Конкурс NASA: как спустить яйца с орбиты (это не шутка!)

Теги:космос
 
1 2 3 4
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Хотите заработать $2000000 (прописью: два миллиона) ?

NASA объявило серию конкурсов, один из них - разработать систему спасения малых грузов с орбиты. Тест системы должен проводиться с 12 яйцами. Приз считается выигранным, если хотя бы половина из них остались целыми.

У кого будут предложения?

NASA Plans Six New Centennial Challenges | Space.com

NASA is drawing up plans for six new Centennial Challenges as part of the agency’s series of contests that offers cash prizes for technological achievements.

// www.space.com
 

au

   
★★☆
НАСА опустилось само с орбиты до уровня плинтуса. Проблемы, которые само оно решать должно (и решало раньше за очень большие деньги) теперь спускаются разным партизанам. Роботы реголит таскать, грузы с орбиты спускать, и всё за копейки (прописью: за кошкины слёзы). А за свои деньги оно шаттлы латает и в "Аполло 40 лет спустя" играет. Предложений им уже накидали, и они только вздохнули, что и следовало ожидать. Два миллиона — это примерно годовая зарплата 10 инженеров, 10 техников и текущие расходы на исследования и разработки. Если они надеятся что студенты без бюджета (деньги до студентов доходят редко) им нечто гениальное отгрохают, то скоро китайцы им дули крутить будут :P
 
EE Татарин #12.02.2006 13:47
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Вы, au, недооцениваете тот простой факт, что задачка-то в первую очередь поисковая. А в таких задачах тыщща студентов могут оказаться куда эффективнее десятка техников.
Да и почему обязательно студент? Профессиональный инженер с идеей вполне может потянуть начальный этап и найти спонсора на доводку/испытания.

Приз - идеальная форма платежа для таких относительно небольших поисковых работ.

...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
EE Татарин #12.02.2006 13:53
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
А по делу...

Тут может быть очень эффективной вариация на тему надувных конструкций.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  

au

   
★★☆
Татарин:

Вы не поняли схему. Приз — это не деньги на R&D. Исследования и разработки авторы должны делать за свой счёт, а потом на "приз" претендовать. Сначала стулья, а потом деньги — может быть, когда нибудь, если повезёт. Задача это не поисковая, иначе бы за её решение два лимона на сторону не давали бы. Задача это инженерная, а вот желающего поработать за собственные средства на НАСА квалифицированного инженера нужно ещё найти, а потом за деньги в цирке показывать :) Кстати, тем же самым занимается армия с "наземным беспилотной машиной" — за лимон хотят чтобы им решили проблему, которую не готовы решить за бочку лимонов большие конторы, полные классных инженеров, опыта, испытательной базы, патентов, и всего что угодно. Кстати, всё это за деньги спонсоров энтузиастов, и причём нередко (у серьёзных претендентов) большие, чем тот приз.
Вот, например, надувные конструкции. Ну надувные, а дальше что? Нужно провести исследовение условий, материалов, массы вариантов, массы в квадрате проблем с ними — всё это время, деньги на спецов, деньги на лабу, деньги на прототипы, и деньги на демонстрацию. Думаете в два лимона уложится? Скупой платит как минимум дважды, а в данном случае скорее всего ничего не получит, если только не найдётся спонсор, который оплатит всю работу группы ради светлого будущего НАСА.
 
EE Татарин #12.02.2006 15:06
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Татарин:

Вы не поняли схему. Приз — это не деньги на R&D. Исследования и разработки авторы должны делать за свой счёт, а потом на "приз" претендовать. Сначала стулья, а потом деньги — может быть, когда нибудь, если повезёт. Задача это не поисковая, иначе бы за её решение два лимона на сторону не давали бы. Задача это инженерная, а вот желающего поработать за собственные средства на НАСА квалифицированного инженера нужно ещё найти, а потом за деньги в цирке показывать :) Кстати, тем же самым занимается армия с "наземным беспилотной машиной" — за лимон хотят чтобы им решили проблему, которую не готовы решить за бочку лимонов большие конторы, полные классных инженеров, опыта, испытательной базы, патентов, и всего что угодно. Кстати, всё это за деньги спонсоров энтузиастов, и причём нередко (у серьёзных претендентов) большие, чем тот приз.
Вот, например, надувные конструкции. Ну надувные, а дальше что? Нужно провести исследовение условий, материалов, массы вариантов, массы в квадрате проблем с ними — всё это время, деньги на спецов, деньги на лабу, деньги на прототипы, и деньги на демонстрацию. Думаете в два лимона уложится? Скупой платит как минимум дважды, а в данном случае скорее всего ничего не получит, если только не найдётся спонсор, который оплатит всю работу группы ради светлого будущего НАСА.
 

Да нет... я понял схему.Но Вы её, ИМХО, недооцениваете.
Во-первых, практика (ну, как вот с наземными беспилотниками) показала, что желающих достаточно. Ключевой момент - собственность на технологию остается у изготовителя при том, что спрос на нее НАСА явно выразила. Отличие от лотереи в том, что люди уверены , что их идея - лучшая или одна из лучших (иначе и не участвовали бы, и не вкладывались серьезно), а при таком раскладе шансы отнюдь не 1/количество_команд. И вложения могут быть больше, чем в просто лотерейный билет.
Во-вторых, НАСА при таком раскладе НИЧЕМ не рискует. Ну совсем ничем. Деньги инженерам и техникам реальной фирмы нужно платить реально, а этот приз деньги совершенно виртуальные, которые могут быть выплачены только когда задача решена. При этом есть возможность перепробовать очень много других решений, которые - совершенно на халяву! - будут изобретены, воплощены в железо и опробованы!

Что же касается исследований, прототипов, демонстрации и пр.. Есть такие люди - энтузиасты. И в частном порядке они иногда делают гораздо дешевле, быстрее и лучше то, что серьезные фирмы делают "на постоянной основе".

В общем, давайте посмотрим, чем это закончится...
В любом случае, я не вижу причин, по которым эту задачу здесь бы не обсудить. Вон, народ, движок на тонну делает... мало ли, наклюнется идея и группа, которая возьмет приз? :)
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  

Bell

аксакал
★★☆
НТУ, однозначно.

Хотя конечно элемент лохотрона со стороны НАСА присутствует :)
Иногда мне кажется, что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун "Криптокащенизм и клоунада шовинистического толка". (с) au Если круг оказался вдруг и не круг, не квадрат, а так...  
+
-
edit
 

killik

опытный

Засунуть яйцо в прочный аквариум, который опускать обычными методами. Где деньги получать? :)
 

au

   
★★☆
Татарин:
Отвечаю по порядку, потому слегка сумбурно :) Беспилотники — не аналог, т.к. беспилотников армия США покупает горы, и всё ей мало. К тому же затраты несколько иные. Насчёт уверенности людей — этого добра всегда хватает. На первое ралли беспилотных машин выставили даже мотоцикл(!), и это то что прошло предварительную фильтрацию. Так что кто-то был уверен что мотоцикл(!) может быть выбором армии на роль беспилотного грузовика... Наса-то ничем не рискует, а вот шансы на успешное решение задачи равны нулю именно потому что деньги на исследования и разработки нужны реальные, а никто их на насу тратить не будет — тоже мне клиент мечты. Насчёт энтузиастов — а с какого горя энтузиасты бросятся решать частную проблему насы за свои деньги? У энтузиастов своих идей обычно достаточно — за сотню тысяч можно построить и запустить микроспутник, например. Энтузиаста скорее это заинтересует, чем связываться с насовской бюрократией. Посмотреть-то мы посмотрим, но по-моему всё это началось с икспрайза, а сравнивать интерес энтузиастов к независимому от государств полету в космос (и спонсор нашёлся) с решением задачи спуска насовских яиц с орбиты не корретно. Наверное это наса ещё не поняла, либо ставит себя в ряд с армией (и её астрономическим бюджетом) — армия типа бросила клич порешать за неё проблемы, но у неё решение означает выплаты, а вот с насой облом, денег не хватает ей на жизнь.
Насчёт решения этой задачи — зачем решать за насу её проблему? Люди тот движок на тонну делают не потому что кто-то конкурс объявил, а потому что им интересно. Наса вот робота для таскания реголита таким же макаром восхотела, только за 250к. Это, кстати, цена пары серийных армейских пакботов или очень скромного БЛА. Я считаю что сумма отражает важность задачи, и тут она считай на уровне нуля. То же самое, хоть и чуть выше нуля, со спуском с орбиты. На Марс вот роверы спустились, задачу решили. А тут фокусы эти — это ловля рыбы в унитазе: легко и просто, но совершенно безнадёжно.
 
