Реклама Google — средство выживания форумов :)
бэр = рад x Q
Доза в бэрах эквивалентна дозе в радах, умноженной на коэффициент качества (Q). Для бета- и гамма-излучения коэффициент качества принимается равным единице, т.е. бэр равен раду. Для альфа-излучения коэффициент качества принимается равным 20, т.е. бэры в 20 раз больше радов. Бэр - это, по существу, мера наносимого биологического повреждения. Для нейтронов Q обычно принимается равным 10
[»]бэр = рад x Q
аФон+> Доза в бэрах эквивалентна дозе в радах, умноженной на коэффициент качества (Q). Для бета- и гамма-излучения коэффициент качества принимается равным единице, т.е. бэр равен раду. Для альфа-излучения коэффициент качества принимается равным 20, т.е. бэры в 20 раз больше радов. Бэр - это, по существу, мера наносимого биологического повреждения. Для нейтронов Q обычно принимается равным 10
Создание искусственных поясов при взрыве ядерных устройств было осуществлено в 1958 и в 1962 годах. Так, после американского ядерного взрыва (9 июля 1962) во внутренний пояс было инжектировано около 1025 электронов с энергией ~ 1 Мэв, что на два-три порядка превысило интенсивность потока электронов естественного происхождения. Остатки этих электронов наблюдались в поясах в течение почти 10-летнего периода
404
В частности, на МАКСе впервые прошла публичная презентация
коммерческой лунной программы: космический турист, готовый заплатить
100 миллионов долларов за экспедицию, сможет облететь видимую
сторону Луны в компании космонавта-профессионала. Смелый замысел,
который связывают с нереализованными планами сорокалетней давности,
вызывает пока опасения у экспертов: например, астронавтам предстоит
преодолеть небезопасные радиационные пояса Земли, которые начинаются
заметно выше орбиты МКС. Влияние космической радиации на организм
(пока не человека, а животных) ESA и Роскосмос исследовали на борту
космической лаботатории "Фотон М-2", о которой представители
европейского космического ведомства сделали отдельный доклад. Как
удалось узнать у руководителя этой программы, пока эксперименты
проводятся на небольшой высоте и существенного подъема орбиты не
предполагается. То есть гарантий, что будущие космонавты встретятся
с уже изученными опасностями, нет.
В NASA боятся облучить лунных колонистов
30.09.2005 Спустя много лет после высадки астронавтов на Луну специалисты NASA задаются вопросом, как будет действовать лунная радиация на первых лунных колонистов.
"Прежде чем снова послать астронавтов на Луну в 2020 году мы хотим больше узнать о радиационной обстановке на ее поверхности", - сказал Харлан Спенс (Harlan Spence), профессор астрономии в Бостонском университете. Для проведения радиационного мониторинга аппарат "Лунный Орбитальный Разведчик" (LRO), запуск которого планируется на 2008 год, будет оснащен специальным прибором для обнаружения радиоактивного излучения - космическим телескопом CRaTER.
"Мы не только будем измерять уровни излучения, но также проверять реальное действие радиации, используя пластиковые образцы, имитирующие органические ткани", - пояснил Спенс, главный исследователь проекта CRaTER. Он и его коллеги планируют получить необходимые данные об облучении, помещая детекторы радиации за слоями пластика.
Но космические лучи - только один вид радиации на Луне. Сталкиваясь с лунной поверхностью, они вызывают эмиссию нейтронов, и эта вторичная радиация опасна не менее первой. Для ее изучения на LRO установлен другой инструмент - детектор нейтронного излучения (LEND). Ведущим исследователем проекта LEND является Игорь Митрофанов из Роскосмоса. LEND должен уточнить карту нейтронной радиации лунной поверхности, полученную в 1998-1999 годах аппаратом NASA Lunar Prospector.
Новые данные помогут ученым проектировать средства радиационной защиты для лунных колонистов.
------------------------------------------
А насчет вспышек - для эксперимента нашлись экстремалы, которые сунули головы в
поток ионов из ускорителя и ясно видели вспышки. Причем ориентировать голову
надо было так, чтобы поток проходил через сетчатку глаза. Только это явление не
межпланетное. На уровне моря интенсивность космических лучей куда меньше, но
засев в кромешной темноте и дав глазам привыкнуть, их видеть можно. Я такой
эксперимент ставил, вспышки видел, хотя конечно не могу идентифицировать что
через меня в тот момент пролетало - протон, нейтрон или ион...
----------------------------------------------
Однако, когда о них рассказали участники и следующего лунного рейса, в НАСА забеспокоились. Да и как было не встревожиться, если некоторые вспышки, по словам членов экипажа «Аполлона-12», настолько ослепляли их, что грозили срывом программы полета.
Для экипажей «Аполлона-13» и «Аполлона-14» уже были составлены специальные инструкции. В них оговаривались условия наблюдений, ставилась задача получить первые количественные данные о необычном явлении. Причем сам термин «наблюдения» звучал в этом случае несколько странно. Дело в том, что световые эффекты наблюдались астронавтами... с закрытыми глазами.
На «Аполлоне-16» для регистрации вспышек впервые применили специальные приспособления, состоящие из светозащитных темных очков и фотопластинок. За отведенные для эксперимента полчаса космонавты Ч.Дьюк и Д.Янг соответственно 7 и 15 раз отмечали появление в глазах странного света.
