, что СБ более перспективны и работы по ЯЭУ были в целом свернуты. Результатами же разработок СБ стали сверхлегкие пленочные системы с высоким КПД. Тоже вполне на мировом уровне.
Именно такие СБ фигурируют в крайнем проекте МЭК РКК "Энергия" и полностью отвечают требованиям марсианского корабля.
Отдельной статьей шли ядерные ДУ. Достижения по этой части были достаточными, в частности проводились серьезные испытания экспериментальных образцов, которые в дальнейшем могли стать прообразом двигателей МЭК.
4. Сверхтяжелый носитель для запуска частей МЭК
Именно эта составляющая подвела нас с Луной...
Однако, делать нечего. И уж тем более нельзя было опускать руки.
Так уж сложилсь, что РН Энергия ассоциируется только с Бураном. На самом же деле (да вообще вы это прекрасно сами знаете) РН Энергия была многоцелевой системой.
Разрабатывалась она опять же (как и другие части проекта) под прикрытием. На этот раз - прикрытием Бурана. Такой отстрел двух зайцев (хотя ни в того, ни в другого толком не попали Sad).
Так или иначе, уже в конце 80-х у нас был носитель на 100 т
Именно такой, какой нужен для запуска модулей МЭКа
5. Информация о Марсе
С этим делом у нас как-то не сложилось Sad Марсианские АМС одна за другой стабильно накрывались медными тазами. Однако, достаточно хорошей информацией о Марсе нас 2 десятка лет снабжали не кто-нибудь, а сами американцы Smile
А то, чего они сами не знали должны были выяснить Фобосы и Марс-96. Должны были...
Стоит также упомянуть и проект доставки на Землю марсианского грунта. В любом случае, разведка предусматривалась по полной.
По идее все это четко укладывается в общую программу подготовки пилотируемой экспедиции.
Есть еще один немаловажный момент.
Одна из причин нашей неудачи с Луной заключалась в несогласованносйти и распылении сил. Несколько КБ работали над отдельными проектами. В случае марсианского проекта такой подход был неприемлим.
Именно поэтому была практически создано Научно-Производственное Объединение "Энергия". Оно должно было создать (и создало) "марсианскую" РН, пилотируемый корабль (на базе своего же КК Союз (Клипер!?)), некоторые модули МЭКа, разработать собственно проект экспедиции.
Когда все перечисленные составные части проекта были бы готовы должно было открытся масштабное финансирование, советское правительство объявляло по миру о своем грандиодном плане и НПО Энергия становилось бы главным координатором, центром уже официального проекта. Примерно за 5 лет, блицкригом, не опасаясь конкуренции штатов и смело кладя на них с прибором наши летели бы на Марс.
Бы, бы, бы...
У меня их нет, но все факты на это указывают. Была программа Главкосмоса 1988 года, и были проекты профинансированные и реализованные, пусть неудачно и с опозданием, но как раз в соответствие с ней! Или Вы думаете, что глянуло руководство страны на программу Главкосмоса, и решило, вот это, это и это профинансируем (так, от нечего делать), а все остальное нам не надо!Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:А у Вас есть точные данные, что оно было?
Ндаа... Вот прямо так сразу в 1988 году это все и надо было построить? Еще ни одна АМС толком не слетала, а Вам подавай уже готовый посадочный модуль! А чем Вам не нравится тяжелый десантный модуль АМС "Марс-96"? Вполне тянет на прототип пилотируемого посадочного модуля! Двигатели? ЯРД РД-0410 Вас не устраивает? Может были какие-то проблемы с разработкой ЭРД? Вроде это все имелось тогда и имеется сейчас, а уж за предстоящие (тогда) 15 лет их могли доработать. Сложностей никаких не вижу. И еще раз. Вы считаете американский проект NASP таким же проЖектом? Где готовый образец в железе? Если не NASP, то можно вспомнить множество других подобных американских программ.Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:Где факты в пользу того, что такое распоряжение было? Где оно само? Где техника, предназначенная для полета на Марс - не эскизные проработки, а конструкции в железе? (Орбитальные станции - не в счет, покажите двигательные установки, пилотируемые посадочные корабли и т.п.)
И толку от этого выигрыша? На что еще способен Шаттл, кроме как поднять себя + 30 тонн на LEO? Про "Энергию" я уже писал, в каких интересах она создавалась.Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:Шаттл выигрывает в экономической эффективности - для каждого запуска не надо делать новый одноразовый носитель класса Сатурна-5.
Вот именно, что был... в 70-е. И не надо говорить, будто им ничего не стоило взять и снова его производить. Кстати, думается мне, что по стоимости "Сатурн-5" будет подороже "Энергии", к тому же "Энергию" потенциально можно было сделать многоразовой, а "Сатурн-5"? Вот о чем была речь.Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:У американцев - был
Из средств на всю марсианскую программу, а не на её пилотируемую составляющую.Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:Неужели на средства для пилотируемой экспедиции на Марс?