Это сообщение редактировалось 13.02.2006 в 14:18
+
-
edit
 

Campus

втянувшийся
А как на счет полных условий конкурса. Кто-нить может перевод кинуть?
 
MD Serg Ivanov #06.03.2006 18:03
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Засунуть яйцо в прочный аквариум, который опускать обычными методами. Где деньги получать? :)
 

Нет, яйца лучше всего спускать с орбиты в штанах...
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
А если амортизация гелеево-газовой средой, облегающей означенные эггсы?! Не смесью, а именно разделенной средой. Шар из геля, внутри которого яйца, плавает в газе под определенным давлением. Или яйца должны примыкать друг к другу?
 
+
-
edit
 

valture

опытный

кальций из скорлупы удалить ... ;D ;D ;D
 
+
-
edit
 

Campus

втянувшийся
Вот такие вот условия:
Окружающие Условия{Состояния} - температурный диапазон между 40 - 50 градусами Фаренгейт (4,4 о С - 10 о С) , относительная влажность 70 - 85 процентов, давление располагается между одной атмосферой ±1 фунт в квадратный дюйм, и линейное или вращательное ускорение (в или вокруг любой оси) ±1 g.
Кроме того:
- ВА должен быть расчитан на минимум 1,5 кг полезной нагрузки. (12 eggs весят 0,75 кг. Проверено 8) );
- ВА необходимо "уронить" в область радиусом 4 км вокруг назначенной точки приземления.

В связи с этим возникает вопрос: Что такого нежного NASA собирается возить с орбиты? И какой смысл в ограничении на 1g, если старт ракет идет, как минимум, при 3g?
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

На AROCKET по поводу ограничения на 1g возник интересный вопрос: а возможно ли вообще спустить что-то с орбиты при таком ограничении?

Правила ещё не окончательные и обсуждаются.
+
-
edit
 

Campus

втянувшийся
Спустить возможно, только траектория спуска при этом слишком длинная получится. Наши "Союзы" при 3g спускаются (в штатной ситуации) и то над средиземномрьем в атмосферу входят. А тут через всю Россию лететь придется (или Тихий океан, если садиться в Штатах).
Хотя, вероятно, - это ограничение, чтобы деньги не платить. :-)
 
RU Dem_anywhere #14.03.2006 10:57
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆

А я-то думал, почему в Клиппере экипаж 6 человек.... :lol:
 
+
-
edit
 

AleX413

опытный

А почему нет?
Равномерно за один заход затормозить не получится. 32 МДж/кг... Такая мелочь успеет сгореть. Но если время спуска не ограничено, то несколькими нырками можно. Попасть в 4 км без аэродинамических маневров не выйдет, но зато и не война, в смысле GPS доступен. А с крыльями можно и в 4 метра. В этом плане ничего непреодолимого.

Температура торможения как таковая смысла не имеет. Важен баланс, пришло-ушло в Дж. Время не лимитировано, значит состояние "ушло" (излучением, вне атмосферы) может быть достаточно длительным. "Пришло" зависит от температуры и плотности. А на 80-100 км хоть температура и выходит большая, но плотность никакая.
Единственное, в чем важна сама по себе температура - в окислении материалов кислородом воздуха. Но это вроде бы и не проблема - передние и нижние поверхности крылышек, носика и хвостика делаем металлокерамическими, просто чтобы не могли окисляться. Крылья с изменяемой стреловидностью и углом атаки, чтобы во всем диапазоне летело не как кирпич. В начале и одного хвоста хватит, потом на крыльях. Кстати, может крылья можно и только из металла - тоньше, легче.

В общем я понял - ребята хотят доказать, что маневрирующую БЧ им. Путина может сделать любой студент :)
 
+
-
edit
 

Campus

втянувшийся
А почему нет?
Равномерно за один заход затормозить не получится. 32 МДж/кг... Такая мелочь успеет сгореть.
 


С чего это вдруг? А теплозащита на что? При максимальном ускорении торможения в 1g (по условию конкурса) и температура будет значительно ниже, чем у ВА "Союза".

Но если время спуска не ограничено, то несколькими нырками можно.
 


И какой тогда ЦУП надо для такой мелочи городить? Ведь придется делать траекторные измерения после каждого нырка.

А с крыльями можно и в 4 метра. В этом плане ничего непреодолимого.
 


Угу. :-)

Крылья с изменяемой стреловидностью и углом атаки, чтобы во всем диапазоне летело не как кирпич.
 


И сколко будет весить эта бандура для посадки килограмма груза? ::) А самое главное, где взять такой институт разработчиков от авиакосмопрома, который согласится разработать все это за 2M$?
 
Это сообщение редактировалось 27.03.2006 в 12:12

ED

аксакал
★★★☆

>При максимальном ускорении торможения в 1g (по условию конкурса) и температура будет значительно ниже, чем у ВА "Союза".

И жарить будет значительно дольше.
 
RU Dem_anywhere #28.03.2006 11:22
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆

И какой тогда ЦУП надо для такой мелочи городить? Ведь придется делать траекторные измерения после каждого нырка.
 
Оно само свою траекторию померяет. Через GPS.
 
+
-
edit
 

AleX413

опытный

Теплозащита это масса. Собственно на ней и предполагается скроить... Ну и опять же, закон сохранения энергии предполагает, что 32 МДж/кг надо куда-то деть ;) Вот и возникла мысль максимально тормозить в верхних слоях, где есть возможность периодически выключать нагрев.
Масса аппарата маленькая, перегрузка маленькая по определению - значит усилия в рулевых механизмах тоже маленькие. И сами механизмы мелкие, и кушать будут мало. В конце концов, можно шизовать до конца;) В хвосте поставить маааленькую турбинку (и стабилизирующую лопасть) - пускай само себе вырабатывает электричество. На входе рулить еще незачем - заряжаемся. Потом поворачиваем рули, вылетаем в космос, а по дороге снова заряжаемся. А батарейка только на питание мозгов. Но ИМХО смысла нет.
В плане отдельного ЦУПа - не надо. По большому счету, оптимальную траекторию эта штука может считать сама, исходя из текущих скорости и т-ры. И траектория будет ± повторяемой - условия на высоте 100 км не меняются, разве что день-ночь. Штук 10 пусков в разных условиях и уже ± понятно где отстреливать изделие, чтобы ему в конце рулить надо было поменьше...
 
EE Татарин #28.03.2006 23:57
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Долго тормозить нельзя потому что температура будет МЕНЬШЕ.

Как правильно отметили, дело в энергетическом балансе, а теплоотвод (который возможен по большому счету - только излучением) зависит от температуры в четвертой степени. А передача тепла через теплозащиту - пропорциональна первой степени
Соответственно, "тянуть кота за хвост" и понижать температуру на поверхности тормоза - невыгодно, это потребует лучшей теплозащиты.

И что-то мне подсказывает, что при таком раскладе придется входить в плотные слои по более крутой траектории - то есть, с бОльшими перегрузками. А с перегрузками выгоднее наоборот - растянуть удовольствие.

Экономии не будет.

ИМХО, никакой.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
+
-
edit
 

AleX413

опытный

Да не "по большому счету", а только излучением. Но спускаемый вес слишком маленький, чтобы можно было просто так наращивать толщину (и массу) теплозащиты - кирпичи на орбиту возить дорого... А тонкий слой - большая теплопроводность. Значит вся конструкция будет греться, что плохо. Значит надо на самом верху, и как можно медленнее, прерывисто... По уму конечно считать надо, как там с плотностью в плане подъемной силы и теплопередачи...
Хотя вот Демонстратор вообще надувной... Правда ни разу и не приземлился, но наверное считали как там что будет с температурами и ускорениями ;)
 
RU spam_test #29.03.2006 12:30
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

Да не "по большому счету", а только излучением.
 

или веществом.
 
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru