Илия> 2au
Илия> А это всегда так было.
Илия> Во-первых на НК палубы, открытые поверхности, артиллерийское вооружение, развитые антенны требуют бОльшего числа л/с.
Илия> Да плюс автоматизация на лодке направлена на уменьшение этого самого л/с. [»]
Разные варианты есть. Первые "лоси", с расчетом на человеческий фактор, имели команду более 140 человек. Сопоставимые по времени постройки короткокорпусные фрегаты типа "Перри" - менее 160. Разница не так уж велика, особенно если вычесть из команды фрегата летно-технический персонал. Надводное водоизмещение лодки и полное фрегата тоже сопоставимы. У нас разница так заметна потому, что на АПЛ соотношение ос/лс в большую пользу офицеров, штаты же крупных НК, из-за их наполненности взаимозаменяемой техникой с (Ваша правда) низкой степенью автоматизации процессов обслуживания и применения раскачаны именно за счет л/с - по офицерам-то примерный паритет в сравнении на тонну водоизмещения. Одна из неписанных традиций "крейсерской организации службы" для л/с - "делать нечто можно/нельзя до вот этого конкретного уровня - потом нужно звать офицера, который придет и всё сделает сам". Это и применение оружия, и ремонты, и тем более БЗЖ - с реальными острыми ситуациями на НК все 80-е справлялись чисто офицеры, ибо несмотря на ряд ярких прецедентов, в общем случае уровень развития л/с срочной службы уже не обеспечивал овладение техникой и вооружением.
На лодках это же было принято уже в конце 60-х в качестве официальной кадровой политики.
Отдельный разговор - мичманский корпус. При прочих равных, уровень знаний и умений старшин команд и техников на крупных НК и ПЛ был очень высоким на ходовых НК и ПЛ лишь до конца 70-х. Потом, вместе с падением общего уровня призывного контингента, рухнула и надежда на мичманов - просто на НК гораздо быстрее, ибо гораздо быстрее поплыл вниз статус старшины команды как "высшего уровня младшего командира". На ПЛ мичманский состав обычно не имеет по два десятка подчиненных, поэтому там это было не столь заметно - от них требовался только профессионализм. На НК же это офицерское подспорье исчезло быстро. Я еще помню, правда, мамонтов с 30-летним стажем, которые вполне могли справиться с руководством РТС БПК 1-го ранга во всех условиях обстановки вообще без офицеров. Но этим мичманы начинали службу в середине 70-х, и как правило после гражданских технарей.
И всё же - вот если сравнить тот же 68бис и 1164, при относительном равенстве размеров, численность экипажа расходится более чем в 2 раза - технический прогресс дает основания надеяться, что и на НК скоро будут весьма скромные команды при адекватном при сравнении с лодками уровне автоматизации.