Петя, мы кидали звеньями, залпом по 4, кажись, офаба-пятисотки на опорные пункты.
Справа по ходу метрах в 500 сидел Брежнев с боярами, нам сказали, если наепнете, пипец, хоть не возвращайтесь....
А вот и рассказик мой про то славное время.
В 1981 году решено было провести крупномасштабные маневры «Запад-81», не имевшие аналогов за всю послевоенную историю. Дело в том, что ранее при проведении учений к реальной работе с боевой стрельбой привлекали максимум соединение с силами усиления.
Территориально маневры захватывали огромное пространство на западе Европейской части СССР (ныне территории России, Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии). По замыслу маневров, привлекались силы и средства стран-участниц ОВД, всех видов ВС СССР.
Параллельно с ними проходили КШУ различного уровня.
Непосредственно в маневрах предполагалось задействовать общевойсковую армию БВО (более 100 000 человек) с частями усиления. Предполагалось проверить взаимодействие войск на поле боя, эффективность новой техники и вооружений с работой полным боекомплектом по разведанным целям.
Одним из ключевых эпизодов маневров была отработка методики прорыва глубоко эшелонированной обороны противника шириной 16 км с последующим вводом в прорыв танковых частей для рассечения противостоящей группировки.
Все это стало известно потом, а нам, 806 апиб
(Су-17М2), была поставлена конкретная задача: обеспечить подавление опорных пунктов «противника» путем нанесения бомбовых ударов в полосе прорыва.
Сразу предупредили, реально к моменту подхода на полигон полосу прорыва будут обрабатывать в течение 1, 5 часов артиллерийские части (около 1000 орудий и минометов крупных калибров, реактивных систем залпового огня), будет выпушено более 130 000 тысяч снарядов, мин и ракет, видимость будет затруднена, поэтому надо выполнить тщательную привязку заданных целей для их надежного выявления и поражения.
Работать предполагалось ОФАБ-500, по 4 шт. на самолет, сброс звеньями залпом.
Предусматривалось далее выполнение задач по огневой поддержке наших наступающих войск, обеспечению переправ через реки, подавлению противника при высадке наших воздушных десантов.
Но главным, ключевым эпизодом являлся прорыв обороны, за которым наблюдали МО, ГШ, вся военная верхушка ОВД.
Для подготовки к маневрам за 1, 5 месяца перебазировались на аэродром Даугавпилс и начали практически отрабатывать эпизод за эпизодом, в основном полковыми вылетами (46-48 самолетов). Шлифовали все серьезно.
Были и сбои. Как-то пошли на основной полигон под Минском, по заданию предусматривалось выполнить два прохода по своим целям, все по плану, выполнили.
Командир полка говорит - еще заход!
Штурман – домой надо, остаток поджимает!
Комполка – заход!
Ладно, сделали.
Комполка – еще заход!
Штурман – надо уходить!
Комполка – заход!
Тут народ начал шевелить мозгами, :что же делать, что там за замысел такой? Лететь назад далековато, запасные не рядом, остатки на пределе, штурман прав, были в боевом расчете 6 человек с 3-м классом, а в Литве погодка была облачная….
Сделали еще заход и пошли домой.
Как и предполагалось, началась борьба за выживание. В районе аэродрома кучевка 8-10 баллов, верх 600, низ 150, видимость хорошая, но в воздухе орава хлопцев с пустыми баками. Поневоле научишься ходить в облаках и садиться парой.
Прижимались парочки друг к дружке не по-детски, группа руководства полетами поняла, что своими высказываниями только мешает, РП давал только «…шаю».
Ну, понервничали немного, почти все сели с аварийными остатками, кое-кто почти сухой. Прошел к тому же дождь, полоса мокрая, но все постарались не задерживаться на ВПП, пробег без парашюта.
Итог, все на земле, ребята с 3-м классом молодцы, у одного только выкатывание по прямой на 20 м, без повреждений, вытащили быстро.
Стоим, курим, командир дает указания, обмениваемся впечатлениями.
К нам бежит штурман (они с КП однокашники), с размаху бросает ЗШ об бетон и орет командиру: «Ты что, меня хочешь в тюрьму загнать!!!»
Тот его обнял и говорит, да ладно, учту, прости, ну с кем не бывает?
Настал день главного удара.
Пришли на полигон по плану, километров с 15 уже видно было, что там творится кромешный ад. Пыль и дым стояли до высоты 500-600м, в глубине то и дело появлялись вспышки взрывов. Заход один, второго не будет, все строго по времени, поэтому все внимание на выдерживание режима и поиск цели. Видимости вперед никакой, только непосредственно перед собой. Вышли на цели практически на ощупь по дорожкам-тропинкам-озерцам, высота 200, скорость 900, сброс и вывод. Самолет сразу вспухает, я резковато потянул, он аж задрожал, выровняли строй, ушли на безопасную высоту и на точку.
Мелькнула мысль, если чего, катапультируешься, маневры никто останавливать не будет, будешь бегать от воронки к воронке, прятаться от снарядов и бомб – экстрим обеспечен! :
Дальше отыграли все эпизоды, без особых проблем, получили благодарность в приказе.