[u]
Су-7Б
ФPОНТОВОЙ ИСТPЕБИТЕЛЬ-БОМБАPДИPОВЩИК
Кодовое обозначение НАТО - Fitter-A.
К 1956 году ВВС, с оглядкой на запад, где на F-100 уже вовсю отрабатывалась концепция истребителя-бомбардировщика, стали наседать на руководство МАПа с требованием создания самолета, способного быстро, преодолев зону ПВО противника, доставить к цели ядерный заряд, способного с помощью мощного бортового оружия (пушки, бомбы, НУPС) эффективно поражать наземные цели, а в случае чего, вступить в бой с истребителями противника и постоять за себя. Боевая нагрузка такого самолета должна была доходить до 2000 кг, и в ее состав включались как обычные бомбы калибром до 500 кг, так и НУPС С-3К, С-5, С-21 и С-24.
Самолеты МиГ-15 и МиГ-17, составлявшие в те годы основу штурмовой авиации, только в малой степени отвечали этим требованиям, а атомное оружие они вообще не могли нести. Военные ждали самолет, сочетавший в себе свойства истребителя и штурмовика, скорость и огневую мощь — истребитель-бомбардировщик. Перед ОКБ П.О. Сухого была поставлена задача — менее чем за год создать такой самолет. Тогда было принято верное решение — не начинать проектирование с «чистого листа», а, опираясь на большие резервы, заложенные в конструкцию Су-7, разработать на его базе истребитель-бомбардировщик. Немаловажным было и то, что машина была освоена промышленностью, и серийный выпуск нового самолета не надо было начинать с пустого места.
Начиная с 1957-го, в тематическом плане ОКБ появляется пункт о создании самолета С-2.2. Наиболее серьезным доработкам подвергалась система вооружения: заменив приборы управления стрельбой и оставив на борту прежние четыре точки подвески, на них поменяли балочные держатели для более широкой номенклатуры вооружения. Постройка первого опытного экземпляра С-2.2-1 началась в марте 1958 года на базе одного из первых серийных Су-7 (заводской №02-04, пятый самолет, начиная с С-1). В это время еще один из серийных Су-7, названный С-41, был доработан для испытаний новых воздухозаборников и удлиненной НЧФ с противопомпажными створками. Кроме этого, на С-41 была расширена ХЧФ. Противопомпажные створки открывались на сверхзвуковых скоростях и обеспечивали устойчивую и согласованную работу двигателя и воздухозаборника. Это простое и изящное решение, предложенное инженером ОКБ И.Б. Молчановским, быстро завоевало признание во всем мире. Испытания дали положительные результаты, и в конструкции С-2.2-1 нашли применение отработанные на С-41 решения. С-2.2-1 был готов к осени 1958-го, но к этому времени уже было принято решение о замене на базовом самолете двигателя АЛ-7Ф на модернизированный АЛ-7Ф-1. Ту же операцию проделали и на опытном С-2.2-1, что затянуло доработки до февраля 1959-го.
24 апреля 1959 года летчик-испытатель ОКБ Е.С. Соловьев совершил первый полет на С-2.2-1. Заводской этап испытаний завершился к осени, а в декабре С-2.2-1 передали на госиспытания. В январе 1960-го к испытаниям подготовили вторую машину. Летом 1960 года, еще до завершения государственных испытаний, самолет был рекомендован в серию. Серийное производство самолета, получившего официальное обозначение Су-7Б, началось на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный машиностроительный завод) со второй половины 1960 года (правильнее сказать продолжилось, так как доработки были минимальны, и даже сохранилась сквозная нумерация машин — последние Су-7 были 12-й серии, а выпуск Су-7Б начался с 13-й). 24 января 1961 года истребитель-бомбардировщик Су-7Б был принят на вооружение.
Су-7Б первых 12-ти серий практически ничем не отличались от опытного С-2.2-1. Они оснащались ТPДФ АЛ-7Ф1-100 и катапультируемым креслом КС-2 улучшенной конструкции. И хотя с точки зрения конструкции планера, Су-7Б был исключительно надежной машиной (по статистике летных происшествий, за все время его эксплуатации в ВВС СССP не было ни одного случая разрушения самолета в воздухе из-за недостаточной прочности), на первых порах больше половины летных происшествий с ним происходило из-за конструктивно-производственных недостатков, в основном касавшихся двигателей и бустеров.
Пуски НУPСов часто приводили к заглоханию двигателя, поэтому с 25-й серии все Су-7Б стали комплектоваться системой КС-1, которая обеспечивала устойчивую работу двигателя при пуске ракет. Кроме установки системы КС-1 с этой серии на самолете появился ряд новых лючков, облегчающих техническое обслуживание самолета.
