Индийские фрегаты ищут пристанища
На этой неделе могут быть подготовлены предварительные оценки возможности размещения индийского заказа на три военных фрегата на одном из российских судостроительных заводов
К 1 марта рабочая группа, созданная по распоряжению вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова, должна предоставить оценку возможности размещения контракта на постройку трех военных судов для Индии на одном из российских заводов. На прошлой неделе вошедшие в ее состав чиновники посетили заводы двух претендентов на получение контракта – калининградский «Янтарь» и питерскую «Северную верфь». Предварительные результаты работы группы будут известны уже на этой неделе. Впрочем, наблюдатели считают, что решение уже предопределено недавним конфликтом с избранием нового совета директоров «Янтаря». Кроме того, по информации источника RBC daily, знакомого с работой комиссии, по ее предварительным оценкам, размещение заказа на «Янтаре» обойдется на 200 млн долл. дороже, чем на конкурирующей с ним «Северной верфи».
ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» – один из поставщиков кораблей для военно-морского флота России. В 2001 г. «Янтарь» вошел в состав ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» (КСМК), соучредителем которого является ЗАО «АКБ Международный инвестиционный банк» (МИБ). По состоянию на октябрь 2005 г., в федеральной собственности находился 51% акций предприятия, 32% принадлежало компаниям, которые считаются аффилированными с МИБ, еще 17% контролировали физические лица, в том числе менеджмент предприятия. ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» – одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Общий объем заказов, выполняемых в настоящее время «Северной верфью», превышает 2 млрд долл. Основные акционеры – ЗАО «Объединенная промышленная корпорация» (72,23% акций) и государство в лице РФФИ (20,96%).
Оба завода борются за возможность стать головным исполнителем договора на постройку трех фрегатов проекта 1135.6. Предполагается, что фрегаты построят к 2010–2011 гг., суммарная стоимость контракта оценивается в 1,6 млрд долл. Новые суда по техническим характеристикам близки к фрегатам «Секира», «Трезубец» и «Меч», поставленным Индии в 2003–2004 гг. «Балтийским заводом». На прошлой неделе вице-премьер России, министр обороны Сергей Иванов дал поручение повторно собрать рабочую группу, которая к 1 марта 2006 г. должна оценить возможность размещения заказа на постройку трех военных кораблей для индийских ВМФ на одном из этих судостроительных заводов.
В настоящее время созданная в рамках указанной рабочей группы комиссия подводит итоги посещения обоих заводов. По информации источника RBC daily, близкого к комиссии, она может представить результаты своих оценок уже на этой неделе. «Впрочем, общее впечатление новой комиссии от посещения заводов мало отличается от более ранних оценок, сделанных рабочей группой Роспрома. Размещение заказа на «Янтаре» обойдется в среднем на 200 млн долл. дороже», – рассказал он. Впрочем, по его информации, эти оценки должна будет еще утвердить Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС). На основе оценок комиссии Сергей Иванов определит главного исполнителя. Подписание контракта с Индией ожидается уже в самое ближайшее время – в настоящий момент индийской стороной утверждены технические параметры заказа.
Однако сведения о том, какой из российских заводов станет исполнителем заказа, остаются противоречивыми. Еще в августе 2005 г. Роспром определил «Северную верфь», одним из акционеров которой является государство, исполнителем проекта 1135.6. Между тем «Янтарь» в последнее время находится в плохом финансовом состоянии, и на высоком уровне рассматривалось много способов ему помочь, замечает источник RBC daily, знакомый с ситуацией. Так, в декабре прошлого года президентом России было дано поручение правительству принять меры по сохранению находящегося в процедуре банкротства завода. Ранее полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов предлагал разработать программу развития «Янтаря» в области гражданского судостроения. По его мнению, только гражданское судостроение могло обеспечить как выживание предприятия, так и его дальнейшее развитие.
Представители ФС ВТС также неоднократно заявляли о необходимости помочь «Янтарю». Для этого они предлагали разместить на заводе заказ на строительство индийских кораблей. Впрочем, участники рынка сомневаются, что поддержка ФС ВТС «Янтаря» была бескорыстной. «Одним из госчиновников, избранных в совет директоров «Янтаря» на внеочередном собрании акционеров, стал заместитель директора ФС ВТС Михаил Петухов», – напоминает источник RBC daily, близкий к Росимуществу. По его мнению, этим и объясняются многочисленные заявления ФС ВТС о том, что победителем конкурса станет «Янтарь» – ведомство фактически стало проводником лоббистских усилий завода.
В январе этого года на внеочередном собрании акционеров «Янтаря» был утвержден новый состав совета директоров предприятия. Государство, владеющее контрольным пакетом акций завода, не смогло провести в совет директоров своих представителей. К дате проведения собрания оно не успело выдвинуть своих представителей, которые должны были утверждаться распоряжением правительства. В результате, как рассказал RBC daily источник, знакомый с ситуацией на заводе, совет директоров «Янтаря» был полностью сформирован из числа кандидатов, близких к КСМК и МИБ, а вошедшие в него госчиновники не являются представителями государства. Впоследствии премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение от 30 января 2006 г. о кандидатах от государства для избрания в совет директоров «Янтаря». Из уже избранных в совет директоров предприятия госчиновников в этот список никто не вошел. Однако для их избрания государству необходимо провести новое внеочередное собрание акционеров. При этом, по неофициальной информации, за необходимое для этого время контракт с индийской стороной уже должен быть подписан. «Таким образом, произошел беспрецедентный случай захвата контроля над предприятием в расчете на крупный контракт», – отмечает источник RBC daily в Росимуществе.
Впрочем, наблюдатели считают, что склонить мнение вновь собранной рабочей группы о возможностях размещения заказа на одном из заводов может даже не конфликтная ситуация на самом «Янтаре», а опыт «Северной верфи» в строительстве подобных кораблей. «Выводы предыдущей комиссии, в которую в том числе входили и представители конструкторского бюро, разработавшего данные корабли, сводились к тому, что их постройка возможна только на двух предприятиях: «Балтийском заводе» и «Северной верфи», – отмечает источник RBC daily, близкий к рабочей группе. – Сегодня они входят в одну структуру и могли бы обеспечить более дешевое и качественно исполнение заказа».
Отдел компаний
РБК. Даниил Шабашов, 21.02.2006