Fakir>> Fakir>> Оказывается, там всё не так просто. Как ни парадоксально, но в точке полного торможения тепловые потоки меньше, чем "по бокам" конуса! Причём ощутимо так меньше, может быть меньше почти в два раза.
Streamflow>>> Когда радиационный нагрев превалирует над конвективным? Почему бы и нет?
Fakir>> Да нет, похоже, что не только в этом случае.
Streamflow>> Ну, дык тривиальный переход погранслоя. Или локальный отрыв сам по себе. Или из-за энтропийного слоя
Fakir> А поподробнее развернуть?
Когда применима модель сплошной среды, вязкость проявляется только в тонком слое, прилегающем к твёрдой поверхности, и называемом пограничным. Вне его поток можно считать невязким. Среди параметров, определяющих течение в пограничном слое, важнейшим является безразмерное число Рейнольдса Re - отношение сил инерции к силам вязкости: Re = ro*v*L/mju, ro - плотность, v - скорость потока (или тела), L - характерный размер (длина пограничного слоя до рассматриваемой точки), mju - динамический коэффициент вязкости. В зависимости от числа Рейнольдса и других параметров, например, естественной турбулентности набегающего потока, пограничный слой может быть либо ламинарным (со слоистым течением), либо турбулентным (с хаотическим перемешиванием слоёв). В последнем случае силы трения на поверхности и тепловые потоки при прочих равных условиях значительно возрастают по сравнение с первым. Переход происходит по достижению некоторого критического числа Рейнольдса. То есть, на гладкой поверхности сначала пограничный слой всегда ламинарный, а затем он может перейти (и, обычно, в практически интересных случаях это и происходит) в турбулентный со скачкообразным ростом в несколько раз сил трения и тепловых потоков. Это я и имел в виду, как возможную причину в первом варианте.
Далее, в зависимости от от режима течения внешнего "невязкого" потока пограничный слой может полностью затормозиться не только на самой твёрдой поверхности, но и во всём прилегающем объёме. Сплошная среда в зоне торможения становится чем-то вроде нашлёпки на твёрдой поверхности, и всё прежнее течение разрушается на вновь возникшем препятствии, вызывая, в том числе, и резкие пики тепловых потоков в зоне отрыва. Отрыв, в частности может произойти при попадании скачков уплотнения на пограничный слой. Это - второй упомянутый выше вариант.
При сверх- и гиперзвуковом обтекании тел, в потоке, как известно, возникают скачки уплотнения (в системе координат, связанной с телом) или, иными словами, ударные волны (в системе координат, связанной со средой). Чем сильнее скачок уплотнения (чем больше его интенсивность, то есть перепад параметров потока на нём, в первую очередь перепад давления), тем больше рост энтропии в газе за ним. Если на гиперзвуке обтекается тело с небольшим радиусом затупления в носке, типа затупленного конуса, то в окрестности носка в одной точке скачок будет прямым, в зоне порядка радиуса затупления - близким к прямому, а далее скачок быстро стремится к косому с углом наклона, близкому к углу полураствора конуса, то есть многократно, а, может быть, даже и на порядки, ослабевает. Энтропия потока поперёк линий тока пограничного слоя резко резко падает от стенки до более удалённых от неё зон пограничного слоя. Это означает, что в слое, который, обычно, много тоньше самого пограничного слоя, от стенки наружу резко растёт плотность потока от значений много меньших, чем во внешнем потоке, также резко уменьшается температура. Этот подслой называется энтропийным слоем, он существует в гиперзвуковых потоках при обтекании тел, имеющих резкие изменения кривизны. Энтропийный слой влияет на внешний для него слой пограничный и может вызывать преждевременные с точки зрения классического погранслоя переходы и/или отрывы. Детали я сейчас уже и не упомню. Это - третий упомянутый выше вариант.
Fakir> Fakir>> Т.е. именно по конусу - это я приводил разницу для Пионер-Венусов, но пишут, что у ВА ТКС по аналогичным соображениям подбирали расположение люка в заднице: чтобы был как можно ближе к точке полного торможения.
Streamflow>> Ну, дык, чтобы не спровоцировать ранний переход или отрыв на неровностях стыка.
Fakir> Опять-таки - а поподробнее?
Fakir> Как положение люка скажется на всём этом, а всё это, в свою очередь - на теплопотоках?
Fakir> Вот фото днища ВА ТКС (нелетавшего):
Да, кто его знает, как?
На таком теле энтропийного слоя быть не должно. Пограничный слой растёт от точки торможения. Вначале он должен быть ламинарным, затем, на гладкой поверхности, где-то может перейти в турбулентный, что приведёт к резкому росту тепловых потоков. Если же есть неровности, он на них и турбулизуется. На таком кольце это обязательно произойдёт, да ещё должны быть, как мне кажется, как минимум, локальные отрывы. Я не ожидал увидеть там что-то подобное
А, если бы по краю люка был бы аккуратный шов (неглубокая выемка без острых граней), то может быть, при относительно малых числах Рейнольдса шов бы и не повлиял существенно на течение в пограничном слое. А, если бы люк с аккуратным швом был бы сдвинут куда-то в бок, то, по крайней мере, с одного края это шов находился бы в слое с бОльшими числами Рейнольдса, и мог бы спровоцировать переход или отрыв.
Без знания о параметрах потока и условиях на поверхности, а также большого желания и затрат времени, сообщить что-то количественное обо всём этом, видимо, нельзя.