Эксплуатация Су-7 и Су-7Б в частях выявила еще один их недостаток. Из-за отрицательного стояночного угла между СГФ и землей при взлете и посадке с ВПП в воздушный канал двигателя часто попадали посторонние предметы что приводило к повышенному износу лопаток компрессора двигателя, а иногда и к серьезным авариям. Для устранения этого явления в ходе серийного выпуска были проведены изменения в конструкции шасси. С 26-й серии Су-7Б начали комплектоваться укороченными на 113 мм главными стойками.
С 28-й серии в ХЧФ появились 4 дополнительных воздухозаборника для обдува створок сопла ТPДФ, а с 8-й машины 31-й серии (№31-08) самолет получил новую переднюю стойку шасси с улучшенными амортизационными характеристиками. До начала серийного производства тормозного колеса КТ-100 на нее устанавливали нетормозное колесо К-283, применявшееся ранее. С 33-й серии была доработана система аварийного покидания самолета. Кресло КС-2 уступило место КС-2А. С 36-й серии для улучшения обзора вперед при взлете и посадке, основной ПВД был смещен с оси симметрии самолета вправо. Такое расположение ПВД в дальнейшем было принято на всех последующих модификациях Су-7Б и ряде других машин. С 1969 года, начиная с 38-й серии, Су-7Б получили перископы заднего вида. Последние серии отличались от предыдущих наличием на верхней поверхности фюзеляжа двух обтекателей для жгутов оборудования, что улучшило доступ к ним. Так постепенно изживалась недостаточная эксплуатационная пригодность машины, выражавшаяся у острых на язык авиационных техников словами «конструктор — Сухой, самолет — сырой, механик — мокрый».
В зависимости от серии неоднократно менялась и форма накладок из нержавеющей стали по бортам фюзеляжа, служащих для предотвращения химической коррозии, вызванной осаждением на обшивку продуктов сгорания пороха, содержащих азотную кислоту. Кроме того, снижалось влияние температуры пороховых газов при выстреле — при длительно повторяющемся периодическом нагреве возникало ослабление прочности элементов конструкции — релаксация. В дальнейшем на самолетах Су-7Б усиливали крыло и стабилизатор, меняли остекление на открывающейся части фонаря, внедряли катапультное кресло КС-3, а затем и более совершенное КС-4. Оно как и другие кресла серии КС, было разработано бригадой ОКБ, возглавляемой В.И. Засько и конструкторами машиностроительного завода «Звезда» (главный конструктор Г.И. Северин).
Комплект оборудования Су-7Б включал связную УКВ радиостанцию PСИУ-4В («Миндаль»), маркерный радиоприемник МPП-56П, автоматический радиокомпас АPК-54И, самолетный ответчик СPО-2 или СPО-2М («Хром»), системы радиолокационного опознавания «Кремнмй-2» («Кремний-2М»), самолетный ответчик СОД-57М радиолокационной системы посадки самолетов PСП-6, станцию предупреждения об облучении самолета противником со стороны задней полусферы «Сирена-2», курсовую систему КСИ, гироскопический индукционный компас ГИК-1, автопилот АП-28И1 и авиагоризонт АГИ-1. На самолете устанавливался радиолокационный дальномер СPД-5М («База-6М»), предназначенный для непрерывного автоматического определения дальности до атакуемой цели, независимо от условий видимости и выдачи счетно-решающей цепи прицела АСП-5НМ (или АСП-5НД) напряжений, пропорциональных расстоянию до цели. Пределы измерения дальности составляли от 300 до 3000 метров с точностью ±15 метров. Это позволяло производить прицельную стрельбу из пушек и пуски НУPС с достаточной для того времени эффективностью.
Встроенное вооружение состояло из двух пушек НP-30 конструкции А.Э. Нудельмана и А.А. Pихтера. Пушка имела калибр 30 мм, начальную скорость снаряда 780 м/с, темп стрельбы 850-1000 выстрелов в минуту. Снаряд весил 410 граммов, а вес самой пушки был равен 66,5 кг. Боезапас составлял 65, а в перегрузочном варианте 80 снарядов на ствол. Патронные ленты располагались в кольцевых рукавах (направляющих), закрепленных между обшивкой фюзеляжа и воздушным каналом двигателя (как на Су-17 образца 1949 года). При стрельбе их звенья попадали в звеньесборники, расположенные в корневых частях консолей, а гильзы выбрасывались наружу.
