Бяка: По моему Вы убеждали в отстойности советских конструкций и рулёзе израильских.
Что-то я не припоминаю такого. Вы, Бяка, не возводите ли напраслину на Israel’a?
Бяка: Так какого чёрта израильская армия их использует, модернизирует, переделывает так, что они удовлетворяют израильским же нормам по безопасности экипажа, причём, не вылазя из нормальных масс. Для доказательства того, что они из говна конфетку могут сделать? Сомнительно.
От бедности, Бяка. Чтобы таньга сэкономить. Отчего же ещё?
Харконнен прав в этом случае. Если выбирать, что в БТР переделывать: Меркаву 2, Центурион, Магах или Т-55, то конечно же в качестве танка наименьшую ценность представляет собой Т-55. Вот из него и лепят.
Бяка: Мне, тоже, много чего не нравится. Например Ваша святая уверенность в том, что Меркава - высшее достижение в танкостроении.
Да никто не говорил, что высшее. Обсуждаем Меркаву. Говорим о её качествах. Спорим, естесственно. Конструкция необычная. Есть о чем подискутировать.
Можно точно так же вам упрек бросить: это вы Меркаву отстоем объявляете.
Бяка: ... компоновка Меркавы далеко не самая удачная для танка. А почему приняли такую - а выбора не было. Когда Меркаву-1 проектировали, в Израиле не имели серьёзных данных о композитной броне. Вот и решали двойную задачу. Танк потяжелее плюс эвакуация попроще. Потом под эту компоновку все технологические линии завода построены.
А вот это уже очень интересно. Почему же это выбора не было? Имея под рукой столько самых разных конструкций? Причем не только имея, но и основательно их поэксплуатировав. Причем не только в мирное время поэксплуатировав, но и повоевав! И после этого вы говорите, что выбора не было?
Я вам уже указывал на Т-62. В Цахале целая танковая бригада была вооружена ими. Взяли бы да скопировали. В чем проблема то?
Или, если уж хотели посильнее защиту сделать, модифицировали бы Центурион. Тем более, что израильтяне довольно близко познакомились с Чифтеном, когда испытывали его у себя. Вот в направлении Чифтена и разработали бы новую модель для себя? В чем проблема? Ан нет. Пошли в корне другим путем. Не знаю, самая это крутая компоновка или нет, но уверен, что в компоновку Меркавы было немало здравого смысла и боевого опыта вложено. Кому-то не нравится? На здоровье. Никому же не навязывают такую компоновку. Можно разойтись во мнениях, но совсем необязательно непременно убедить оппонентов в единственно правильной своей оценке.
У израильтян был также очень большой опыт во всевозможных модификациях и модернизациях устаревающей техники. Они модифицировали почти всё, что попадало к ним в руки. Мы вот обсуждали историю похищения документации для производства Миража и его двигателя. Я нашел в одной из своих книжек доворльно подробный материал об этом, небольшую часть которого, на мой взгляд – очень любопытную, предлагаю вашему вниманию (в моем переводе, уж постараюсь для народа.)
Итак: «The Spymasters of Israel» by Stewart Steven. New York: Macmillan Publishing, 1980.
Начало всей этой истории восходит к декабрю 1967 г. Прошло всего несколько месяцев после окончания Шестидневной войны (в июне), а французы уже организовали в Париже конференцию с участием стран, имевших на вооружении своих ВВС Миражи. Среди приглашенных были представители Австралии, Швейцарии, Бельгии, Израиля, Южной Африки, Перу и Ливана. Целью конференции было обобщить опыт, накопленный ВВС разных стран, по эксплуатации Миража и его двигателя Атар-9. Из гостей, только австралийцы производили всю машину сами, швейцарцы выпускали двигатели, а бельгийцы и израильтяне производили отдельные узлы и механизмы. Остальные приобретали весь самолет целиком. Но все участники с особым интересом ожидали выступления израильского представителя, бригадного генерала Дов-Сиона, в надежде услышать интересный материал из опыта недавней войны.
(В следующем отрывке я добавил несколько очень интересных фактов из других источников) – Израильские пилоты налетали на Миражах больше времени, чем сами французы и они внесли немалый вклад в преодоление многочисленных технических проблем на раннем этапе существования французского истребителя. Например, в амортизаторах шасси появлялись трещины, вызванные усталостью металла, а изоляция форсажной камеры «подтекала» и пропускала наружу раскаленный газ. Хуже того, ВВС Франции потеряли 17 Миражей из-за отказа двигателя в полете. Но 11 ноября 1963 г произошел экстраординарный случай. Израильский Мираж возвращался на базу после длительного полета, когда его двигатель неожиданно отключился. Все попытки включить двигатель были безрезультатны и пилоту пришлось катапультироваться. Невероятно, но Мираж плавно спланировал, опираясь на сильный встречный ветер, и благополучно сел на вспаханном поле. Приземлившийся неподалеку пилот не мог поверить своим глазам. Затем он рванул к самолету как хороший спринтер, чтобы отключить все работающие системы и предотвратить пожар. Израильские инженеры получили уникальную возможность обследовать отказавший двигатель в целости и сохранности. Они обнаружили, что вал топливного насоса был недостаточно прочен и выходил из строя под нагрузкой, а сальники топливной системы подтекали. За эти открытия компания Дассо наградила Хель ХаАвир четвертью миллиона долларов, а эскадрилье самостоятельно севшего Миража был подарен новенький двигатель. Через месяц, с отремонтированным фюзеляжем и новым мотором, Мираж снова поднялся в небо.
Однако главным достижением израильтян в деле усовершенствования Атара-9 стало создание дополнительной пневмосистемы для подкачки топлива. Они обнаружили, что при большом угле атаки, в компрессор двигателя поступало недостаточно воздуха, что вело к выключению двигателя. Кроме того, изначально, Мираж имел одну механическую топливную систему, которая под очень большой нагрузкой, в сильную жару или при особо интенсивном маневрировании иногда отказывала и дело могло легко закончиться падением самолета. Новая пневмосистема автоматически включалась при возникновении аварийной ситуации. Данное новшество долго держалось в секрете, как и некоторые другие, которые вообще так никогда и не были раскрыты.
Израильтяне, однако, не проявили особого интереса к дискуссиям и предпочли отмалчиваться. Они были очень сердиты на французов за эмбарго, введенное против них Президентом Де Голлем и они не обнародовали массу важных данных, полученных в ходе боевых действий.
...Фрауэнкнехт (представлявший на конференции швейцарскую компанию Зульцер, выпускавшую Атар-9), сообщил своим новым друзьям, что Швейцария первоначально заказала во Франции 100 Миражей 3. Но потом, из-за большого превышения над первоначально планировавшимися расходами, было решено изготовить только 53 боевых самолета. Однако все заготовки были уже доставлены французами, что позволяло собрать 47 машин. Альфред Фрауэнкнехт не был евреем, но имел сильную эмоциональную привязанность к Израилю. Дов-Сион проинформировал Альфреда, что израильтяне снабдят Швейцарию целой серией важных модификаций к Атару-9. Однако, это было бесполезно. Французский контракт со Швейцарией предусматривал запрет на продажу Миражей какой-либо стране без одобрения французского кабинета министров.
Чертежи таки везли сжигать. Сопровождающими были сам Фрауэнкнехт и его племянник!