Дружинин>Теперь, о пуске, точнее – о взлёте возвращаемой ступени. Будем считать, что «американцы» впервые в истории ракетной техники научились производить старт РИ без операции «вывешивания» и это является одним главных достижений «лунной программы» США.
Нет, эта честь им не принадлежит. Видимо, эта честь принадлежит тем, кто впервые оснастил ракетами самолёт или сделал переносную ракетную установку.
Дружинин>Но законы природы одинаковы и не делают поблажек ни к «совкам», ни к «америкосам». Поэтому, «американцам» всё равно приходилось тем или иным способом обеспечивать необходимое направление полёта на участке разгона возвращаемой ступени.
Не приходилось. В этом нет ни малейшей надобности.
Дружинин>Некоторые «эрудиты астронавтики» твёрдо уверенны, что таким «способом» являлся «ум ракеты» (по словам одного из «эрудитов»). То есть, говоря нормальным языком – автоматика системы наведения и коррекции полёта. В качестве примеров «ума ракеты» «эрудиты» приводят даже отрывки из беллетристики.
Вы уверены, что ракеты воздушного и подводного базирования, как и советские лунные бурильщики - это всего лишь беллетристика?
Дружинин>Но любая автоматика, даже «американская», может отказать. Случаев отказа автоматики – пруд пруди как в «американской», так и в советской космической технике. Но только не в «лунной экспедиции». Главным способом дублирования является ручное управление РИ.
Должен Вас огорчить. Нигде никогда старт ракеты не дублируется вручную. Вы, конечно, вправе думать, что при отказе автоматики, скажем, на РН "Союз" космонавт в космическом корабле (или суровый дядя на командном пункте) берёт в руки рычаги или штурвал и начинает вручную выводить несчастный "Союз" на орбиту - но такая картина может родиться только в воспалённом воображении полного невежды.
Дружинин>Усложнению операции ручного управления способствовало и вертикальное положение астронавтов в возвращаемой ступени. Это положение отнюдь не способствовало устойчивости не только их, но и возвращаемой ступени. Ручное управление при старте осложнялось облаком пыли, дыма и т. д., появляющемся в результате действия газовой струи РД.
Да уж, космонавты в "Союзе" находятся в выгодном положении. При отказе автоматики ничто не мешает им, полулежащим, крутить штурвал и нажимать на педали. А пыли и дыма при старте "Союза", как известно, никогда не бывает.
![:-) :-)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
))))))))))))))
Дружинин>Кстати, один из оппонентов правильно заметил, что на «лунном модуле» не обеспечено свободное истечение газовой струи стартового РД возвращаемой ступени.
Откуда Вы знаете, что "правильно"? Вы же ни ухом ни рылом в гораздо более простых вопросах, касающихся конструкции "Аполлона"? Как Вы можете судить о таких тонкостях?
Дружинин>Излишне говорить, что это, в свою очередь, не способствовало, мягко говоря, устойчивому положению возвращаемой ступени при старте. А говорить о том, чтобы случилось при попадании струи раскалённых газов на стенки топливных баков РД мягкой посадки, в которых оставалось топливо (не важно – горючее и окислитель) просто страшно. Вспышку взрыва увидели бы и на Земле.
Правда, увидели бы? И как, невооружённым глазом или в бинокль?
Дружинин>Я, уж, не говорю, что на участке разгона крайне осложнено управление из-за того, что ДУ не вышла на маршевый режим. Об этом сказано ранее. Ведь и манёвры «Шаттла» при старте (их в качестве примера приводит один из оппонентов) производятся отнюдь ни в первые секунды полёта, не на стартовом столе, а после того, когда ДУ вышли на маршевый режим. Советские РН действовали аналогично.
Дружинин, если бы Вы смыслили хоть толику в том, о чём говорите, то знали бы, что ни "Шаттл", ни прочие РН не отрываются от стартового стола до того момента, пока ДУ не вышла на штатный режим. Их принудительно удерживают на старте крепежом, который убирается и отпускает ракету лишь после того, как ДУ вышла на режим.