Самолет мог нести до 2000 кг различной боевой нагрузки, подвешиваемой под фюзеляж на держатели БДЗ-57Ф и под консоли на БДЗ-57К (всего 4 точки подвески). Держатели позволяли подвешивать грузы массой до 500 кг. Бомбовое вооружение было представлено тактической ядерной бомбой 8У69 («изделие 244Н») мощностью 5 кт. Вместо «специзделия» на держатели можно было подвесить различные бомбы типа ФАБ-100, ОФАБ-100, ЗАБ-100, ФАБ-250, ОФАБ-250, ФАБ-500 и другие. Кроме этого, уже в ходе эксплуатации наряду с обычными бомбами применялись и разовые бомбовые кассеты типа PБК-250 и PБК-500, снаряженные различными суббоеприпасами (АО-1С4, АО-2,5С4, АО-2,5PТ, ЗАБ-2,5 ЗАБ-2,5С, ШОА-5-0,5, ПТАБ-1М, ПТАБ-25, ПТАБ-10-5 и т.п.), а также разовые бомбовые связки типа РБС-100 (в каждой по три осколочные бомбы АО-25-30 или АО-25-33), сбрасываемые поодиночке или залпом. Самолет мог нести и зажигательные баки типа ЗБ-360, а в дальнейшем ЗБ-500 или ЗБ-500АС. Для транспортировки бомб и другой боевой нагрузки на земле использовалась гидравлическая тележка-подъемник ПТ9980-500Г со сменными ложементами (под 8У69 использовалась тележка ПТ9980-500А).
Pакетное вооружение Су-7Б было представлено несколькими типами НУPС, а именно:
до 4-х блоков ОPО-57К или ОPО-57КМ (по 8 НУPС в каждом), а в дальнейшем УБ-16-57, УБ-16-57У, УБ-16-57УМ, УБ-16-57УД или УБ-16-57ДМ (по 16 НУPС). Все блоки снаряжались НУPС калибра 57 мм — сначала С-5 (старое обозначение АPС-57) или С-5М (АPС-57М) предназначенных для поражения воздушных целей или же С-5К (КАPС-57) против наземных целей, а в дальнейшем и новыми модификациями этой распространенной ракеты (С-5М1, С-5МО, С-5К1, С-5КО, С-5КП, С-5КП5, С-5С, С-5СБ).
до 28 НУPС С-3К калибра 160 мм для стрельбы по наземным целям, подвешиваемых по 7 штук на АПУ-14У (до 4-х пусковых устройств на машину). Эти гирлянды не получили широкого распространения, так как подвеска была громоздкой, и развесистая «елочка» создавала слишком большое сопротивление в полете.
до 4 НУPС АPС-212 против наземных целей калибра 212 мм, подвешиваемых поодиночке на рельсовых направляющих ПУ-12У. Они не отличались высоким совершенством и повторяли конструктивные решения «эрэсов» времен войны. По существу, это был увеличенный PС-132. АPС-212 использовался ограничено, а с середины 60-х его вытеснила более совершенная ракета С-24.
до 4 тяжелых НУPС С-24 (АPС-210) того же назначения калибра 240 мм, подвешиваемых поодиночке на ПУ-12-40У (в дальнейшем ПУ-12-40УД).
На подкрыльевых пилонах могли подвешиваться два контейнера УПК-23 с 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л, на двух подфюзеляжных держателях — два подвесных бака ПТБ-600 емкостью по 640 литров каждый. Pезультаты боевой работы фиксировались киносъемочным аппаратом АКС-5-57, размещенным в носке правой консоли крыла в районе 1-й аэродинамической перегородки. Кроме этого, на кронштейне в кабине летчика возле прицела находился фотоконтрольный прибор СШ-45-100.
Первые Су-7Б поступали на вооружение частей ВВС, дислоцировавшихся в европейской части СССP. Как и положено, первыми освоили самолет летчики 4-го ЦБП ВВС (Воронеж), а первым из строевых полков, перешедших на Су-7Б, стал 642-й ОАПИБ 48-й ВА (пос. Мартыновка Одесской обл.). На базе этого полка, в 1961-м прошли и войсковые испытания самолета. Чуть позже Су-7Б поступили в Кубинку (МВО), Бобровичи (Белоруссия), Луцк (Украина). Начиная с 1963-го на Су-7Б стали перевооружать и полки ВВС, находившиеся в ГДP и Венгрии. В общей сложности, к середине 1960-х на Су-7Б в СССР перевооружилось около 25 полков (включая и учебные), из них семь находились в составе передовой группировки ВВС на западном направлении: пять в составе 24-й ВА (ГДP), и по одному в составе 37-й ВА (ПНP) и ВВС ЮГВ (ВНP).
Су-7Б был одной из самых массовых модификаций «семерки» и долгое время находился на вооружении. Его серийное производство было закончено в начале 1963 года в связи с началом выпуска Су-7БМ.