[image]

Спуск с орбиты и теплозащита КА

траектории спуска, влияние АК, абляционная теплозащита, плитка и всё-всё-всё
 
1 2 3 4 5 6 7 20

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
абляция космос RCC теплопоток вход в атмосферу торможение в атмосфере аэродинамический нагрев теплозащита плитка
Топик обо всём, связанном с возвращением с орбиты и теплозащитой - от коридора входа и управления КА на спуске до плиток ТЗП а-ля шаттл и абляционной защиты.

Есть у кого конкретная информация о ТЗП "Союзов", вообще абляционке летавших кораблей? Очень желательно - с фото, схемами, разрезами.

Также любопытна радиационная защита "Меркуриев".
   
+
+1
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

на Меркуриях сроду не было радиационной защиты, только абляционная. Одно время хотели поставить теплопоглощающую из бериллия, но вовремя передумали.

ЗЫ фото теплозащиты Восхода в разрезе:
Прикреплённые файлы:
srez.jpg (скачать) [614x461, 59 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Mathieus> на Меркуриях сроду не было радиационной защиты, только абляционная.

А мне вот такая фраза где-то попадалась:

""Меркурий":Внешняя поверхность — теплозащита излучающего типа — выполнена из никелевого жаропрочного сплава Непе-41 толщиной 0,4 мм, между ним и титаном проложена теплоизоляция из керамических волокон. Теплозащитный экран на широком днище конуса — лобовом при посадке — многослойный стеклопластик."

С одной стороны - стеклопластик, то бишь абляция, с другой - битым словом говорится об излучающей защите. Не пойми, чему верить в такой хрени...

>Одно время хотели поставить теплопоглощающую из бериллия, но вовремя передумали.

Поглощающую?! Убиться...
Конечно, суборбитальник, тепловые нагрузки чуть поменее, но всё же поглощающая - ИМХО, маразм.

Mathieus> ЗЫ фото теплозащиты Восхода в разрезе:

Спасибо, очень интересно!
Правда, очень трудно понять, что есть что :)
И откуда дровишки? Там еще есть? :)
   
RU Dem_anywhere #10.06.2007 01:29
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал

Fakir> С одной стороны - стеклопластик, то бишь абляция, с другой - битым словом говорится об излучающей защите. Не пойми, чему верить в такой хрени...
Именно что - с одной стороны корабля одно, а с другой - другое :)
   
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

Mathieus>> ЗЫ фото теплозащиты Восхода в разрезе:
Fakir> Спасибо, очень интересно!
Fakir> Правда, очень трудно понять, что есть что :)
Fakir> И откуда дровишки? Там еще есть? :)

Это я в музее РКК сфотографировал. Там у одного "шарика" пропилили такую полосу в ТЗП. Сверху - собственно поверхность аппарата, на ней лежат загадочные ячейки со смолой (?) и потом сам (?) аблирующий материал. Вот так вот нетривиально.
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Mathieus> Это я в музее РКК сфотографировал. Там у одного "шарика" пропилили такую полосу в ТЗП.

А более высокое разрешение есть? :) А опубликовать разрешите? :)

Mathieus> Сверху - собственно поверхность аппарата,
Mathieus> на ней лежат загадочные ячейки со смолой (?)

А чего в них загадочного? :) Обычная теплоизоляция. Это классическая схема - сверху абляционная защита, ниже - сотовая изоляция для предотвращения прогрева конструкции. На "Венерах" было так же.

Непонятно только - нафига там смола?! По идее, сотовая теплоизоляция скорее "пустой" должна быть.
Впрочем, если шарик был летавший... (кстати, а он был летавший?) Может, продукты разложения аблирующего слоя заполнили соты?

Mathieus>и потом сам (?) аблирующий материал. Вот так вот нетривиально.

Да, наверняка сам материал. Только не думаю, что это прямо уж нетривиально :)
   
+
+1
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

там все шарики летавшие. Фото с распилом сделано на светлой (необгоревшей) части одного из СА. Вот еще: ободрана ТЗП и видны нижние сотопанели со "смолой"

ЗЫ Полномерные снимки как-нибудь в другой раз
Прикреплённые файлы:
voshod.jpg (скачать) [614x461, 48 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 10.06.2007 в 15:02
+
-
edit
 

Fаkir

литератор
Mathieus> там все шарики летавшие. Фото с распилом сделано на светлой (необгоревшей) части одного из СА.

А разве у Востоков ТЗП совершенно одинаковая со всех сторон?

Mathieus> Вот еще: ободрана ТЗП и видны нижние сотопанели со "смолой"

Да, по этой фотке трудно что-то понять... С какой стороны он обгорал, что за "смола"...

Mathieus> ЗЫ Полномерные снимки как-нибудь в другой раз

А когда, кстати?
И что насчёт разрешения на публикацию? :) Если можно - в течение недели полномерные?
   
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

>А разве у Востоков ТЗП совершенно одинаковая со всех сторон?

А как еще? СА Востока - это идеальный шар, покрытый теплозащитой. У него нет выделенных направлений.

>А когда, кстати?
>И что насчёт разрешения на публикацию? Если можно - в течение недели полномерные?

"Но зачем, Холмс ?!?"
Какая еще публикация, где, куда?
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
>>А разве у Востоков ТЗП совершенно одинаковая со всех сторон?
Mathieus> А как еще? СА Востока - это идеальный шар, покрытый теплозащитой. У него нет выделенных направлений.

Это как посмотреть. Центр давления с центром масс у него не совпадает - как ЕМНИП, так и по логике вещей, чтобы обеспечить нужное направление действия перегрузок. Так что выделенное вполне себе есть.

Mathieus> "Но зачем, Холмс ?!?"
Mathieus> Какая еще публикация, где, куда?

Да так, научпоп в одном полупопсовом журнальчике.
   
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Спасибо! :)
А как ссылаться? Можно на мыло :)
   
+
-
edit
 

timochka

опытный

Fakir> А чего в них загадочного? :) Обычная теплоизоляция. Это классическая схема - сверху абляционная защита, ниже - сотовая изоляция для предотвращения прогрева конструкции. На "Венерах" было так же.
Fakir> Непонятно только - нафига там смола?! По идее, сотовая теплоизоляция скорее "пустой" должна быть.
Fakir> Впрочем, если шарик был летавший... (кстати, а он был летавший?) Может, продукты разложения аблирующего слоя заполнили соты?

Смола там абсолютно штатная. У нас всегда соты были проклеены смолой. Только я не понял, какие там соты. Бывают двух видов: из бумажной ленты (делают соты как гофры у картона), из бумажной массы (выклеиваются на форме). Вторые прочнее и тяжелее, но технологически проще.
На носу самолетов обычно сделаны по второй технологии.

На фото не очень понятно какие именно соты стоят на СА.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А какой смысл проклеивать смолой теплоизолирующие соты?
И что-то сомнительно мне, чтобы там была бумага...
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Джентльмны, а про ТЗП СА Аполлонов кто-нибудь знает?
Тефлон они, часом, не там использовали?
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Спасибо Тико за ссылки на материалы по ТЗП Аполлонов:


по последней ссылке - любопытное фото, где видна конструкция ТЗП. Интересно, что собственно аблирующее вещество там, похоже, применено в чистом виде, а не в составе композита - прочность обеспечивается металлической конструкцией.


Хм, со ссылками на доки какая-то ботва вышла... См. в посте Тико:
FAQ по программе Аполлон [Tico#18.06.07 13:41]
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Фото обгорелого Аполлона:

http://astronomy.neatherd.org/Museums 03/Apollo 10 heat shield.jpg [not image]
Подготовка щита МЕР-а:


Ровер осматривает кусок ТЗП, сброшенной в процессе посадки:

   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А вот к вопросу о ТЗП Меркуриев:



"The first Mercury spacecraft used a blunt body design and a heat sink, but later versions used the blunt body design and an ablative surface."
   
+
-
edit
 

timochka

опытный

Fakir> А какой смысл проклеивать смолой теплоизолирующие соты?
Устойчивость бумаги повышать (механическую), или как связующее если там бумажная масса.
Fakir> И что-то сомнительно мне, чтобы там была бумага...
Второй вариант бумажная масса, но это сильно тяжелее.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Стоп, вы уверены, что говорите именно об абляционной теплозащите? Причём там вообще бумага?

Хотя что касается сот - меня сейчас смущает тот факт, что американцы ТЗП Аполлонов выполняли как раз в виде алюминиевых сот, заполненных фенольными смолами (в одном из отчётов, на к-е давал ссылку Тико есть фото - мужик из специального пистолета заполняет эти соты). Правда, не совсем понятно - чем покрывались (если покрывались) сверху эти соты.

Неужели и у нас на Востоках соты - часть аблирующего слоя, а не теплоизоляция? Впрочем, если шарик летавший - то скорее именно теплоизоляция, по логике вещей...

Кстати, джентльмены, а про ТЗП Союзов знает кто-нибудь - что, как?
   
RU Dem_anywhere #19.06.2007 22:15
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал

> Стоп, вы уверены, что говорите именно об абляционной теплозащите? Причём там вообще бумага?
А чем бумага в качестве таковой плоха?
От ТЗП требуется 1) низкая теплопроводность 2) высокое теплопоглощение 3) механическая прочность 4) малая масса.
Всего этого у бумаги хватает. Даже у необработанной - никогда не пробовал книжку жечь не вороша?
   
+
-
edit
 

timochka

опытный

Fakir> Стоп, вы уверены, что говорите именно об абляционной теплозащите? Причём там вообще бумага?

Я говорю про теплозащиту Восхода на фото сверху. Там под аблирующим слоем ясно видны соты.

Fakir> Неужели и у нас на Востоках соты - часть аблирующего слоя, а не теплоизоляция? Впрочем, если шарик летавший - то скорее именно теплоизоляция, по логике вещей...

Соты конечно теплоизоляция, ни как не аблирующий слой. Для абляции слой должен быть сплошным, а соты же пустые внутри.
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Стоп, вы уверены, что говорите именно об абляционной теплозащите? Причём там вообще бумага?
timochka> Я говорю про теплозащиту Восхода на фото сверху. Там под аблирующим слоем ясно видны соты.

Стоп! Сто-оп!!! :F
Бумага тут причём?! ЖР

Fakir>> Неужели и у нас на Востоках соты - часть аблирующего слоя, а не теплоизоляция? Впрочем, если шарик летавший - то скорее именно теплоизоляция, по логике вещей...
timochka> Соты конечно теплоизоляция, ни как не аблирующий слой. Для абляции слой должен быть сплошным, а соты же пустые внутри.

О блин, я уж совсем нихрена не понимаюж ЖР
А выше вы писали, что "Смола там абсолютно штатная. У нас всегда соты были проклеены смолой.".
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Кстати, попалось на глаза вот такое интересное утверждение (из совершенно непромеренного источника - Вики) - якобы на шаттлах, чтобы снять с плиток и обшивки накопленное за время спуска тепло, после посадки подключают шаттл к какой-то системе охлаждения, прокачивавая хладагент ЖР
Кто-нибудь в курсе - это правда или из пальца высосано?
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+1
-
edit
 
1 2 3 4 5 6 7 20

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru