Ученые утверждают, что Человек разумный, т.е. мы, появился на планете где-то 130 тыс. лет назад. С тех пор основным занятием этой особи стало расширение территории своего присутствия. Причем, отхватив в очередной раз кусок той или иной среды, венец природы первым делом милитаризирует его всеми доступными способами. Вот и околоземное пространство уже норовят уместить в планшетке взводного. Процесс этот, к сожалению, необратим. Но так ли страшен черт, как его малюют? Военный космос - это опасно или нет?..
// www.rian.ru
Часть первая
Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Ученые утверждают, что Человек разумный, т.е. мы, появился на планете где-то 130 тыс. лет назад. С тех пор основным занятием этой особи стало расширение территории своего присутствия. Причем, отхватив в очередной раз кусок той или иной среды, венец природы первым делом милитаризирует его всеми доступными способами. Вот и околоземное пространство уже норовят уместить в планшетке взводного. Процесс этот, к сожалению, необратим.
Но так ли страшен черт, как его малюют? Военный космос - это опасно или нет?
Несколько общих фраз
Мертвая, но все равно полезная латынь говорит, что «militaris» - «милитаризм, милитаризация» в широком смысле означает «наращивание военного могущества». Но означенное формируется не только за счет непосредственно вооружений, но и всевозможных обеспечивающих структур. Не знаю, как сегодня, но в советское время в системе военной медицины присутствовала совсем уж маловоенная, но зато большезвездная должность Главного гинеколога Вооруженных сил СССР.
Если задаться вопросом, зачем, собственно, «наращивать», а в итоге сколь себя помним - уничтожать ближнего, то очень скоро приходим к слабоутешительному, но зато простому заключению. В целом идея доисторической драки, мало чем отличается от мотивов сражений, скажем, 60-летней давности. Да и так называемые, вооруженные конфликты наших дней - не исключение.
Если отбросить современную упаковку для любого кровопролития, как-то: борьба с мировым злом и всевозможными «осями», «введение счастья для всех народов», «повсеместное установление демократии» и уж, конечно, «высвобождение человечества из силков глобального терроризма», то проступает исповедуемый еще неандертальцем гранитно-устойчивый триединый принцип. Это, прежде всего, жажда власти, обеспечение постоянно высокого уровня потребления, которое напрямую зависит от размеров контролируемой территории и, наконец, нуждающееся в постоянной подпитке чувство безопасности.
Ну, чем, по большому счету, разнятся побуждения того человека и этого? Один 60 тыс. лет назад, сидя верхом и отчаянно балансируя на предательски скользком бревне, съездил по уху бамбуковой дубинкой своего визави с соседнего острова. А все потому, что ближний этот повадился рыбачить в родной лагуне, да еще пару лучших красоток умыкнул, супостат!
Другой 65 лет назад, командуя в Атлантике легким крейсером «Дорсетшир», вспорол двумя торпедами не пробиваемый доселе английскими снарядами борт легендарного «Бисмарка» - гордости фюрера. А все потому, что обложил бесноватый родные белые утесы «волчьими стаями», да так, что транспорт вот-вот встанет по всему острову. Стонали от стыда, но выпиливали изящные сплетения из цветных металлов, украшавшие ограду монаршей резиденции - артиллерийские взрыватели важнее венценосного забора.
Великий перелом
...Освоившись, таким образом, на океанских просторах, Человек военный основательно взялся за атмосферу. Слегка подправив детище братьев Райт и снабдив его новейшей разработкой в виде «максима», люди быстро сделали самолет незаменимым в военном деле.
И тут нас, как осенило. Год от года возрастающие скорости вкупе с мощной бомбовой нагрузкой не могли не навести на мысль превратить авиацию в средство, которое может в короткий промежуток времени решить исход компании. Иными словами, человечество открыло для себя стратегические вооружения.
