ОТ "ГОРШКОВА" - К "ВИКРАМАДИТЬЯ"
НОВЫЙ АВИАНОСЕЦ ВОЙДЕТ В БОЕВОЙ СОСТАВ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ ИНДИИ В 2008 ГОДУ
Сейчас на производственном объединении "Севмаш" полным ходом ведутся работы по ремонту, модернизации и переоборудованию авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". К 2008 г. он должен стать настоящим авианосцем и пополнить корабельный состав ВМС Индии, где будет самой крупной боевой единицей.
Индийские военные моряки заинтересовались российским ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" давно. Первое знакомство представителей ВМС Индии с крейсером проекта 11434 произошло в середине 1990-х гг. Первоначально индийская сторона предполагала купить корабль и базировать на нем самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) "Си Харриер" английского производства. Тогда передача ТАВКР планировалась в два этапа. На первом российская сторона производила только ремонт, индийская - эксплуатировала его с СВВП. В дальнейшем, на втором этапе, предполагались ремонт и переоборудование крейсера под "традиционные" самолеты, взлетающие с трамплина и совершающие посадку на аэрофинишер.
ПЕРЕГОВОРЫ О ПРОДАЖЕ
Вопрос о продаже Индии "Адмирала Горшкова" и последующем его переоборудовании в авианосец был практически решен в конце 1990-х гг. Как заявил один из адмиралов Главного штаба ВМФ, этот ТАВКР - прекрасный корабль, но у нас нет средств, чтобы его модернизировать, возвратить в боевой строй Российского флота полноценной единицей. В результате он был передан Индии в дар с условием оплаты ремонта и переоборудования. Переговоры длились долго. Корабль терял "товарный вид", он стоял несколько лет на верфи судоремонтного завода под Мурманском. В декабре 1998 г., после визита в Индию премьер-министра РФ Евгения Примакова, были подписаны соглашение о реализации программы военно-технического сотрудничества до 2010 г. и меморандум о взаимопонимании, касающийся бесплатной передачи ВМС Индии "Адмирала Горшкова".
Однако ясности относительно типа самолетов, которые будут на нем базироваться, еще не было. В Дели так ничего и не решили относительно оснащения будущего индийского авианосца МиГ-29К, в дальнейшем не исключалась возможность вооружения корабля палубным вариантом истребителя Су-27.
Российская сторона, согласившись на продажу "Адмирала Горшкова", настаивала на том, что на авианосце должны базироваться непременно российские палубные истребители МиГ-29К или Су-33 (Су-27К). Разработчиками этих самолетов выступали давние и традиционные конкуренты - "МиГ" и "Сухой". Они в борьбе за выгодный контракт на палубную авиацию (около 700 млн. долл.) использовали все средства - цивилизованные и не очень - от прямого давления на Минобороны, "Росвооружение", представителей ВМФ Индии до жесткого лоббирования своих интересов в правительстве, Совете безопасности и других властных структурах РФ. В результате это только усложнило переговоры и затянуло подписание контракта.
Но уже в январе 1998 г. представители ВМС Индии склонились к размещению на "Горшкове" корабельных истребителей МиГ-29К и возможности приема СВВП "Си Харриер". Одной из причин переоборудования тяжелого авианесущего крейсера под использование самолетов горизонтального взлета МиГ-29К являются климатические условия в районе Индийского океана. Как показали испытания, проведенные здесь в 1980-е гг. на ТАВКР аналогичного проекта "Новороссийск", использование самолетов вертикального взлета в регионе невозможно в силу высокой температуры и чрезмерной влажности воздуха.
Следующий шаг был сделан в конце марта 1999 г., когда в Индии с официальным визитом находился российский министр обороны Игорь Сергеев. Тогда удалось достигнуть договоренности о передаче индийским ВМС для боевого использования "Адмирала Горшкова".
В 1999 г. начались технические переговоры (техническая проработка будущего контракта). Индийскую делегацию возглавлял адмирал Арун Прокаш (в настоящее время начальник штаба ВМС Индии). Он заявил главкому ВМФ РФ Владимиру Куроедову, что если бы российская сторона предложила для передачи ВМС Индии ТАВКР типа "Адмирал Кузнецов", то в Дели согласились бы с базированием на нем истребителей Су-27К (Су-33). В случае же с "Адмиралом Горшковым" более предпочтителен многоцелевой самолет типа МиГ-29К.
