[image]

Спуск с орбиты и теплозащита КА

траектории спуска, влияние АК, абляционная теплозащита, плитка и всё-всё-всё
 
1 10 11 12 13 14 20

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Джентльмены, ну вы ж аккуратнее - собственно к теме топика относятся только те главы, ссылки на которые сразу дал vfcrf.

А в той библиотеке в целом непосредственно спуску и теплозащите посвящено немного литературы - я пока нашёл только главу в книжке Сихарулидзе "Баллистика летательных аппаратов" (1982):
Глава 6. Вход в атмосферу и посадка

и еще немного есть в главе 3 - "Баллистика головной части":

тут именно про боеголовки.


А вот книг, посвящённых именно и только спуску и тепловым проблемам - там не нашёл.
В природе-то их много - например есть вот такая книжка, У.Лох, "Динамики и термодинамика спуска в атмосферах планет", но в инете не представлена.

   
+
-
edit
 

privalov

новичок

vfcrf> Вот встретилось в сети.Может кому надо?Расчет теплообмена на поверхности СА.
vfcrf> http://www.mai.ru/colleges/war/ballist/books/fly_basics/part18.pdf
vfcrf> Спуск КА на поверхность Земли и планет.
vfcrf> http://www.mai.ru/colleges/war/ballist/books/fly_basics/part17.pdf

Огромнейшее спасибо! Давно искал.

Вот теперь читаю и поражаюсь, до какого маразма способен дойти человек, если ему нечего делать.

Дело в том, что я знал все эти формулы. Я просто хотел проверить, правильно ли я их понял (оказалось правильно). Для рассчетов спуска КА требуются три ЭЛЕМЕНТАРНЕЙШИХ фомулы по две-три буквочки в каждой: закон всемирного тяготения, барометрическая фомула и формула лобового сопротивления (drag equation). ВСЁ!

Вот эти вот элементарные формулы автор умудрился записать в виде НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ СТРАНИЦ систем дифференциальных уравнений. Если все уравнения переписывать для неинерциальной сферической вращающейся системы отсчета, то можно еще и не так запутать вопрос.

Мне кажется, автору сего талмудного труда нужно просто обратится к психиатору.
   
04.05.2008 06:39, Полл: -1: Разница между форумным "знатоком" и инженером понимается сразу.
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Fakir> Джентльмены, ну вы ж аккуратнее...

Я в курсе, что, например, Черток, имеющийся в этой библиотеке, отношения к теме топика не имеет, но читать его не только интерсно, но и полезно для расширения кругозора ;)
Такая ссылка в теме была?

Оси мира

Бифштекс с кровью по-трансильвански Прототипом всемирно известного литературного кровопийцы Дракулы стал Дракула реальный. В Трансильвании, издавна принадлежавшей венгерской короне и только в 1920 году отошедшей к Румынии, в XV веке действительно жил такой князь Влад Дракул по прозвищу Цепеш. Отец его,выходец с юга, правил территорией, которую частично занимает нынешняя Молдова, — Валахией, а перебравшись на север, вступил в благородный трансильванский Орден Дракона и принял имя Драку. Сына, унаследовавшего не только титул, владения и замки, но и фамилию, народ стал называть Владом Дракулом или сыном Драку. // Дальше — space.org.ru
 
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Alexandrc> Такая ссылка в теме была?
Alexandrc> Оси мира

Ну тогда уж иначе ссылку давать:

Оси мира

Бифштекс с кровью по-трансильвански Прототипом всемирно известного литературного кровопийцы Дракулы стал Дракула реальный. В Трансильвании, издавна принадлежавшей венгерской короне и только в 1920 году отошедшей к Румынии, в XV веке действительно жил такой князь Влад Дракул по прозвищу Цепеш. Отец его,выходец с юга, правил территорией, которую частично занимает нынешняя Молдова, — Валахией, а перебравшись на север, вступил в благородный трансильванский Орден Дракона и принял имя Драку. Сына, унаследовавшего не только титул, владения и замки, но и фамилию, народ стал называть Владом Дракулом или сыном Драку. // Дальше — space.org.ru
 

и см. в самом низу страницы.
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
privalov> Вот теперь читаю и поражаюсь, до какого маразма способен дойти человек, если ему нечего делать.
privalov> Дело в том, что я знал все эти формулы. Я просто хотел проверить, правильно ли я их понял (оказалось правильно). Для рассчетов спуска КА требуются три ЭЛЕМЕНТАРНЕЙШИХ фомулы по две-три буквочки в каждой: закон всемирного тяготения, барометрическая фомула и формула лобового сопротивления (drag equation). ВСЁ!
privalov> Вот эти вот элементарные формулы автор умудрился записать в виде НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ СТРАНИЦ систем дифференциальных уравнений. Если все уравнения переписывать для неинерциальной сферической вращающейся системы отсчета, то можно еще и не так запутать вопрос.
privalov> Мне кажется, автору сего талмудного труда нужно просто обратится к психиатору.