Вы явно передергиваете. Американские Рейнджеры, Орбитеры и Сервейеры, по-вашему, тоже были чисто самостоятельными проектами, никак не связанными с программой Apollo? А если все же имели отношение к последней, то разве это означает, что после запуска Вояджеров американцы собрались осуществить пилотируемый полет за пределы Солнечной системы?Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:Тогда совсем непонятно, на какие средства строились аппараты "Вега". Неужели и на комету Галлея собирались лететь?
Если бы собирались лететь на Луну, то несомненно, так бы оно и было. Марс требовалось еще изучить с помощью АМС, что бы определить конфигурацию будущего Посадочного модуля, например. Поэтому все первоначальные затраты шли именно на проекты АМС, а все остальное должно было быть спроектировано значительно позже, после получения более обширной информации о Марсе.Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:Я думаю, что основные затраты пришлось бы сделать сначала. Детальное проектирование, изготовление опытных образцов, их испытания - все это обычно съедает львиную долю средств.
Извините, но наш разговор напоминает мне общение глухого с немым.Yuri Krasilnikov, 05.04.2005 18:29:15:У меня пока нет оснований считать, что что-то было. "Что-то" - в смысле серьезных намерений слетать на Марс.
В том то и дело, что он был... в 70-е. В 80-е оставались только РН, переданные в музеи. Практически вся инфраструктура была переделана под Спейс-Шаттл. В 80-е "Сатурн-5" был у американцев точно так же, как сейчас у нас есть "Энергия".7-40, 05.04.2005 20:31:17:Его не нужно было создавать. Он УЖЕ БЫЛ. Тот самый "Сатурн-5". Он ведь на треть мощнее "Энергии" даже в исходном виде. Можно было вообще ничего не делать. Ну а уж доработать движки 1-й ступени - это совсем небольшие затраты (в сравнении с советскими затратами на создание сверхтяжёлого носителя с нуля). Просто им "С-5" был не нужен.
АМС Рейнджер, Орбитер и Сервейор тоже были, как Вы говорите, лишь покупкой мебели? Конечно, они вполне имели и самостоятельную ценность, но они были частью программы "Аполлон". Причем, затраты на них были весьма не значительны, по сравнению с общим бюджетом программы. Почему кроме них не было сделано ничего другого? Дело в том, что лунные и марсианские корабли - это две разные вещи! Последний на несколько порядков сложнее. Если в лунной программе можно было заниматься параллельным проектированием и ЛМ, и АМС, то в марсианской для начала требовалось получить более точные сведения о Марсе, и хотя бы несколько раз совершить удачные посадки модулей АМС. Ведь на Луне нет атмосферы, поэтому спроектировать ЛМ значительно проще, чем посадочный модуль марсианского корабля. До начала 90-х годов на Марсе высадилось только 3 аппарата, из которых только один наш! А Вы хотите чтобы прямо сразу началось проектирование посадочного модуля? В принципе, его прототипом являлся тяжелый десантный модуль, который планировалось включить в состав АМС "Марс-96". Вот уже после всех наработок по АМС, можно было приступать к полноценномцу проектированию и реализации в железе посадочного модуля будущего МЭК. Не успели, как говорится.7-40, 05.04.2005 20:31:17:Это программы, которые, безусловно, способствуют будущей высадке на Марс. Но они составляют, по своему объёму, столь малую долю необходимых работ, что считать их частью настоящей программы пилотируемого полёта нет никакой возможности. Это как покупка мебели для несуществующего дома. Эти АМС ценны были для СССР сами по себе. Они представляли самостоятельную ценность. Равно как и орбитальные станции. Вот если бы СССР стал проектировать и изготавливать марсианский посадочный модуль (не имеющий самостоятельной ценности, вне реального полёта) - вот тогда Вы могли бы сказать, что для марсианской пилотируемой программы делаются реальные вещи. Делать модуль и не планировать полететь - это глупо. Вот когда лунный корабль делали - все знали, что будут лететь. А делать АМС или орбитальную станцию и не полететь на Марс - в том нет ничего странного. АМС и ОС имеют ценностьь сами по себе.
СССР развалили, подписав Беловежские соглашения, именно председатели президиумов ВС трех известных республик, а не сепаратисты какие-то там. Да, был сепаратизм в Нагорном Карабахе, Абхазии, Предднестровье, Таджикистане, Прибалтике, но будь у руля страны сильная личность, и не было бы ничего этого. Кстати, потом Чечне, но многие из этих конфликтов явились прямым следствием, а не причиной развала Союза. Сколько людей погибло за 15 лет во всех этих горячих точках? Наверное, счет идет уже на сотни тысяч, если не на миллионы? А если бы еще в 1989-90 гг. всех их усмирили, пусть даже с кровью, то жертв было бы гораздо меньше! Ведь откуда все эти бандиты повылазили? Многие из них выходцы из бывшей СА. И вооружение они все получили (в самом начале) из разграбленных воинских частей. Не было сильной власти в стране, поэтому все и рухнуло, и марсианская программа накрылась медным тазом за одно.7-40, 05.04.2005 20:31:17:??? У басков есть своя автономия. Председателя Президиума ВС там нет, но автономия - есть. И это не мешает баскскому сепаратизму, как не помешали председатели президиумов украинскому или эстонскому сепаратизму.