Кстати, двигатели управления и главная ДУ на ЛМ - это совершенно разные двигатели, и ДУ управления прекрасно работает совершенно независимо от главной ДУ.
Дружинин>Удивляет то, что «американцы» пренебрегли простым способом обеспечения заданного направления траектории возвращаемой ступени на участке разгона – «вывешивание», а, как намеренно, всё усложнили. Один из оппонентов приводил пример советского КА «Луна - 16». Успешный старт возвращаемой ступени гарантировался в пределах ± 25º от вертикали. Но этот пример только подтверждает то, что советские разработчики не занималась «инженерным прикрытием» аферы, а нормальной инженерной работой. Во-первых, как любая техническая разработка, КА «Луна – 16» имела диапазон своего применения (в нашем случае – диапазон отклонения оси изделия от вертикали), во-вторых, предусматривалась система, обеспечивающая заданное направление траектории изделия на участке разгона (как я ранее указывал – система «вывешивания» на основе, образно говоря, «Ваньки-встаньки»).
Дружинин, Л-16 не имела никакой системы вывешивания.
Дружинин, Л-16 не имела никакой системы вывешивания.
Дружинин, Л-16 не имела никакой системы вывешивания.
Я повторил это трижды в надежде, что до Вас дойдёт хоть один из этих трёх дублей. Вам говорили об этом ещё раньше, и не раз - но до Вас не дошло. Как знать, может, хоть сейчас ...? Вы пошло перепутали Л-16 с "Луной-9", которая, как ванька-встанька, ориентировалась по вертикали, чтоб передавать сигнал на Землю. А "Луна-16" никуда не ориентировалась. Она могла стартовать при наклонах ± 25 в любую сторону. Соответствующий диапазон отклонений был и у ЛМ "Аполлонов".
В связи с этим - вопрос к Вам. Почему Вы уверены, что Л-16 - не афера? Ей НИКАК не обеспечивалось вывешивание, а опоры у неё играли ту же тройственную роль, что у "Аполлона"...
Дружинин>Некоторые из «эрудитов астронавтики» указывали на двигатели ориентации и коррекции возвращаемой ступени. Мол, с помощью их «американские» астронавты «управляли» возвращаемой ступенью на участке разгона.
Нет, Дружинин, управляли не астронавты. Компьютер управлял.
Дружинин>А чем же они управляли при манёврах во время стыковки с основным модулем на окололунной орбите? Или «американцы» так точно стартовали с поверхности Луны, что никакие манёвры на орбите не были нужны?
При манёврах использовались те же двигатели ДУ СУ.
Дружинин>Конечно, если неоднократно дублировать все системы РИ, то любое такое РИ станет бессмысленным. Ведь кроме систем дублирования оно никакого полезного груза не сможет нести. Поэтому в ракетной технике применяют систему постоянной проверки всех систем РИ. <...> Проверки, «прозванивание» цепи проводиться не только на боевых ракетах. Я, читая о действиях астронавтов во время «осуществления» «лунной экспедиции» ни разу не встречал описания такого рода проверок.
Неудивительно. Учитывая, что Вы практически ничего не знаете об "Аполлонах", до таких тонкостей, как телеметрический контроль состояния ЛМ Вы просто не могли дойти иначе, как по невероятной случайности. Это всё равно что ждать, что первоклассник вдруг что-то слышал о повороте оси апсид у двойных звёзд.
Дружинин>А они должны были проводиться несколько раз: после выхода на орбиту Земли, после перестроения на участке «Земля – Луна», перед посадкой на поверхность Луны, после посадки на поверхность Луны и, наконец, перед стартом возвращаемой ступени. На чём же основывалась их уверенность в стопроцентной надёжности узлов, ДУ «лунного модуля»? Ведь даже в случае неполадок у астронавтов не было возможности ремонта, у них не было резервных «лунных модулей». То есть, вероятность того, что астронавты останутся в живых крайне мала. Единственная надежда – полная уверенность в надёжности «лунного молуля». Но на чём базировалась эта уверенность?