Угу-угу. А вся механика, по сути, содержится в четырёх законах Ньютона, совершенно простейших - остаётся только поражаться, чем занимались двести лет все эти придурки Эйлеры, Лагранжи, Гамильтоны, и прочие Ковалевские.
К психиатру явно надо некоторым читателям с нарушениями когнитивных функций.
   
+
-
edit
 

privalov

новичок

Fakir> Угу-угу. А вся механика, по сути, содержится в четырёх законах Ньютона, совершенно простейших -
Fakir> остаётся только поражаться, чем занимались двести лет все эти придурки Эйлеры, Лагранжи, Гамильтоны,
Fakir> и прочие Ковалевские.

Наличие в природе осмысленных формул еще не доказывает отсутствие бессмыссленных.

А вы, пардон, сами сей труд читали? Вы его поняли? Вам очень легко говорить после того, как я те три формулы, которые в нем зашифрованы, назвал открытым текстом. А если бы вы пытались сей текст без подсказок прочесть? Вот тогда вы бы, может, и матом бы сказали, а я - человек вежливый. Вот прочтите и тогда оцените мою выдержанность и политкорректность.

Я говорил про "part17.pdf", а "part18.pdf" пока не читал. Слабо расшифровать? Конкретная задача: железный шар диаметром d со скоростью v падает на Землю под углом a. Слабо сказать максимальную температуру на поверхности? Или хотя бы рассказать, как это считать?
   

hcube

старожил
★★
Ну, с шаром-то относительно просто. Сначала считаем по атмосфере и начальной скорости профиль торможения - т.е. V(t). Потом считаем из давления и температуры ударной волны тепловой поток. Потом - теплопередачу внутри шара, впрочем последнюю часть можно опустить для простоты, считая шар идеальным тепловым проводником.
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
privalov> А вы, пардон, сами сей труд читали? Вы его поняли?

Конкретно этот - пролистывал, бо до того читал аналогичные. А что? Вам что-то непонятно? Объяснить? :)

privalov> Вам очень легко говорить после того, как я те три формулы, которые в нем зашифрованы, назвал открытым текстом.

А из букваря или таблицы умножения вы ничего не хотите пересказать открытым текстом? :F
Не стесняйтесь! :lol:

Для тепловых расчётов, кстати, базовых формул побольше и похитрее, но пока оставим за скобками.

Но в любом случае - вы чё, хотите каждый раз плясать от печки при расчёте? Причём не аналитически, а так, "ступенчато"?
А как, стесняюсь спросить, всякие там оптимизации будете проводить? И т.д.

privalov> А если бы вы пытались сей текст без подсказок прочесть? Вот тогда вы бы, может, и матом бы сказали, а я - человек вежливый. Вот прочтите и тогда оцените мою выдержанность и политкорректность.

Гы :)
Я такого рода текстов достаточно прочитал, и как-то без ваших подсказок обходился покамест :F
Все уравнения хитрые - они, поверьте, вовсе не оттого берутся, что автор чего-то несвежего поел.

Для того, чтобы ПОНЯТЬ СУТЬ явления, или сделать простейшую грубую оценку - может быть вполне достаточно и базовых принципов; а вот чтобы сделать ТОЧНЫЙ РАСЧЁТ, с точностью до процентов, чтобы провести оптимизацию - тут уже "на пальцах", из простых формулок, увы, ничего не сделаешь - приходится разводить большую и высокую математику. Так вот паскудно наш мир устроен...

privalov> Я говорил про "part17.pdf", а "part18.pdf" пока не читал. Слабо расшифровать? Конкретная задача: железный шар диаметром d со скоростью v падает на Землю под углом a. Слабо сказать максимальную температуру на поверхности?