В конце 30-х годов СССР стал первой страной, создавшей стратегическую авиацию. Недосягаемый для средств ПВО того времени, тяжелый бомбардировщик ТБ-7 имел потолок современного лайнера 10300 м и мог сбросить на противника 4000 кг бомб. Этот четырехмоторный самолет в 1944 г. «выбомбил» Финляндию из войны, а его последователь, реактивный Ту-4 уже с ядерными бомбами прочно занял свое место в системе стратегических вооружений наряду с баллистическими ракетами наземного и морского базирования.
Вот и настало время говорить о космосе. Еще задолго до того, как первый в мире искусственный объект обернулся вокруг Земли в 1957 г. людская фантазия заполнила заатмосферное пространство оружием. В начале 1898 г. американский астроном Гаррет Сирвисс опубликовал роман под названием «Эдисоновское завоевание Марса». Представляете, за пять с лишним лет до того, как братьям Райт удалось несколько метров протащить по воздуху что-то едва напоминающее самолет, этот фантазер бомбардировками из космоса стер в порошок ненавистный Марс!
К счастью, завоевание околоземного пространства военными реально пошло по несколько другому сценарию.
Чуть-чуть исторической статистики
Четвертого октября 1957 года произошло событие, кардинально изменившее весь ход земной истории. Запуском первого советского ИСЗ был сделан шаг в космос. Вторая важнейшая дата космической эры - 12 апреля 1961 года - день первого космического полета человека - Юрия Гагарина. Началоcь непосредственное проникновение в космос людей. Третье историческое событие освоения космоса связано с первой лунной экспедицией американских астронавтов Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза, совершенной 16 июня 1969 года.
В настоящее время более 120 государств осуществляют космическую деятельность, из них около 20 - ведут её весьма активно. На сегодняшний день вокруг Земли вращается около 700 спутников. Почти полтысячи принадлежат Соединенным штатам и сто - России.
Объективно с середины XX века космическое пространство не могло не стать ареной соперничества двух сверхдержав, стремившихся обеспечить военное превосходство друг над другом. И коль скоро такое соперничество существовало и реально разрабатывались космические программы, то мотивы военного использования космоса присутствовали всегда. В этом нет ничего предосудительного.
Сегодня без широкомасштабного использования ближнего космоса не может обойтись ни одна развитая страна. От управления войсками до эффективной борьбы с пожарами - все обеспечивают орбитальные спутники.
Ясно, что чем большую роль в твоей жизни играет космос, тем больше внимания уделяется этой проблеме, тем интенсивнее становятся меры по его военному использованию. Наглядный пример нарастающего интереса к военной космической составляющей - все те же США.
В конце 80-х годов, с завершением эпохи «холодной войны», в космической политике Америки наметились существенные сдвиги.
Результатом обобщения опыта космического противостояния с СССР и пересмотра подходов к проблемам космоса, стала новая «Космическая политика США», введенная в действие директивой президента PDD-NSC-49/NSTC-8 в сентябре 1996-го.
При этом стремились обеспечить решение следующих задач:
- предупреждение о подготовке и начале противником агрессивных действий;
- недопущение ситуации воспрепятствования США в использовании собственных космических систем и средств или даже попыткам хотя бы заметно снизить их эффективность;
- противодействие использованию противником космоса во враждебных США целях;
- повышение за счет активного применения космических систем оперативных и боевых возможностей американских и союзнических наземных войск вне зависимости от их видовой принадлежности, административной или оперативной подчиненности.
Собственно, речь опять шла о развертывании в космосе системы обеспечения.
Одно дело - размещать в космосе системы связи, разведки, предупреждения о ракетном нападении, навигации, топогеодезии, дистанционного зондирования Земли, метеослужбы, - то, что считается пассивным военным использованием космических средств. Другое дело - развертывать на орбите оружие различных классов: «космос-космос», «космос-поверхность», а также размещать на суше, в воздухе и на море оружие класса «Земля-космос» - противоспутниковое оружие.
События последнего полугода говорят, что все идет именно к последнему. Но самое неприятное состоит в том, что еще совсем недавно и отнюдь не в воспаленном сознании любителя-астронома Земля уже была во власти настоящего космического оружия. Повторить и развить этот «опыт» - лишь дело времени...
(продолжение следует...)