Когда стало известно, что модернизировать корабль будет российский ОПК и за это индийская сторона готова заплатить большие суммы в долларовом исчислении, в конкурентную борьбу вступили руководители Санкт-Петербурга и Северодвинска. Тогдашний питерский губернатор Владимир Яковлев настаивал на том, чтобы работы проводились на Балтийском заводе, обладающем опытом строительства крупных надводных кораблей (здесь были построены атомные ракетные крейсера проекта 1144). К тому же это могло сэкономить средства на перевозку в Северодвинск огромного количества оборудования, комплектующих и материалов, необходимых для ремонта. Но в результате многих перипетий, борьбы в московских кабинетах северодвинцы победили, и контракт достался ПО "Севмаш". Это позволит загрузить работой до 3000 специалистов-кораблестроителей.
Тем временем в ходе официального визита в Индию президента РФ Владимира Путина в октябре 2000 г. был подписан новый широкомасштабный оборонный контракт между двумя странами. В Дели в очередной раз была решена судьба и авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Как сообщили индийские военные источники, контракт предусматривает закупку у России для индийских ВМС 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Как ранее заявил возглавлявший в ту пору штаб индийских ВМС Сушил Кумар, в будущем республика намерена закупить у России дополнительно 20 палубных истребителей МиГ-29К, которые будут базироваться на новом индийском авианосце.
В ходе визита президента России было подписано межправительственное соглашение о передаче Индии тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" в дар с последующим ремонтом и переоборудованием. Специалисты ВМС неоднократно детально знакомились с состоянием этого корабля, который в середине 1990-х гг. был выведен из состава ВМФ России. По условиям соглашения с РФ индийская сторона будет финансировать ремонт и модернизацию крейсера на российских предприятиях, а также купит до 50 палубных истребителей МиГ-29К. Все это обойдется Индии в сумму несколько миллиардов долларов.
Реальная работа с ВМС Индии по деталям контракта по переоборудованию "Адмирала Горшкова" проводилась с февраля 2002 г., стоимостная составляющая была определена в июле 2002 г., последние консультации и согласование документа выполнены в декабре 2003 г.
20 января 2004 г. в ходе официального визита в Индию министра обороны РФ Сергея Иванова был подписан контракт ФГУП "Рособоронэкспорт" с индийской стороной о ремонте и переоборудовании ТАВКР "Адмирал Горшков" в авианосец для их ВМС. В пакет подписанных документов входит до 20 отдельных контрактов. В итоговом договоре учтены не только условия передачи крейсера, но также оговорены детали, касающиеся полного переоборудования "Адмирала Горшкова" и поставок запасных частей и агрегатов, необходимого оборудования для эксплуатации. По договору с индийской стороной предусматриваются ремонт корабля, его модернизация и переоборудование по проекту 11430, подготовка экипажа, создание береговой инфраструктуры и другое. Модернизации и доработке подлежит около 70% оборудования, конструкции и вооружения корабля.
По соглашению корабль будет переоборудован под использование самолетов горизонтального взлета МиГ-29К. Поставка авиагруппы из истребителей МиГ-29К осуществляется по отдельному соглашению с РСК "МиГ". Индия приобретает до 28 истребителей МиГ-29К (в том числе несколько в учебно-боевом варианте) на общую стоимость 600-670 млн. долл. Вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 были закуплены ВМС Индии по другим соглашениям, и они также могут базироваться на "Адмирале Горшкове". В авиационную группу корабля войдут также противолодочные вертолеты Ка-28. Вся авиагруппа может оцениваться в 800 млн. долл.
Фактически сразу с момента подписания контракта начались работы в цехах ПО "Севмаш" (генеральный директор В.П. Пастухов). Были созданы новые участки для ремонта оборудования крейсера, изготовлена оснастка, подготовлены складские помещения, разработана необходимая документация. Все это позволило незамедлительно приступить к первому этапу выполнения контракта. ПО "Севмаш" заключило договоры с проектными организациями: Невским ПКБ, 51-м институтом ВМФ, Санкт-Петербургским технологическим институтом.
Специально для координирования проекта на "Севмаше" открыто представительство государственной компании "Рособоронэкспорт". Сегодня ПО "Севмаш" уже выполнило первые три этапа работ по проекту 11430 (ответственный сдатчик И.Э. Леонов), пока все идет по намеченному графику. Но еще остается большой объем работ. И если они будут выполнены без срывов, то завершатся в 2008 г. и авианосец должен уйти в Индию в намеченные сроки на место постоянного базирования.
ПРОЕКТ 11434
В 1975-1982 гг. было построено три первых отечественных авианосца "Киев", "Минск" и "Новороссийск" по проектам 1143 и 11433. Они мало отличались друг от друга. Во время выполнения этой программы в конце 1970-х гг. было решено строить четвертый авианесущий крейсер с усиленным вооружением по проекту 1143А (впоследствии он получил проектный №11434). Первоначально на корабле даже намеревались разместить крылатые ракеты "Гранит" нового поколения и ЗРК С-300Ф коллективной обороны, другие образцы перспективного вооружения.