Да вы бы хоть задачу формулировали толково :)
"Температура поверхности", или же "газа вблизи поверхности", и т.п.

privalov> Или хотя бы рассказать, как это считать?

Вперёд - гуглите про метеориты, например :) Мне пересказывать лениво :)
Не говоря о том, что хороший точный расчёт - он по трём формулкам никак не получится. Диссипации там всякие...
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
hcube> Ну, с шаром-то относительно просто. Сначала считаем по атмосфере и начальной скорости профиль торможения - т.е. V(t).

Угу.

hcube> Потом считаем из давления и температуры ударной волны тепловой поток.

Он считается НЕ ТОЛЬКО из давления (плотности) и температуры. Ну говорилось же уже N раз - надо знать скорость потока вблизи поверхности, ламинарный там погранслой или турбулентный, и т.д. и т.п.

hcube> Потом - теплопередачу внутри шара, впрочем последнюю часть можно опустить для простоты, считая шар идеальным тепловым проводником.

Сильно задвинуто, внушает (с) :F
А учитывая то, что железяка станет плавиться куда раньше, чем абляционное покрытие... короче, задачка становится нетривиальной :)
   
RU Дмитрий В. #12.05.2008 17:31
+
-
edit
 

Дмитрий В.

опытный

Карочи! Чтобы боле-мене точно посчитать, надо составить замкнутую систему дифуравнений движения, обтекания и теплопередачи (две последние группы - в частных производных, которые решаются одним из конечно-разностных методов или МКЭ)! :-) В общем, на пальцах не посчитаешь! ;-)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну зачем же обязательно численно - кой-где и аналитически можно :)
Тот же тов. У.Лох, например, практически всю книжку этим занимается :) И не только он.

Потому как аналитическое решение - даже полученное за счёт каких-то упрощений - всегда способно дать больше ценной информации, нежели просто численное.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Слева - фотки хреновины, которую европейцы вроде как испытывали на Арианах, в баллистическом, что ли, пуске.
   

OlM

втянувшийся

C этим ARD вроде все ясно, но что вот это за "байда"? :)

An artist's impression: Europe's new small launcher Vega, scheduled for launch in 2007, could be used to launch a reentry technology demonstrator
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
OlM> C этим ARD вроде все ясно, но что вот это за "байда"? :)

Дык а источничек-то - иде? ;)

Байда как байда, нормальная такая байда, а-ля несущий корпус, АК где-нибудь 0,7-0,9, поди...
Щитки эти тормозные, конечно, некоторые вопросы вызывают...


P.S. au, твоя лаконичность несколько удивляет %) ;)
   

OlM

втянувшийся

Вестимо иде:

ESA - Launcher Technology - Reentry technologies

Atmospheric reentry is a cornerstone for a wide range of applications in future space transportation, including next-generation launchers, planetary exploration, sample-return missions, space planes and crew and cargo transportation.

// www.esa.int
 


Вопрос - зачем этот несущий корпус на Веге?
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В смысле - зачем?

Аглицким же языком написано :)

Re-entry technologies

New technologies are needed to develop systems capable of re-entering the Earth’s atmosphere once their mission is completed. One of the expected benefits of using reusable launchers will be a reduction in the cost of launching satellites.

Before a reuseable launcher can be produced the key technologies needed will have to be validated both on the ground and in flight.

Thermal protection systems and hot load-carrying structures

These are needed to shield the stage from the hot flow during re-entry. The technology required will include the development of:
  • reusable ceramic matrix composite thermal protection systems
  • metallic thermal protection system
  • metallic hot structures (oxide dispersion strengthened metallic rudder, metallic control surface)
  • ceramic matrix composite hot structures (nose cap, leading edge, elevon or a body flap)
  •  


    Ребята тоже хотят "Байкал" делать :)
       

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Интересно, что теплопотоки - как конвективные, так и радиационные - достигают максимума вовсе не обязательно в критической точке.
    Например, у аполлоподобной капсулы при спуске с качеством максимумы теплопотоков сдвинуты к передней кромке от критической точки, и превышают значения в критточке процентов на 5-10.
       

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    К вопросу об аэродинамических иглах и "выдуве струи вперёд".

    Попались (в литературе 60-х) упоминания о струях и выдвижении сгорающих игл - но в контексте применения для СА, входящих в атмосферу со скоростями выше второй космической, т.е. для конусов - а поскольку конусы, обгорая, затупляются (что при таких скоростях невыгодно, растут тепловые нагрузки), то и предлагались такие вот экзотические методы "сохранения конусности".
       