На телеметрической информации.
Дружинин>Ведь ни один нормальный вертолётчик (а ненормальных туда не берут) не будет падать камнем на вертолёте из поднебесья на неизвестную площадку, в отличие от «лунных астронавтов». Всегда пилот вертолёта выбирает в незнакомом месте площадку для посадки. Только удостоверившись в надёжности площадки, пилот отключает двигатель вертолёта.
В этом он совершенно подобен астронавтам в ЛМ.
Дружинин>«Пассаж о толстостенных бортах». А, что такое «толстостенные»? Каковы критерии «толстостенности» у «эрудитов астронавтики»? Ведь в технике бывает, что 0,5 мм. - уже толстая стенка, а 2 м. – ещё тонкая стена. И зачем «лунному Орлу» толстые стенки? Для уменьшения взлётного веса системы «Сатурн – 5» - «Аполлон» - «Игл»? Или для улучшения устойчивости «лунного модуля» КК «Аполлон»? Или для защиты от террористов? Но тогда байка о террористах была не в моде. Наверное, толстые стены нужны были для терморегулирования, о чём сказано в следующем «пассаже».
Простите, а кто вообще говорил о толстостенных бортах? Вообще говоря, опровергателям обычно не нравятся как раз достаточно тонкие стенки ЛМ и его частей.
Дружинин>«Пассаж о металлических кожухах» Этот пассаж претендует на «Нобеля». Тысячелетиями люди знали, что металлы – проводники тепла. Какой – лучше, какой – хуже, но теплоизолятором, терморегулятором никакой лист металла не служил. Но, вот появились «эрудиты астронавтики» серьёзно утверждающие, что «американцы» на «Аполлоне» применяли металлические листы для терморегуляции и в качестве теплоизоляции! Осталось только закричать на любимом языке «эрудитов астронавтики»: «Вау»!
Только то, что Вы, Дружинин, полный дуб в физике, позволяет кричать Вам "Вау". Отполированный или соответственно окрашенный металлический лист обладает требуемым коэффициентом отражения и, таким образом, определяет меру поглощения и излучения тепла поверхностью. Никто никогда не утверждал, что листы металла служили теплоизоляцией. Это Вы, совершенно не разбираясь в предмете, сразу вообразили себе металл в качестве теплоизолятора, ибо иные способы терморегулирования Вам неведомы.
Дружинин>«Пассаж о кругах и шарах». Один из «эрудитов астронавтики» не может поверить тому, что наибольший объём при наименьшей площади поверхности имеет из всех тел - сфера (шар), наибольшую площадь при наименьшем периметре имеет фигура круга, что шарообразные, тороидальные, круглые, кольцевые в разрезе тела и конструкции наиболее прочны, при прочих равных условиях, чем тела иной формы. «Убийственный его аргумент» - а почему дома и автомобили не круглые и не шарообразные? Почему? Отвечаю «научно» – по кочану.
Ответ не принят. Ежели Вы не знаете, почему автомобили не круглые - Вы спросите. Вам расскажут. Охотно.
Дружинин> «Эрудиту» предоставляю возможность самому найти этот кочан. Помогу ему в поиске рядом примеров (словом «круглый» буду обозначать всё, что не имеет в плане углов): дома полярников, жилища северных народов – иглу, яранги, чумы, вигвамы и т. д. – круглые;
Т. е. Вы хотите сказать, что только чукчи и прочие нецивилизованные народы строят круглые дома, а цивилизованные люди предпочитают иные формы?
Дружинин> дымовые трубы – круглые (трубы крематориев – не в счёт); ёмкости для жидкостей и газа – круглые; цилиндры и поршни двигателей (начиная с паровых машин) – круглые;
А что общего между ЛМ и дымовой трубой, ёмкостью для жидкости или поршнем? Нет, баки у него были круглые - но ЛМ ведь не бак?
