Раз хочется развёрнуто, то отвечу за свои:
971
Основа и корабль номер один океанского флота. Всё умеет, но в разумных масштабах. Если уметь и делать такие корабли, то уже не стыдно жить и не страшно воевать. В принципе это "наше всё" океанского флота с точки зрения реальных боевых возможностей (пойти и грохнуть кого надо, и т.п. риалполитик).
705
Корабль своей эпохи, "холодный воин" (или
cold warrior), но явно опередивший своё время, что не столько похвала создателям, сколько пинки тем кого он "обогнал". По замыслу — подводный истребитель, скорость, маневренность, на порядок меньше экипаж, удивительная автоматизация, всё в малом объёме. В общем, шедевр это, причём не только инженерный, но и военный. А то что было потом — это позор, т.к. получив такую дивную технику флот её вульгарно просрал (иначе бы всё пошло иначе).
949
Тут сразу нужно объяснить разницу во взгляде. Для меня корабль — это часть военной машины, и вот как часть такой машины 949 в сочетании с космическим и воздушным ЦУ воплощает мощнейшую мысль. Нынче прозвана сетецентрической. В этом свете сам 949 видится платформой, обладающей сочетанием таких качеств как малозаметность/скрытность, большая мобильность, и самое важное — базирование на нём 24 мощных ударных ЛА. Этот "strike package" и в своё время обладал способностью гарантированно (насколько это вообще возможно) обеспечить поражение стратегической цели вроде АУГ (тогда носитель кучи ЯО), и, если не забывать о сути идеи или хотябы смотреть как её не забывают другие, продолжает быть не то что перспективным, а главным направлением. Так или иначе, за исключением преданных фанатов крупнокалиберной артиллерии, весь флот воюет в основном с помощью ЛА. Их можно называть КР, ПКР, F, F/A, что угодно, но всё равно это ЛА. У 949 их 24 штуки, мирно ждут своего часа на высокозащищённой малозаметной платформе. Что будет если РАЗВИТЬ эту идею хотябы до уровня сегодняшних возможностей — можно увидеть на своеобразном примере Огайо. Эти 4 корабля — самое умное что на сегодня плавает, не смотря на возраст железа. И при этом 949 — их исторический предшественник. Но, увы, похоже что не по сеньке шапка..
ТАВКРы 1123 — 11434
Это в принципе близкая идея, но в виде надводного корабля со своими плюсами и минусами. Правильный палубный самолёт, очевидно, так и не прилетел до сих пор. ТАВКР мог бы нести похожую на (но отличную от) 949 группу разных ЛА, и быть более универсальным. Плюсом является сама надводность — он может висеть над душой, что полезно для политики (а это тоже война или польза государству). В утомительном до невыносимости сравнении с авианосцами положительными (и отличительными, потому они и в списке) свойствами ТАВКР на той войне видятся: ударные ЛА в виде статистически неотразимых ПКР с ЯБЧ, относительно малые массогабариты, а значит и относительная простота и массовость. Нужно помнить что это крейсер. Трагедия в том что тогда не получился маленький самолёт, но он похоже получится-таки довольно скоро, уже у других. Ещё ему нужна была бы ЯЭУ, что судя по новостям тоже может получиться у других довольно скоро. Неприятно что отличные идеи воплощаются кем-то другим.
десантные корабли на воздушной подушке до 1232 включительно
Ну, тут и писать особо нечего. Чем быстрее едет, тем целее будет. Простой и сильный замысел. Насчёт цены и т.п. — это всё стоны не в кассу, то другая страна была и другое время, и это нужно помнить, заставлять себя чувствовать эту разницу.
малые ракетные корбли до 1239 включительно
На западе их критикуют за недостаточную мореходность и "перевооружённость"
Мне эти качества в сочетании видятся как очень удачное решение: массовый, небольшой и быстрый корабль представляет реальную угрозу целой группе крупных НК вроде корабельных ударных групп, десантных кораблей. Лучше может быть дизелюхи, но за гораздо большие деньги. Эти корабли, как и в случае с 949 — крайне удачные платформы для группы ударных ЛА, но для малых театров. И таких кораблей можно иметь много за малые деньги. Одно это уже стоит включения в список.
В общем, за исключением особого случая 971, лучшими видятся перечисленные корабли, воплощающие в себе суворовские принципы наступления, напора и маневра, а не "проклятого дефенсива"(с)он; а также координированных действий всей военной машины, например космических средств и носителей тактических ЛА. К сожалению, не все (особенно развесистые фуражки) хотят видеть дальше примитивных дуэльных ситуаций и сравнений: самолёт-самолёт, корабль-корабль, самолёт-корабль, и т.п. А авторы перечисленных вещей видели, и если бы случилось им воевать, то неумеренно консервативные мозги как обычно прочистились бы постфактум, потому что война и тогда и сейчас не является совокупностью дуэлей боевых машин, а дуэлью двух СИСТЕМ, т.е. двух "военных машин". Я так думаю.
Чего нет в списке: 11435 и 1144/1164, эсминцев а-ля 956 и т.п. Я думаю что это продукты "адмиральского дизайна": слепого переиздания старых или копирования чужих идей, типа "не мудрите, сделайте как у американцев". Закрывая глаза на личные симпатии к отдельным проектам, видно что как часть системы эти проекты мягко говоря неоптимальны. Ворошить прошлое наверное не надо, но всё же развытый до технологического максимума 1123 стоил бы очень и очень многих 956. Его бы "обжать", убрать лишнее (торпеды, пушки крупнее 30мм) заменить все ПУ на УВПУ, дать ему ЯЭУ, и получился бы крейсер УРО с целой бандой авиации ПЛО/ДРЛО на одной платформе для действий в океане. Если около него (или пары таких в районе) динамически висят 949, то на войне эта маленькая группа отработала бы лучше 1144/1164/956 в любых сочетаниях: ударные ЛА на 949 в большей безопасности под водой и вдали от глаз, чем на 1144/1164, и иметь над водой узел связи, ЦУ и ПВО в виде крупного НК — выгодно для применения 949. И деньги прикинуть тут совсем нетрудно — не в пользу отсутствующих в моём списке.