Klim> Селезнёв скромный, душевный человек, грамотный лётчик.
ЛЮДИ ПЫТЛИВОЙ МЫСЛИ
Как-то в начале учебного года довелось вести разговор с летчиками-истребителями эскадрильи: почему никто из них не взялся разработать и внедрить хотя бы одно рацпредложение? Такой вопрос несколько удивил авиаторов.
- Что можно придумать и усовершенствовать на самолете? Без инженеров-конструкторов мы не имеем права ничего изменять.
Для людей, заботящихся о дальнейшем улучшении методов эксплуатации авиатехники, повышения качества летной подготовки авиаторов, боеготовности, для людей творческой мысли - поле деятельности огромное. Темы рацпредложений подсказывает сама жизнь.
Гвардейцы майор А. Незнанов и капитан А. Селезнев готовились к выполнению задания. Пока летчики производили внешний осмотр машин, в это время оборудование обоих самолетов находилось под током, как образно выражаются авиаторы, - под раскруткой. Дело в том, что в оборудовании много гироскопов и, чтобы они набрали нужные обороты, «устоялись», - необходимо время.
До вылета остались считанные минуты. Летчики начали занимать места в кабинах. И тут выяснилось, что на самолете командира звена в процессе раскрутки приборов произошло падение напряжения, об этом красноречиво сигнализировало табло в кабине. Коль произошло падение напряжения, значит сработала автоматика, и такой один из важнейших приборов, как инерционная курсовая вертикаль, выключился. Весь процесс раскрутки надо начинать снова. А это время. Как итог — пара опоздала с вылетом.
Когда закончились полеты, командир звена Незнанов подошел к своему подчиненному Селезневу.
- Надо что-то придумать: такое не должно повторяться, - сказал Незнанов.
Он хорошо знал своего подчиненного, и именно как человека творческой мысли.
- Подумаю, - твердо сказал Александр.
Подумал, а вскоре предложил свое изобретение, которое назвал просто «сигнализатор». Он устанавливается на распределительную колонку на стоянке. Как только напряжение падает, срабатывают звуковая и световая сигнализации. Любой специалист, находящийся поблизости, сразу же принимает меры. Таким образом, когда приборы самолета находятся под раскруткой, не обязательно кому-то сидеть в кабине и смотреть за напряжением. Техник в это время может заниматься своими делами возле самолета. И если напряжение в цепи упадет, его об этом известит сигнализатор. А дальше он знает, как действовать.
Или такой пример. Запуск двигателей производили на стоянке, где нет электроколонок. Запускали от аэродромного передвижного электроагрегата (АПА). Время поджимало. Взлет должен быть парой, А этот пусковой электроагрегат всего лишь один. Вначале командир звена Незнаков запустил двигатель самолета, потом - его ведомый Селезнев. Едва успели в свое время взлететь.
Снова задумались авиаторы а нельзя ли и здесь кое-что усовершенствовать? Александр Селезнев вместе с Анатолием Незнановым детально изучил электросхему АПА, а схему самолета, особенно систему запуска, он хорошо знал, В итоге родилось новое рацпредложение - один АПА обеспечивает запуск одновременно двух самолетов. Нетрудно представить себе, какой здесь выигрыш: и в боеготовности, и в сохранении моторесурса передвижного электроагрегата.
Последнее изобретение Александра Селезнева - это электрифицированная кабина самолета, предназначенная для отработки летчиками на земле особых случаев в полете. Если раньше на контроле готовности командир полка или эскадрильи ставил авиaтopy вводную, и тот с указкой в руке показывал на оборудование кабины, нарисованной на фанерном щите, то сейчас это все выглядит поиному. Летчик действует, переключает, нажимает. Автоматика срабатывает, и, если ответил правильно, выставляется оценка.
Этот стенд-кабина работает в двух режимах. Первый - во время контроля готовности летчиков к полетам, когда авиатору задаются вводные, и он их должен мгновенно решать. Так и называется: «режим контроля».
А второй - «режим обучения». Его можно использовать в процессе предварительной подготовки летчиков к полетам.
Думается, комментарии здесь излишни. Подобная автоматизация материально-технической базы способствует повышению качества подготовки авиаторов к полетам. А всем известно, что успех в воздухе закладывается на земле.
Вот так только один летчиц гвардии капитан Александр Селезнев за зимний период обучения разработал и внедрил три нужных рационализаторских предложения, которые помогают летчикам лучше готовиться к полетам, сокращают сроки подготовки самолетов к вылету.
Майор В. БАСОК.
Это сообщение редактировалось 26.03.2007 в 21:42