В своё время здесь шла кипучая дискуссия о дорожных взлётно-посадочных участках. Нет никаких сомнений. Они были. У нас в Польше в первый раз садились в 1965 г. на МиГ-17 на участке "Клиниска" 8 км восточнее г. Щецин. Тогда это был эксперимент. В качестве ВПП использовалась одна полоса автострады шириной примерно в 12 м. В 1980-е гг. обе полосы слили и образовали одну шириной в 16 м. Длина - 2100 м.
Одновременно на уровне ОВД были определены нормативы по классификации участков и принято решение о их строительстве в ПНР, СССР, ЧССР, ГДР. В ПНР до 1990 г. построили всего 21, из того как минимум 3 регулярно использовались. Например наш полк до 1989 г. не имел своего оперативного аэродрома и в его качестве использовал именно такой участок ("Клиниска").
С 1966 г. начали регулярно два раза в год (в мае и сентябре) организовать полёты всех частей ВВС, ПВО и ВМФ ВС ПНР на МиГ-17, МиГ-21, Су-17, МиГ-23, МиГ-29, ТС-11, Ан-2, Ан-26, Ми-8...
Нормативы классификации дорожных взлётно-посадочных участков (ДВПУ):
ДВПУ I класса - ВПП 2500х20 м, общая ширина - 50 м
ДВПУ II класса - ВПП 2000х16 м, общая ширина - 40 м
ДВПУ III класса - ВПП 2200х12 м, общая ширина - 18 м (затем 30 м)
По поводу обеспечения.
На 4-5 дней до начала учений, на участок выезжала команда в составе части сил и средств АП, ОБСиРТО, ОБАТО. Дорогу закрывали, выставляли посты охраны.
Развёртывались следующие средства обеспечения:
1) на автомашинах (в скобках количество автомашин):
- ДПРМ: ПАР-8сс, Р-831, АРП-6 (3 шт.);
- БПРМ: ПАР-8сс (1 шт.);
- прожекторная группа АПМ-90 (3 шт.) - только когда садились ночью;
- комплект СТС "Луч-2" (1 шт.);
- аварийная группа: кран + ? (2 шт.);
- метеогруппа (2 шт.);
- командная р/с Р-845 (1 шт.);
- СКП SSD-2 (1 шт.);
- узел связи (2 шт.);
- ПУ ИАС: SSD-2 + Р-849 (2 шт.);
- группа ОК и фотогруппа (2 шт.);
- Л-71 (1 шт.);
- ЭСД (2-4 автоприцепа);
- АПА-5Д (4 шт.);
- УГЗС-131К (1 шт.);
- УГЗС-131В (1 шт.);
- УГЗС-131А (1 шт.);
- УПГ-300 (1 шт.);
- ТЗ различных типов (8-10 шт.);
- грузовики общего назначения (10-15 шт.), в том числе с АСП;
- командирский легковой автомобиль (1 шт.);
- штабной автобус (2 шт.);
- УАЗ-469Б (2-3 шт.);
- санитарка (1 шт.).
и ещё что-то, не помню...
2) в палатках:
- караульное помещение;
- помещение ДЧ;
- ПУ АТО;
- 3 буфета;
- клуб;
- пункт интендантского обеспечения;
- место отдыха ИТС.
и ещё что-то, не помню...
Район полётов находился под постоянным радиолокационным контролем.
За день до начала учений выполняли облёт системы посадки (в сумерках, чтоб одновременно проверить работу СТС).
Садились, как правило, двумя или тремя парами, роспуск с интервалами 30 с, заход разворотом на 70 градусов. Зарулили, заправили, подвесили АСП, одним словом восстановили боеготовность и обратно - уход на задание (перехват, в/бой, полигон).
В ГДР привода были развёрнуты постоянно. Ведь они находились в I стратегическом эшелоне.
В военное время при выводе полка из-под удара передовая команда принимала бы самолёты и восстанавливала их боеготовность до момента прибытия основных сил (I и II эшелонов земного обеспечения).
"Полное единодушие во взглядах возможно лишь на кладбище" (И.В. Сталин)
Это сообщение редактировалось 10.02.2007 в 21:33