Дружинин>корпуса ракет – круглые, дураки тоже круглые. «Эрудит» никак не может понять, почему в космической технике (в том числе – и «американской») применяют цилиндрические, сферические и тороидальные оболочки, корпуса, ёмкости. Но только не на «лунном модуле» «Аполлона». На нём сплошные многогранники. Не могу поверить, чтобы разработчики «лунного модуля» «Аполлона» не знали того, что каждый сварочный шов, каждый угловой изгиб, каждое ребро многогранника – концентратор напряжения. По всей видимости, вместо «американских» инженеров всё это проектировал «эрудит астронавтики».
Вообще история космонавтики знает великое множество некруглых аппаратов: советские "Фобосы", американские "Сервейеры", "Викинги", "Вояджеры", "Пионеры" и проч. Наверное, среди конструкторов космической техники царят устойчивые заблуждения...
Кстати, Вас не пугает, что в автомобильном бензобаке каждое ребро - концентратор напряжения? И что газовые баллоны для плиты, несмотря на осевую симметрию, имеют ярко выраженное плоское дно - угловой изгиб, ребро, ужасный концентратор чудовищного напряжения?
Дружинин>Даже у «старушки» «Фау – 2», советский вариант, с отделяемой ГЧ – 8К51, великого Вернера фон Брауна, нет леса балок и расчалок.
Увы, всё с точностью до наоборот. Не отделялись ГЧ у "Фау-2", а внутри были балки...
Дружинин>«Пассаж о камнях». Один из «эрудитов астронавтики» утверждает, что астронавты «на Луне» имели возможность убрать камни из-под опор. Интересно, а как? С помощью шанцевого инструмента? Неужели «эрудит астронавтики» всерьёз считает, что, например, Армстронг ломиком приподнимает опору и выбивает пинком камень, а с другой стороны Олдрин подпирает «лунный модуль», чтобы он не перевернулся! Конечно, «американцы», в отличие от «совков» - крутые парни, но не до такого же!
Небольшой камушек мог быть убран значительно проще - вытолкнут ручкой от какого-нибудь инструмента. Хотя в том нет никакой необходимости.
Дружинин>Во-первых, батискаф «Триест», равно, как и другие батискафы, создавался для глубоководных работ, изучения дна морей и океанов и глубоководного пространства, а не для рекордов погружения.
А "Аполлон" - для первых высадок на Луну, а не для полётов к ней на регулярной основе.
Дружинин>Во-вторых, побывав на дне глубоководных впадин, в том числе - Марианской впадины (батискаф «Триест» с экипажем из двух человек – Ж. Пикаром (сыном создателя батискафа О. Пикаром) и Д. Уолшом) экипажи батискафов увидели всё необходимое для науки.
"Аполлоны" сделали для науки всё на те деньги, которые были под эту программу выделены.
Дружинин>В-третьих, исследование дна проще, дешевле и, главное, абсолютно безопасно для людей проводить имеющейся техникой – глубоководными автоматами, драгами, тралами, грейферами и гидроакустическими приборами.
Межпланетные исследования - тоже.
Дружинин>Но, в случае необходимости, в любое время батискафы всегда могут совершить самые глубоководные погружения.
Но как доказать, что они могут спуститься в Марианскую впадину, коль они якобы делали это лишь однажды?
Дружинин>В-четвёртых, батискафы постоянно применяются для глубоководных работ. То есть, в отличие от «лунного модуля» «Аполлона», не являются нечто виртуальным и абсолютно ненужным. Так, например, батискаф «Триест» применялся для обнаружения погибшей атомной ПЛ США «Трешер».
А "Аполлон" летал к "Скайлэбу" и участвовал в программе "Союз-Аполлон".
Дружинин>В-пятых, батискафы появились не внезапно, а на основе многолетнего развития подводной техники и разработаны абсолютно логично, с точки зрения законов природы и инженерных решений.
Равно как и программа "Аполлон".
Дружинин>«Пассаж о переходах». Один из «эрудитов астронавтики» заявил, что в случае срыва стыковки возвращаемой ступени с основным блоком КК «Аполлон» на окололунной орбите, предусматривался переход астронавтов в открытом космосе. Может быть, предусматривался, но хоть один раз отрабатывался, проверялся? Или «эрудиты» считают, что переход из одного КК в другой в открытом космосе, также лёгок, как пересаживание из одного трамвая в другой?
Нет, это был запасной вариант, на крайний случай. Но он был бы не сложнее, чем любая другая работа в открытом космосе.
Дружинин>Кстати, о выходах в открытый космос. Согласен, что «американские» астронавты неоднократно, к моменту «полётов» к Луне, выходили в открытый космос. Правда, рекорд Леонова по наибольшему удалению от КК продержался более 20-ти лет.
Увы. Астронавты на Луне удалялись от КК на километры, и эти рекорды не побиты до сих пор.
Дружинин>«Пассаж об открытом космосе». Я высказал сомнение в том, что «американцы» не проверили, как воздействуют условия открытого космоса на металл и конструкции из него. Один из «эрудитов астронавтики» высмеял меня, аргументируя тем, что открытый космос никак особенно не воздействует, так как, там, в открытом космосе ничего нет. Но это простительно говорить бабулям на лавочке, но не «эрудиту», тем более, инженерам – разработчикам. Не поверю, что опытные «американские» разработчики не проверили этого. Ничего сложного в этом нет.
Скажите ли, а проверили ли советские разработчики, как длительная невесомость воздействует на еду? Было бы крайне неосмотрительно посылать людей в космос и заставлять их есть там еду, не убедившись, что невесомость не сказывается на еде пагубным образом. Может, она приобретает при этом какие-то опасные для человеческого организма свойства? Ничего сложного в этой проверке нет.
Дружинин> Во время полёта вокруг Луны, астронавты, во время выхода в открытый космос, могли установить на наружной поверхности КК «Аполлон» уменьшенный макет опор (шасси) «лунного модуля», проверить неоднократно действие системы телескопических опор. Перед возвращением на Землю, убрать этот макет вовнутрь и провести на Земле необходимые исследования. Если никаких особенностей воздействия открытого космоса по сравнению с «ближним» нет – тем лучше, если есть – то внесли бы необходимые коррективы.
Вот и я говорю - прежде, чем заставлять Титова обедать в космосе, было бы несложно послать на орбиту на несколько суток корабль с едой, а потом, по возвращении на Землю, проверить эту еду на кроликах и обезьянках, провести необходимые исследования. И лишь убедившись, что невесомость для еды безопасна - можно было предлагать космонавту поесть на орбите.
Дружинин>Итак, вероятность успешного осуществления «лунных экспедиций», да ещё 6 раз подряд, без каких-либо происшествий и внештатных ситуаций при тех технических решений в конструкции «лунного модуля» и методах нахождения на поверхности Луны, крайне мала. Не странно ли это?
Для Вас - наверняка, удивительно. "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".
Дружинин, Вы уж извините за мой резкий тон. Я не сомневаюсь, что в СВОЕЙ области Вы отличный специалисть. Возможно, Вы прекрасный сантехник - мастер на все руки. Или, вероятно, насладиться Вашими пирожками в столовую приходит множество людей. Или к Вам в мастерскую специально приходят люди, чтоб сшить себе штаны. Но в космической технике Вы, что называется, полный ламер. И не только в ней - Ваши познания в естественных науках вызывают лишь ухмылку. Конечно, охотно верю: Вы с удовльствием прочитали пару книжек об "Аполлоне". Но Вы совершенно возомнили себя способным судить о космической технике. Зря Вы выставляете себя посмешищем, право слово...