[image]

Детали советской Лунной программы

 
1 2 3 4 5

Bell

аксакал
★★☆
По случаю полетов американцев на Луну неоднократно упоминали нашу Лунную программу. Поэтому хотелось бы найти ответы на некоторые вопросы.

Для начала следующее.
Как известно, наш ЛК должен был садиться по достаточно сложной схеме - сначала тормозиться остатками топлива в блоке Д, с выполнением кульбита а-ля мертвая петля, а садиться на поверхность и висеть для выбора точки посадки на блоке Е, входившем в состав самого ЛК. За счет этого же блока должен был совершаться взлет с поверхности, набор лунной 1 космической скорости и выход на орбиту.

Получается, что топливо для посадки и взлета было в одних баках, работал один двигатель. Как же контролировался запас топлива? Была ли какая-то система сигнализации или ограничения расходования при посадке, чтобы гарантированно хватило на взлет? Неужели космонавт должен был при посадки, кроме внимательного наблюдения за поверхностью и выбора площадки, еще и следить за уровнем топлива?



ЗЫ. В общем-то это к вопросу о преимуществах американского ЛМа, где посадка и взлет производились с помощью разных ступеней.
   
RU Старый #28.07.2006 00:27
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Меня больше интересует другое. Если и правда планировалось сажать на луну резервный ЛК то как он должен был выдержать на Луне как минимум месяц? Как всё это время обеспечивалось электропитание и терморегулирование?
   
RU Памятливый45 #28.07.2006 09:08
+
-
edit
 

Памятливый45

злопамятливый
☆★★★
Bell> Как известно, наш ЛК должен был ....садиться на поверхность и висеть для выбора точки посадки на блоке Е, входившем в состав самого ЛК. За счет этого же блока должен был совершаться взлет с поверхности, набор лунной 1 космической скорости и выход на орбиту.
Bell> Получается, что топливо для посадки и взлета было в одних баках, работал один двигатель. ...

Bell> ЗЫ. В общем-то это к вопросу о преимуществах американского ЛМа, где посадка и взлет производились с помощью разных ступеней.

Уважаемый Бэлл!
В случае успешной трансляции о посадке на Луну СССР не боялся бы всяких там Смартов с фотоаппаратами. Так как на Луне ничего цивилизованного не должно было остаться.
   

Bell

аксакал
★★☆
Только в вашем больном воображении могут связаться СМАРТ и наш ЛК...
   

Bell

аксакал
★★☆
Старый> Меня больше интересует другое. Если и правда планировалось сажать на луну резервный ЛК то как он должен был выдержать на Луне как минимум месяц? Как всё это время обеспечивалось электропитание и терморегулирование?

Электропитания ему, вероятно, много не требовалось. А терморегулирование и так было предусмотрено. Вы вероятно имели в виду панели радиатора?
   
RU Старый #29.07.2006 00:58
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Bell> Электропитания ему, вероятно, много не требовалось.
А обогрев? А радиосвязь?
Bell> А терморегулирование и так было предусмотрено. Вы вероятно имели в виду панели радиатора?
И это тоже. Но вобще в целом - как должно было осуществляться охлаждение днём и обогрев ночью?
   

Bell

аксакал
★★☆
Памятливый45> Уважаемый Бэлл!
Памятливый45> В случае успешной трансляции о посадке на Луну СССР не боялся бы всяких там Смартов с фотоаппаратами. Так как на Луне ничего цивилизованного не должно было остаться.

Ну вы как истинный опровергатель естественно ни ухом ни рылом.
На Луне и после ЛМа, и после ЛК должны были остаться почти одинаковые следы - площадка с поверхностью, нарушенной работой посадочного двигателя. Кроме того по нашей программе там же должен был остаться луноход и, что еще важнее - резервный ЛК. Так что после нашей посадки следов должно было быть даже больше, чем после американцев.

Кроме того, достаточно простые расчеты (простые не для вас, конечно) показывают, что с разрешением СМАРТа сам ЛМ (или ЛК), диаметром около 8-9 м увидеть невозможно - слишком слабое это разрешение. Максимум что можно заметить - площадку диаметром метров 50 с поверхностью, раздутой выхлопом при посадке.


2Старый
Фиг его знает - открытой информации по нашей Лунной программе очень мало :(
Это ж не НАСА с их серверами...
   
RU Старый #29.07.2006 02:04
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Bell> 2Старый
Bell> Фиг его знает - открытой информации по нашей Лунной программе очень мало :(
Bell> Это ж не НАСА с их серверами...