Вскоре о нем заговорили и в Советском Союзе. Отдыхавший с закрытыми глазами в затемненном отсеке корабля «Союз-10» Н.Рукавишников вдруг увидел какие-то огоньки. Это было так неожиданно, что космонавт вначале принял их за просвечивающие сквозь веки мигающие сигналы на пульте управления. Оказавшийся на орбите много позже Г.Гречко уже ничему не удивлялся. «Закроешь глаза или отвернешься в темный угол, даже не закрывая глаз,- вспоминал он,- и видишь вспышки. Вдруг через твое поле зрения будто трассирующая пуля пролетит, такая слабенькая, как будто светящийся пунктирчик, или как звездочка вспыхнет...»
Таинственные вспышки настолько заинтриговали космических пилотов, что некоторые из них даже стали придумывать собственные эксперименты. Астронавт У.Поуг, например, по личной инициативе просидел на станции «Скайлэб» целых полтора часа с завязанными глазами в наглухо закрытом спальном мешке, сосредоточенно фиксируя необычные зрительные эффекты. В своих отчетах космонавты писали потом о «полосках», «римских свечах», «звездах», «сиянии зарниц», о мерцающих одиночных и двойных «облаках».
Обнаруженное явление напоминало ученым давно известные радиофосфены. Так называют световые ощущения, возникающие при попадании на сетчатку глаза рентгеновских лучей. Но ведь ни в космическом корабле, ни вблизи него на всем протяжении пути от Земли до Луны и обратно, как и на околоземных орбитах, нет мощных рентгеновских источников. Впрочем, почему обязательно рентгеновских? А другие виды излучения? Разве они, и в первую очередь космические лучи, не могут вызвать аналогичные эффекты?
Предположение проверили. Во-первых, оказалось, что световые вспышки могут возникать у испытуемых и на Земле. Особенно впечатлило ученых совпадение количества отмеченных вспышек со средним числом достигающих поверхности планеты частиц космической радиации. А, во-вторых, «космические» вспышки удалось вызвать и с помощью полученных в ускорителях элементарных частиц.
После длительной адаптации к темноте испытуемых облучали быстрыми нейтронами. При этом поток частиц направляли в полной темноте прямо на голову. Этот эксперимент дал убедительные результаты. В ходе опытов люди видели множество ярких вспышек, мерцаний, движущиеся грозди пылающих «звезд». Последние перемещались, и их появление всегда сопровождалось «легким сверканием на темном фоне».
А через несколько лет видимые космические лучи задали ученым еще одну загадку. На необычные последствия встреч с ними обратил внимание космонавт В.Лебедев. Вот что он рассказал: «Ежедневно, когда ложимся спать, в глазах бывают вспышки. Характер их совершенно разный: в виде шариков, тире, крестиков, полос, точек... Но при этом заметил одну особенность. После вспышки, если воспроизведешь в памяти чей-то образ, он как живой, и зримо его ощущаешь. Есть глубина и объем восприятия.
Делал такой эксперимент: как появится вспышка, начинал вспоминать знакомые места, близких и видел все это, как в цветном кино или во сне. (То, что не во сне, подтвердил потом космонавт Серебров, жаловавшийся, что после особо сильных вспышек часа полтора вообще не мог уснуть). Но это состояние сохраняется минут пять-десять и быстро проходит.
Теперь стало понятно то, что озадачило меня в первом полете на корабле «Союз-13», когда я впервые столкнулся с этим явлением. Тогда меня поражало, что когда я засыпал и проходила вспышка, я при закрытых глазах видел в ярком белом свете отсек, где находился, со всем его интерьером.
В тот момент я думал, не сплю ли с открытыми глазами, а вспышка, как молния, высвечивает мне отсек корабля. Это было удивительно, непонятно и даже пугало. Теперь же, после многих наблюдений на станции этого эффекта, я полагаю, что высвечивается последний кадр окружающей меня обстановки, увиденный перед сном. Возможно, этот кадр считывается сознанием с возбужденного вспышкой экрана сетчатки глаза и воспроизводится памятью в виде зримого образа. При этом появляется возможность видеть, как наяву, различные картины, вызываемые сознанием из глубин памяти, но только в течение короткого времени. Когда глаза закрыты, то воспроизводимая картина видится более плоской, силуэтной, как бы на темном экране, а после вспышки становится более яркой и объемной. При этом на свету с открытыми глазами я вспышек не замечал».
Ну чем не «машина времени»? Неужели и вправду можно таким образом заглянуть в собственное прошлое? Впрочем, как бы то ни было, догадки Лебедева о возможном способе воспроизведения запечатленных в памяти образов несомненно заслуживают внимания.
Так что же, космонавты действительно «видят» космические лучи? Но каким образом? Ведь эти частицы из-за своей исчезающей малости принципиально невидимы. Предположения на этот счет высказываются самые различные. Одна из гипотез рассматривает глаз как биологический черенковский счетчик. Советский физик П.Черенков в 50-е годы открыл свечение, появляющееся в некоторых прозрачных средах, когда сквозь них пролетает частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в этой среде. Такое излучение может возникнуть и в стекловидном теле глаза при попадании в него быстрых космических частиц.
Другая гипотеза основывается на экспериментах, в которых облучение хрусталика глаза альфа-частицами вызывало в нем видимые сцинтилляционные вспышки.
Российские ученые Ю.Григорьев и Г. Демирчоглян придерживаются иной точки зрения. Они считают вспышки результатом прямого раздражения фоторецепторов глаза космическими лучами. При этом авторы гипотезы, основываясь на структурном сходстве фоторецепторов сетчатки и кристаллических полупроводниковых приборов, находят немало общего в принципе действия живого и технического устройств.
http://www.russian-bazaar.com/cgi-bin/...