Может стоило бы предусмотреть как опцию установку ПКР? И был бы совершенно другой по потенциалу корабль.
Основную угрозу нашим морским силам на Каспии может представлять только авиация. Следовательно, нужен упор на вооружение ПВО. А мы все бредим ракетными атаками АУГов супостата.
Для примера - состояние ВМС одного из возможных соперников на Каспии.
10:32 03.04.2004
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В СТЕПЯХ КАЗАХСТАНА
Игорь КУЦАЙ, Актау
Казахстанского военно-морского флота в природе вроде бы не существует. Но… у него уже есть своя история, и 2 апреля ему исполняется 10 лет.
Можно подумать, что кто-то из высоких чинов на 1 апреля пошутил, предложив создать практически в степной стране военный флот, а кто-то из подчиненных посчитал шутку приказом. И похмельным утром 2 апреля принялся исполнять шутливое повеление начальства.
Да и сама история военного флота началась с большого курьеза. В первом же походе четыре из шести подаренных американцами катеров затонули при незначительном шторме. Благо никто из экипажа не пострадал. И это можно считать чудом, потому что призвали на флот не только актауских парнишек, которые с раннего детства плавать умеют и даже парусным спортом занимались, но и пацанов из степи. Некоторые не только моря, даже речки в глаза не видели. Их на велосипеде укачивает, а что про каспийскую штормовую болтанку говорить! В общем, повеселили мы всю мировую общественность своим килькиным флотом.
И казалось, что никогда больше к нашим морякам серьезно относиться никто не будет. Но безнадежный оптимист контр-адмирал Ратмир Комратов продолжал создавать военно-морскую базу, на которую бы поступали корабли, в основном бывшие в употреблении немецкие и турецкие, а также новые, построенные на отечественном заводе "Зенит". Всего боевых кораблей набралось около двух десятков, и казалось: еще немного - и военный флот Казахстана станет реальностью.
Но в 1999 году правительство решило, что военный флот республике не нужен. И все корабли были переданы пограничникам. Военные моряки в одночасье стали морскими пограничниками. А к этому моменту на флоте уже многое изменилось. На помощь контр-адмиралу Комратову прибыли из России опытные старшие офицеры, которые обучались в лучших военно-морских вузах Советского Союза и прошли боевое крещение на Тихоокеанском, Северном, Балтийском и Черноморском флотах. За их плечами была не только морская романтика, но и огромный опыт тяжелых морских походов. Например, улыбчивый и задорный капитан I ранга Кенжи Абикеев окончил Тихоокеанское морское училище и Военно-морскую академию в Петербурге. А потом 25 лет служил на Тихом океане и на Балтике. Сейчас возглавляет дивизион морских пограничников.
До момента передачи военных кораблей в руки Комитета национальной безопасности наш флот выглядел нелепой затеей, на которую тратят деньги без всякой отдачи даже в перспективе. Оно и понятно, ведь нет и не было реального противника, на которого следовало направить корабельные орудия. Но как только эти самые корабли вышли в море под флагом пограничных войск, противник объявился: браконьеры - свои, а также азербайджанские и дагестанские.
Эти лихие ребята, пиратствующие на морских просторах, давно всем изрядно надоели, но не военным же флотом воевать с мирным населением, пусть оно даже нарушает границы суверенного государства! Водная полиция на своих катерках им противостоять не в состоянии, а вот пограничникам это дело пришлось по душе. И теперь они единственные, кто активно защищает экономические интересы страны и рыбные ресурсы на море. С начала этого года браконьеры - нарушители границы задерживались в казахстанских водах уже четыре раза, трижды арестовывали россиян и один раз азербайджанцев.
Пираты Каспийского моря
Если кто-то из читателей думает, что браконьеры - это мирные люди, занимающиеся рыбным промыслом от нищеты и безысходности, то он сильно ошибается. Объемы конфискованной осетрины и икры говорят о том, что браконьерство - это прибыльный и хорошо организованный бизнес. А пограничный вертолет регионального управления "Батыс" носит на своем борту следы от пуль, которыми его "отмечают" браконьеры при каждом задержании. Пришлось многострадальный МИ-8 даже броневыми щитками обвесить. Но начальник регионального пограничного управления Елемис Жанабергенов твердо заявляет: "Мы нарушителей границы заставим нас уважать!". Российские браконьеры Елемиса Алимхановича прозвали "черным полковником". Есть под Махачкалой несколько поселков, где почти все мужское население побывало за решеткой, и все за браконьерство. Теперь в этих селах ходят слухи, что "черный полковник" во время погони за скоростными браконьерскими байдами лично стреляет по двигателям из снайперской винтовки Драгунова. Так это или нет, не знаю, но во время последнего задержания двух браконьерских лодок 24 марта полковника Жанабергенова в Актау не было. Пробивал движки моторных лодок кто-то другой.
Виртуальный именинник
Но, рассказывая о подвигах морских пограничников, мы несколько отвлеклись от нашего военного флота, который, как говорил Винни-Пух, будто бы есть, но его вроде нет. Дорогой - в буквальном смысле! - именинник существует только виртуально. Есть контр-адмирал Комратов, есть командующий военно-морской базой Ахмеджан Шукпутов, есть офицеры, командиры, есть даже военно-морская концепция (!), но нет ни одного корабля.
Как неожиданно выяснилось, Казахстан последним из пяти прикаспийских государств взялся создавать военно-морские силы. И согласно той самой военно-морской концепции первый боевой корабль появится уже в мае этого года. Летом, возможно, приплывет к берегам Актау второй. А к 2007 году у нас уже будет военно-морской флот, который к 2015 году обретет все необходимые атрибуты, чтобы носить это гордое название - Военно-морские силы Казахстана. Корабли военно-морского флота будут базироваться по всему казахстанскому побережью, от Атырау до Туркменистана.
К моменту появления первых кораблей Актауский военно-морской институт выпустит первых курсантов.
Будут созданы береговые батареи и морская пехота. В общем, будет у нас и свой Кронштадт, и свои "морские котики". И, вполне возможно, короткий анекдот про подводную лодку в степях Казахстана станет неактуальным. А будет ли у нашего флота свой вероятный противник - это пусть решают политики. Моряки в эти игры не играют.
№14 за 2 апреля 2004
Источник - Караван
Постоянный адрес статьи -