Наш лунный корабль худо-бедно описан. Ни в каком виде он не мог провести на поверхности луны больше суток. Поэтому я весьма удивлён что существовали планы по которым он должен был торчать там как минимум месяц.
   

7-62

втянувшийся
админ. бан
Мда... уровень развития БЕЛЛА просто блеск!
космонавт, пАнмимаешь, должен лично за топливом следить. в баке сидеть что ли!? видимо о возможности существования таймеров и датчиков сей дремучий товарищ и не подозревает :)

кстати, т.н. мертвая петля - всего лишь чье-то глупое предложение на один из испытательных полетов. в общем случае никакой надобности в "петлях" нет.

ах да, чуть не забыл - блок Д вообще включался трижды - у Земли на разгон, у орбиты Луны на тормоз, и потом на посадку. Ужас! там целый НИИ сидел с песочными часами и линейкой - уровень топлива меряли :)

ПЫ.СЫ.
мне нравится Старый - я теперь вижу его настоящее лицо. Особенно нравится подпись под этой блядской фоткой - "старый", "опытный". Просто шикарно для рекламы "услуг" :)
   
Balancer: За лексику; предупреждение (+1)

Bell

аксакал
★★☆
7-62> Мда... уровень развития БЕЛЛА просто блеск!
А-то! Я стараюсь :)

7-62> космонавт, пАнмимаешь, должен лично за топливом следить. в баке сидеть что ли!? видимо о возможности существования таймеров и датчиков сей дремучий товарищ и не подозревает :)
Не, это не наши методы. Выдумавать всякую хрень - удел опровергателей. Я же хочу знать, что было на самом деле.

7-62> кстати, т.н. мертвая петля - всего лишь чье-то глупое предложение на один из испытательных полетов. в общем случае никакой надобности в "петлях" нет.
Глупое оно только в вашем болезненном представлении. Реально это был единственные вариант уложиться в сроки без существенной переделке ЛК.
Как там было?
Опровергателям постоянно приходится врать и подтасовывать факты (с)

7-62> ах да, чуть не забыл - блок Д вообще включался трижды - у Земли на разгон, у орбиты Луны на тормоз, и потом на посадку. Ужас! там целый НИИ сидел с песочными часами и линейкой - уровень топлива меряли :)
Любезный Прохожий, вы тупите как Памятливый. Это что - обшая оличительная черта опровергалетей или просто конвергениця? :)


7-62> ПЫ.СЫ.
7-62> мне нравится Старый - я теперь вижу его настоящее лицо. Особенно нравится подпись под этой блядской фоткой - "старый", "опытный". Просто шикарно для рекламы "услуг" :)
В темной голове - темные мысли (с) :P
Что и неудивительно
   

Bell

аксакал
★★☆
Прохожий, вам есть что сказать путнего по сабжу?
Нет? Тады умолкните.
   

7-62

втянувшийся
админ. бан
Сказать ЧТО!? и о чем? давайте уточним...
   

Yuriy

ограниченный
★★★
Глупое оно только в вашем болезненном представлении. Реально это был единственные вариант уложиться в сроки без существенной переделке ЛК.
Как там было?
Опровергателям постоянно приходится врать и подтасовывать факты (с)
 

Переделки уже сделаного эгзэмпляра ЛК а не всего проекта ЛК
   
RU Yuri Krasilnikov #30.07.2006 14:27
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

7-62> ах да, чуть не забыл - блок Д вообще включался трижды - у Земли на разгон, у орбиты Луны на тормоз, и потом на посадку. Ужас! там целый НИИ сидел с песочными часами и линейкой - уровень топлива меряли :)

Андроповки перебрал, г-н прохожий? :) Блок Д использовался только для торможения при переходе на орбиту вокруг Луны и при спуске к Луне. А для разгона к Луне был блок Г.
   
RU Yuri Krasilnikov #30.07.2006 14:32
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Yuriy>
Глупое оно только в вашем болезненном представлении. Реально это был единственные вариант уложиться в сроки без существенной переделке ЛК.
Yuriy> Как там было?
Yuriy> Опровергателям постоянно приходится врать и подтасовывать факты (с)
 

Yuriy> Переделки уже сделаного эгзэмпляра ЛК а не всего проекта ЛК

Юрачина, там без капитальной переделки проекта было никак. Посадочный радар сбивался с толку отброшенным тормозным блоком, поэтому и потребовалась мертвая петля, чтобы он улетел в сторону и не мешался под нолами.
   