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Вести с полей техасщины

    Heat shield threatens NASA's Orion target mass

    NASA's Orion crew exploration vehicle's (CEV) struggle with its mass could become worse if the US agency's research confirms a need to increase the spacecraft's...

    // www.flightglobal.com
     

    Boeing Completes Prototype Heat Shield For NASA Orion Spacecraft


    Boeing has delivered a prototype ablative heatshield for NASA's Orion crew exploration vehicle. Designed to protect the capsule during high-speed re-entry after a lunar direct return, the 5m (16.4ft)-diameter heatshield is fabricated from phenolic impregnated carbon ablator, produced by Maine-based Fiber Materials.
     


    Боинг сделал прототип абляционного теплозащитного щита для "Ориона", эта штука диаметром 5 метров - самый большой на сегодняшний день абляционный щит.


    Boeing's baseline TPS is fabricated from Phenolic Impregnated Carbon Ablator (PICA) material. Fiber Materials Inc., of Biddeford, Maine, produces the material under a contract to Boeing. PICA is being considered for Orion's heat shield due to its proven performance on NASA's Stardust spacecraft heat shield.
     


    Абляционный материал - PICA, сравнительно новый.
    Интересно, почему был выбран именно он (помимо обкатанности на Стардасте - само по себе это не очень тянет на вескую причину, учитывая разницу в условиях торможения Стардаста и Ориона). Возможно, по той причине, что он один из немногих, ныне производящихся (после 70-х гг производство некоторых материалов прекращено и они более недоступны, хотя для некоторых задач и наиболее удобны - американские абляционщик по этому поводу плачутся).

    The Boeing TPS MDU consists of an integrated concept made up of multiple PICA components. Each piece is significantly larger than typical space shuttle tiles, greatly reducing parts count and complexity.
     


    Щит собирается из отдельных элементов абляционной ТЗП (в отличие от "Союзов" и "Аполлонов"), как и, скажем, на "Гюйгенсе" (см. предыдущую страницу), только элементы крупнее и поэтому их меньше.

    http://www.flightglobal.com/assets/getasset.aspx?ItemID=20389


    Однако пассаж про то, что, дескать, элементы щита "Ориона" много больше, чем шаттловские плитки, и это такой из себя классный и удешевляющий зер гут - просто умиляет наповал. Не то у Боинга в пресс-службе сидят кретины, которые пишут для кретинов, не то им воленс-ноленс приходится делать вид, что у собаки была чесотка...


    Однако уже обнаружились и проблемы...

    NASA's Orion crew exploration vehicle's (CEV) struggle with its mass could become worse if the US agency's research confirms a need to increase the spacecraft's heat shield size by 20%.
     


    Опасаются, что массу ТЗП придётся увеличить на 20%.
    Причина - видимо, в большем, нежели ожидали первоначально (почему?!) теплопотоке к поверхности:

    Ablative TPS materials have a surface roughness that induces airflow turbulence as they ablate and this increases heating on re-entry.

    "Preliminary estimates show that if this 30-40% [turbulence] heating augmentation heating is applied to the aerothermodynamic database the heat shield mass may increase up to 20%," says an internal NASA report obtained by Flightglobal.
     


    Этого я вообще решительно не понимаю.
    О влиянии турбулетного погранслоя на теплопередачу к поверхности известно как минимум в 60-х гг, во время "Аполло" наверняка и на этом вопросе они основательно потоптались. Сейчас - вроде как ровно никакой принципиальной разницы, те же скорости входа, та же геометрия, но вот тебе - такая неожиданность. Откуда?!

    Гадаю - то ли дело в этом сравнительно новом материале, PICA, который пока испытывался на Стардасте с его специфическими условиями, и, возможно, из-за другой геометрии его щита, большей скорости входа, несколько другого механизма "обгорания" турбулентность погранслоя, "индуцированная" собственно материалом, не проявлялась, или не было данных, позволяющих предположить, что она будет индуцироваться и в орионовских условиях?

    Или же в Аполло по турбулентности погранслоя потоптались недостаточно, сделали щит с многократным запасом (на наших СА так, собственно, было и есть), и проблема турбулентности погранслоя была "поглощена" этим запасом прочности, а теперь решили сделать почти впритык, типа вычислительные мощности и прогресс науки, но чего-то недоучли?
       

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Картинка почему-то не отобразилась - приаттачу на всякий случай:
    Прикреплённые файлы:
     
       
    +
    -
    edit
     

    Mathieus

    втянувшийся

    Fakir> Этого я вообще решительно не понимаю.
    При расчете ТЗП до сих есть 3 трудномоделируемые и даже в чем-то непознаваемые проблемы - переход и шероховатость - и обе они упираются в незнание фактических характеристик поверхности материала во время абляции. Если переход от ламинарного режима к турбулентному еще можно как-то смоделировать, то усиление теплообмена за счет шероховатости до сих пор определяется только экспериментально. Жгут модель, смотрят сколько унеслось и тупо вводят поправочный коэффициент в районе 1.5-2, чтоб хоть как-то походило на правду. И так где летными данными, где экспериментальной отработкой получают более менее вменяемую статистику. Причем стоит даже немного поменять технологию изготовления ТЗМ и характеристики могут измениться капитально. Возможно "орионовцы" попали именно в такую ситуацию. А может просто недооценили уровни турбулентных потоков на лбу или на боку - на этой 5-метровой дуре переход начнется раньше, чем на маленькой капсуле Стардаста (Re больше), все нюансы могли и не просчитать.
       
    +
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Mathieus> При расчете ТЗП до сих есть 3 трудномоделируемые и даже в чем-то непознаваемые проблемы - переход и шероховатость - и обе они упираются в незнание фактических характеристик поверхности материала во время абляции. Если переход от ламинарного режима к турбулентному еще можно как-то смоделировать, то усиление теплообмена за счет шероховатости до сих пор определяется только экспериментально.

    Ну то есть, по твоему мнению, дело именно в неизвестных параметрах шероховатости нового материал - я правильно понял?

    Кстати, а какую литературку можно глянуть по данному поводу? Какого порядка там различия в зависимости от качества поверхности?

    Mathieus> А может просто недооценили уровни турбулентных потоков на лбу или на боку

    Вообще странновато, ИМХО... учитывая объёмы экспериментальных данных по Аполлонам - как лётных, так и стендовых - и непринципиальные отличия Ориона от Аполлон в плане конфигурации и параметров входа СА... Я где-то сильно вру?

    Mathieus> - на этой 5-метровой дуре переход начнется раньше, чем на маленькой капсуле Стардаста (Re больше), все нюансы могли и не просчитать.

    Не, ну Стардаст - он совсем другой, там другая форма щита, другие скорости входа, другой характер обтекания... Даже не в размерах дело, ИМХО.
    Неудивительно, если там абляционный материал вёл себя несколько иначе, чем в случае "Ориона".
       

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Немного о материале для ТЗП "Ориона".

    PICA

    Phenolic Impregnated Carbon Ablator (PICA) was developed by NASA Ames Research Center and was the primary TPS material for the Stardust aeroshell. Because the Stardust sample-return capsule was the fastest man-made object to reenter Earth's atmosphere (~12.4 km/sec / ~28,000 mph relative velocity at 135 km altitude), PICA was an enabling technology for the Stardust mission.
    PICA is a modern TPS material and has the advantages of low density (much lighter than carbon phenolic) coupled with efficient ablative capability at high heat flux. Stardust's heat shield (0.81 m base diameter) was manufactured from a single monolithic piece sized to withstand a nominal peak heating rate of 1200 W/cm2. PICA is a good choice for ablative applications such as high-peak-heating conditions found on sample-return missions or lunar-return missions. PICA's thermal conductivity is lower than other high-heat-flux ablative materials, such as conventional carbon phenolics.
     


    Перевод в двух словах:
    Новый материал - углеродный с фенольной пропиткой. Правда, в чём принципиальная разница с "классическим" карбон-фенольным - я не понял. Кто-то может объяснить?
    У PICA меньшая плотность по сравнению с "классикой" и, видимо, именно поэтому меньшая теплопроводность.

    Не из-за этой ли самой меньшей плотности с шероховатостью проблемы лезут?
       
    RU Dem_anywhere #24.07.2008 20:59
    +
    -
    edit
     
    Если там углеволокно - то после начаа обгорания оно получится не шероховатым, а вообще мохнатым :)
       
    1 10 11 12 13 14 20

    в начало страницы | новое
     
    Поиск
    Настройки
    Твиттер сайта
    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru