Испытания мечты.
В Японии создан один из самых странных в мире летательных аппаратов. Скорее всего, он останется в истории авиации курьезом. Но, возможно, поможет авиаконструкторам со свежей точки зрения взглянуть на проблему сверхдоступного воздушного транспортного средства.
Бочонок из стеклопластика
Проект под названием OpenSky ("Открытое небо") с 2003 года развивает художник Кацухико Хачия. Японский новатор решил довести до абсолюта понятие "персональный летательный аппарат". Казалось бы, они уже давно существуют. Есть и мотодельтапланы, и парапланы, и даже ракетные ранцы, с помощью которых немногочисленные смельчаки летают аж с конца 1950-х. Но ни один из этих вариантов японца не устраивал. Либо характеристики аппаратов оказывались скромными, либо цена - высокой. Кацухико же мечтал сделать полеты действительно доступными массам. Поэтому японец решил строить реактивный планер.
В нем нет никакой кабины - это простой бочонок из стеклопластика, внутри которого находится крошечный турбореактивный движок и пара крыльев. Имеется также колесо, расположенное под центром тяжести аппарата, и небольшая передняя лыжа. Пилот лежит на этом сооружении сверху, на животе, и держится за две ручки управления, выгнутые над головой человека в некоем подобии защитных дуг.
Послание профессионалам
Самолет OpenSky уже благополучно испытан. Здесь художник, имеющий образование в области дизайна, а никак не аэродинамики, пошел опытным путем. Сначала он и его соратники строили маленькие модельки планеров, кончики крыльев которых были выгнуты и так, и эдак. Их запускали с руки - посмотреть, как полетит. Потом перешли к более крупным моделям.
Затем построили масштабный прототип OpenSky, снабдили его моторчиком от авиа-модели и радиоуправлением. Потом пришла очередь полномасштабных прототипов.
На последней версии аппарата друзья уже отважились летать сами. Правда, до полета с двигателем испытания еще не дошли - пока японские умельцы лишь запускали OpenSky в небо при помощи мощной резинки. Но пилот, распластавшийся на борту машины, прекрасно ею управлял.
Аппарат очень легок и может поднимать в воздух только весьма некрупного человека. Впрочем, в планах Хачии создание следующей версии этого самолета, с еще лучшими данными.
Скорее всего, OpenSky останется в истории авиации курьезом. Но нельзя отрицать, что он крайне эффективен для аппарата, построенного непрофессионалами. Это можно считать посланием в адрес авиаконструкторов - люди продолжают мечтать о сверхдоступном воздушном транспортном средстве.