Когда говорят о БЛА, то думают о 6-м поколении, никак не связанном с пилотируемыми ЛА поколения 5.
Действительно, от ПАК ФА до БЛА – дистанция огромного размера. Это пропасть, которую копаем мы сами.
Между тем, переход от 5-го поколения к 6-му может быть плавным и незаметным - таким, что его можно устроить в одной машине безо всякой переделки, т.е. конвертировать поколение-5 в 6-е и обратно на ходу.
Делается это очень просто: строим универсальный водоплавающий СВВП-модуль с УВТ грузоподъёмностью 1-2 тонны, напоминающий по внешнему виду
Х-47, и только меняем его оснащение по потребности: истребитель, штурмовик, бомбёр, постановщик помех, разведчик, БРЛС, БЦВМ, «камикадзе» и др.
По основному назначению это будет БЛА 6-го поколения, который легко конвертируется в пилотируемый СВВП поколения-5. Для этого вместо 0,5-1,0 тонны полезного груза устанавливают кабину и все системы жизнеобеспечения пилотируемого самолёта, плюс средства связи, а на оставшееся место - несколько ракет для самообороны.
Для чего это нужно? – Если коротко, то основных причин три:
1. Для сбережения жизни пилота, который в ближайшие 5-10 лет останется лидером группы БЛА.
2. Для обучения БЦВМ модульного комплекса.
3. Для экономической эффективности замены крупной серии ЛА 5-го поколения 6-м.
Теперь подробнее:
1. Представим себе, что авиационный комплекс 5-го поколения нормальной взлётной массой 100 тонн составлен из 10-и однотипных по внешнему виду БЛА, которыми управляет пилотируемый лидер – командир комплекса.
Пилотируемый лидер группы – самое уязвимое звено комплекса, и если его собьют, то комплекс рассыплется.
Стало быть, пилотируемая человеком машина (поколение-5) не должна выделяться на фоне своего эскорта – БЛА 6-го поколения. А если лидер по каким-то признакам отличается от ведомых БЛА (например, остеклением кабины), то тогда и все БЛА должны быть закамуфлированы под лидера, т.е. нужно нарисовать кабины на каждом из них.
2. Для программирования БЦВМ беспилотного модульного комплекса применяют методику, испытанную во время «обучения» космического челнока «Буран».
Известно, что программирование сложных авиационных систем отнимает очень много времени, а его стоимость достигает 30% цены самого железа, поэтому для обучения «Бурана» полётам в беспилотном варианте применили программирование «наоборот» - записали в память ЭВМ все действия пилота (космонавт И.П. Волк) во время реальных испытательных полётов, а наработанные алгоритмы применили для схода с орбиты и посадки челнока
в автоматическом режиме.
То же самое можно сделать для сколачивания группы модулей комплекса «МАРК» - записать в память БЦВМ алгоритмы действий группы пилотируемых ЛА в различных условиях боевых действий, а наработанные шаблоны использовать для программирования беспилотных машин, которые приобретут способность принятия самостоятельных решений по заложенным в память аналогиям, в том числе в условиях радиопомех.
И вообще, опыт взаимодействия самолётов в группе нужно постоянно накапливать и обобщать, чтобы потом обновлять программы беспилотников.
После замены экипажей блоками программного обеспечения 5-е поколение незаметно превратится в беспилотное 6-е, а на освободившееся от кабины место можно будет загрузить дополнительное топливо или оружие.
3. Известно, что инвестиции в авиационные проекты начинают окупаться после продажи 100-й машины. Чем больше будет построено и продано самолётов, тем выше коммерческий успех всего проекта. В этом отношении программа ПАК ФА заведомо убыточна.
Многофункциональность, гибкость перестроения и высокая адаптируемость модульного комплекса к различным географическим и оперативно-тактическим условиям ведения боевых действий повлекут крупносерийное производство пилотируемых машин (модулей) для ВВС РФ и на экспорт, которые совсем необязательно терять в момент перехода на 6-е поколение.
Массовый переход с пилотируемых СВВП к БЛА 6-го поколения состоится после наработки алгоритмов действий БЛА в группе, т.е. не ранее, чем через 5 лет после запуска пилотируемых машин в серию, которых к моменту соединения в комплексы будет насчитываться многие тысячи штук.
Экономически невыгодно списывать такое количество новых машин, поэтому смена пилотируемого поколения на беспилотное должна быть заложена в конструкцию машины изначально.