Технический проект 11434 тяжелого авианесущего крейсера разработан Невским ПКБ (главный конструктор корабля и начальник бюро В.Ф. Аникиев) в 1-м квартале 1978 г. Изначально он должен был нести 36 летательных аппаратов, в том числе 12 сверхзвуковых истребителей вертикального взлета и посадки Як-41 (впоследствии они переименовывались в Як-41М и Як-141), 12 легких штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, восемь вертолетов Ка-252ПЛ (после принятия на вооружение получили обозначение Ка-27) и четыре вертолета Ка-252РЛД (сегодня - Ка-31). В целях обеспечения группового взлета 12 истребителей типа Як-41М за время не более восьми минут предусматривалось оборудовать три взлетно-посадочных площадки с газоотводящими устройствами. Так как к моменту ввода в строй корабля истребители Як-41М не были приняты на вооружение, он нес только штурмовики Як-38М. Летно-конструкторские испытания Як-41М провели на крейсере лишь осенью 1991 г.
По конструкции корпуса практически он близок к ранее построенным кораблям проектов 1143 и 11433. При сохранении главных размерений предшественников на новом корабле внедрена конструктивная бронированная защита ангара и погребов боезапаса (ее общая масса составляет примерно 1700 т), изменены обводы кормовой оконечности корпуса с целью исключить гидравлические удары на попутном волнении в штормовых условиях. Кроме того, для повышения безопасности взлетно-посадочных операций изменили форму надстройки и конструктивное оформление кромок верхней палубы для уменьшения на них вихреобразований, а за счет сокращения размеров надстройки на полетной палубе дополнительно оборудовали три технических позиции для ускорения предполетной подготовки самолетов и вертолетов. Размеры полетной палубы 233х31 м. Площадь полетной палубы 14 700 кв. м.
Во время строительства ТАВКР проекта 11434 получил наименование "Баку", в дальнейшем он был переименован в "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Тяжелый авианесущий крейсер был предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации в районах боевых действий, способен бороться с воздушным и подводным противником.
После корректировки технического проекта 11434 планировалось на корабле иметь авиагруппу в составе: 14 истребителей Як-41М, 8 штурмовиков Як-38, 10 противолодочных вертолетов Ка-27, 2 поисково-спасательных вертолетов Ка-27ПС и 4 вертолетов РЛД Ка-252РЛД (Ка-31). Реально в составе авиапарка крейсера было 16 самолетов Як-38М, 16 вертолетов типа Ка-27 и 3 вертолета Ка-25Ц. Ракетное вооружение включало 12 пусковых установок комплекса "Базальт", 24 пусковые установки зенитного ракетного комплекса "Кинжал" с боезапасом на 192 ЗУР. На корабле имелись также 100-мм артиллерийские установки АК-100, 30-мм артсистемы АК-630 и противолодочные ракетно-бомбовые установки "Удав-1".
В корпусе корабля "Адмирал Горшков" находится свыше 2500 помещений, более 350 кают, около 130 кубриков, 6 столовых и до 6000 м коридоров. Экипаж корабля 1610 человек, состав авиагруппы 430 человек, на крейсере предусмотрены места для размещения штаба флагмана численностью 50 человек.
На проекте 11434 был заметно изменен состав радиоэлектронного вооружения. Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) "Аллея-434" ("Лесоруб"). Впервые в отечественном ВМФ его оснастили РЛС "Марс-Пассат" с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, в дополнение к ней РЛС "Фрегат-М". Ближнюю навигацию, привод и заход на посадку обеспечивала радиотехническая система "Резистор-К4", до этого на ТАВКР проектов 1143 и 11433 была установлена система "Привод-СВ". Для наведения истребителей был установлен автоматизированный пункт "Газон".
"Адмирал Горшков" был включен в боевой состав Северного флота только в 1987 г., но практически не выходил в море, простояв все эти годы на рейде и у стенки судоремонтного завода - во многом из-за отсутствия предназначенных для него сверхзвуковых истребителей вертикального взлета и посадки Як-141.
Все же в сентябре 1991 г. на ТАВКР состоялись первые посадки опытных самолетов Як-141. Но далеко не все шло гладко, при посадке 5 октября 1991 г. при ударе о палубу один самолет загорелся, пилот благополучно катапультировался. В феврале 1992 г. из-за плохого технического состояния главных механизмов, в том числе котельных трубок и паропроводов, корабль вывели из состава сил постоянной готовности и поставили на ремонт в пос. Росляково, где он находился до середины 1998 г. Летом 1999 г. ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" отбуксировали в Северодвинск для проведения среднего ремонта и модернизации.