RU Yuri Krasilnikov #30.07.2006 14:44
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Памятливый45> Уважаемый Бэлл!
Памятливый45> В случае успешной трансляции о посадке на Луну СССР не боялся бы всяких там Смартов с фотоаппаратами. Так как на Луне ничего цивилизованного не должно было остаться.

Учите матчасть, г-н Беспонятливый...

Вернувшись в ЛК и наполнив кабину воздухом, космонавт мог открыть шлем скафандра для принятия пищи. Затем, включив в определенный момент двигатель блока «Е», лунный взлетный аппарат, отделившись от лунного посадочного агрегата, должен был возвратиться на лунную орбиту.
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ziv/1993/5/sov-pp.html
 


Хотя, будь вы хоть сколько-то понятливым, то и сами догадались бы, что посадочное шасси назад на орбиту тащить совсем необязательно.
   

7-62

втянувшийся
админ. бан
Красильников, иди учи матчасть - блок Д включался три раза. в т.ч ПОСЛЕ блока Г для доразгона. Блока Г видишь ли не хватало...
Сам найдешь, или твоим фейсом ткнуть в тэйбл?
   

7-40

астрофизик

Памятливый45>> Уважаемый Бэлл!
Памятливый45>> В случае успешной трансляции о посадке на Луну СССР не боялся бы всяких там Смартов с фотоаппаратами. Так как на Луне ничего цивилизованного не должно было остаться.
Y.K.> Учите матчасть, г-н Беспонятливый...
Y.K.>
Вернувшись в ЛК и наполнив кабину воздухом, космонавт мог открыть шлем скафандра для принятия пищи. Затем, включив в определенный момент двигатель блока «Е», лунный взлетный аппарат, отделившись от лунного посадочного агрегата, должен был возвратиться на лунную орбиту.
Y.K.> http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ziv/1993/5/sov-pp.html
Y.K.>
 

Y.K.> Хотя, будь вы хоть сколько-то понятливым, то и сами догадались бы, что посадочное шасси назад на орбиту тащить совсем необязательно.

А, я только сейчас понял, что тов. Памятливый имел в виду. Ему,похоже, показалось, что раз ЛК должен был осуществлять посадку и взлетать в одну ступень - то он будто бы взлетал в том же виде, что и садился. :) Про ЛПУ (лунное посадочное устройство) на ножках, массой в полторы тонны (лишь на 1/4 меньше, чем пустая 1-я ступень ЛМ) он, конечно, не знал. Наверное, про то, что где-то поблизости должен валяться блок пустой Д массой тонны две, который отстреливался на высоте ок. 2 км и должен был долететь до поверхности в относительной целости...
   
RU Yuri Krasilnikov #30.07.2006 14:56
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

7-62> Красильников, иди учи матчасть - блок Д включался три раза. в т.ч ПОСЛЕ блока Г для доразгона. Блока Г видишь ли не хватало...
7-62> Сам найдешь, или твоим фейсом ткнуть в тэйбл?

Сначала я тебя ткну :)

На орбите ЛРК ориентируется, включается двигатель блока «Г», и комплекс переводится на траекторию перелета к Луне. Отработавший блок «Г» отделяется, а коррекции движения, в случае необходимости, космонавты совершают с помощью двигателя блока «Д».
...
Тормозной ракетный блок «Д» предназначался для проведения коррекций траектории движения ЛРК на трассе полета Земля — Луна, для выдачи тормозного импульса и выведения ЛРК на орбиту Луны и для торможения ЛК до высоты 1-3 км. Блок «Д» (длина — 5,7 м) имел наружную сбрасываемую цилиндрическую оболочку диаметром 3,7 м, и был оснащен одним однокамерным двигателем многократного включения тягой более 5 тс (горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород).

В отличие от ЛОКа и ЛК блок «Д» был испытан, полностью отработан и с 1967 г. используется в качестве разгонной ступени РН «Протон».

Разгонный ракетный блок «Г» (длина более 8 м) предназначался для разгона всего ЛРК к Луне.
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ziv/1993/5/sov-pp.html
 


Речь только о коррекциях на пути к Луне. О "доразгоне" и о том, что "блока Г не хватало" - ни слова. Откуда дровишки, что блока Г не хватало - от дозы андроповки, а? ;)
   

7-40

астрофизик

"Коническая «юбка» ПАО ЛОКа стыковалась с цилиндрической обечайкой, внутри которой находился лунный посадочный корабль (ЛК) Завершением сборки служили два мощных ракетных блока. Следует отметить, что высокоэкономичные ЖРД блоков, как и двигатели Н1, работали на нетоксичном кислородно-керосиновом топливе. Старт с околоземной орбиты осуществлялся с помощью блока «Г», который за 480 с работы выводил комплекс Л3 на траекторию полета к Луне, а потом отделялся от него.

Далее все маневры на долунной траектории, связанные с изменением скорости, проводились с помощью ЖРД многократного включения блока «Д» тягой 8,6 тс. Этот двигатель осуществлял коррекцию траектории полета, переход комплекса на окололунную орбиту высотой 110 км с последующим понижением этой высоты до 16 км. Затем следовали проверки систем комплекса и отделение ЛОКа". - http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/znan/12-91/08.html
   

7-62

втянувшийся
админ. бан
да,и казус с "петлей" - это была переделка всего двух эрзац-макетов для пробного полета - в силу недобора массы топлива на ЛК. ты Красильников хоть даже потрудись выяснить - зачем это делалось... там не хватало 10% топлива на ЛК, а на Д был перебор... вот и выкрутились. Но в будущем такого никто не планировал.
   
RU Yuri Krasilnikov #30.07.2006 15:17
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

7-62> да,и казус с "петлей" - это была переделка всего двух эрзац-макетов для пробного полета - в силу недобора массы топлива на ЛК.

Никто их переделывать не собирался. Времени не было. Переделывать как-то собирались уже пилотируемые корабли.


7-62> ты Красильников хоть даже потрудись выяснить - зачем это делалось...

Я-то давно выяснил. А вот когда ты потрудишься не ляпать что попало наобум, а сначала выяснить, что к чему? Да - про "доразгон" ты уже и сам понял, что ты чушь спорол? :)
   

7-62

втянувшийся
админ. бан
Да, Красильников ткнул. Итак ЖРД РД-58 имел тягу свыше... 5т! :):):):)

7-40 привел Афанасьева. Он точнее. Но... еще раз - блок Г не обеспечивал 100% отлетной скорости. Он выводил на высокоэллиптическую орбиту, но не на ту что нужно.
Ну вам же написали люди:
"Далее все маневры на долунной траектории, связанные с ИЗМЕНЕНИЕМ СКОРОСТИ, проводились с помощью ЖРД многократного включения блока «Д» тягой 8,6 тс. "

как видно, блок Г не выдавал нужные м/с. необходимо было довернуть несколько сотен м/с до нужной трассы.

итак, о чем был спор? я утверждал, что блок Д включается трижды: на участке ДОРАЗГОНА, на участке торможения ИСЛ, на участке посадки.

Красильников утверждал, что лишь дважды. Видимо теперь он поменял свое мнение :)
   

7-62

втянувшийся
админ. бан
ага, значит уже Красильников не утверждает, что весь проект должен был летать "так" - с петлей"? похвально :)

мы уже с посадочным радаром разобрались!? :)
   
RU Yuri Krasilnikov #30.07.2006 15:25
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

7-62> Да, Красильников ткнул. Итак ЖРД РД-58 имел тягу свыше... 5т! :):):):)
7-62> 7-40 привел Афанасьева. Он точнее. Но... еще раз - блок Г не обеспечивал 100% отлетной скорости. Он выводил на высокоэллиптическую орбиту, но не на ту что нужно.
7-62> Ну вам же написали люди:
7-62> "Далее все маневры на долунной траектории, связанные с ИЗМЕНЕНИЕМ СКОРОСТИ, проводились с помощью ЖРД многократного включения блока «Д» тягой 8,6 тс. "
7-62> как видно, блок Г не выдавал нужные м/с. необходимо было довернуть несколько сотен м/с до нужной трассы.
7-62> итак, о чем был спор? я утверждал, что блок Д включается трижды: на участке ДОРАЗГОНА, на участке торможения ИСЛ, на участке посадки.
7-62> Красильников утверждал, что лишь дважды. Видимо теперь он поменял свое мнение :)

Прохожий,
1)где это я утверждал, что "лишь дважды"? Только у Луны - минимум трижды: для перехода на орбиту, для понижения перигея и торможения перед посадкой. Плюс корреции траектории по пути.

2) Как из процитированного тобой следует твое утверждение, что "блок Г не выдавал нужные м/с. необходимо было довернуть несколько сотен м/с до нужной трассы"?

PS Да, вот тебе следующая тема для твоей многосерийной опупеи: как украинская ракета разом 18 спутников угробила. На Гинесса определенно тянет...
   
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru