Вести с полей техасщины
NASA's Orion crew exploration vehicle's (CEV) struggle with its mass could become worse if the US agency's research confirms a need to increase the spacecraft's...
//
www.flightglobal.com
Boeing Completes Prototype Heat Shield For NASA Orion Spacecraft
Boeing has delivered a prototype ablative heatshield for NASA's Orion crew exploration vehicle. Designed to protect the capsule during high-speed re-entry after a lunar direct return, the 5m (16.4ft)-diameter heatshield is fabricated from phenolic impregnated carbon ablator, produced by Maine-based Fiber Materials.
Боинг сделал прототип абляционного теплозащитного щита для "Ориона", эта штука диаметром 5 метров - самый большой на сегодняшний день абляционный щит.
Boeing's baseline TPS is fabricated from Phenolic Impregnated Carbon Ablator (PICA) material. Fiber Materials Inc., of Biddeford, Maine, produces the material under a contract to Boeing. PICA is being considered for Orion's heat shield due to its proven performance on NASA's Stardust spacecraft heat shield.
Абляционный материал - PICA, сравнительно новый.
Интересно, почему был выбран именно он (помимо обкатанности на Стардасте - само по себе это не очень тянет на вескую причину, учитывая разницу в условиях торможения Стардаста и Ориона). Возможно, по той причине, что он один из немногих, ныне производящихся (после 70-х гг производство некоторых материалов прекращено и они более недоступны, хотя для некоторых задач и наиболее удобны - американские абляционщик по этому поводу плачутся).
The Boeing TPS MDU consists of an integrated concept made up of multiple PICA components. Each piece is significantly larger than typical space shuttle tiles, greatly reducing parts count and complexity.
Щит собирается из отдельных элементов абляционной ТЗП (в отличие от "Союзов" и "Аполлонов"), как и, скажем, на "Гюйгенсе" (см. предыдущую страницу), только элементы крупнее и поэтому их меньше.
http://www.flightglobal.com/assets/getasset.aspx?ItemID=20389
Однако пассаж про то, что, дескать, элементы щита "Ориона" много больше, чем шаттловские плитки, и это такой из себя классный и удешевляющий зер гут - просто умиляет наповал. Не то у Боинга в пресс-службе сидят кретины, которые пишут для кретинов, не то им воленс-ноленс приходится делать вид, что у собаки была чесотка...
Однако уже обнаружились и проблемы...
NASA's Orion crew exploration vehicle's (CEV) struggle with its mass could become worse if the US agency's research confirms a need to increase the spacecraft's heat shield size by 20%.
Опасаются, что массу ТЗП придётся увеличить на 20%.
Причина - видимо, в большем, нежели ожидали первоначально (почему?!) теплопотоке к поверхности:
Ablative TPS materials have a surface roughness that induces airflow turbulence as they ablate and this increases heating on re-entry.
"Preliminary estimates show that if this 30-40% [turbulence] heating augmentation heating is applied to the aerothermodynamic database the heat shield mass may increase up to 20%," says an internal NASA report obtained by Flightglobal.
Этого я вообще решительно не понимаю.
О влиянии турбулетного погранслоя на теплопередачу к поверхности известно как минимум в 60-х гг, во время "Аполло" наверняка и на этом вопросе они основательно потоптались. Сейчас - вроде как ровно никакой принципиальной разницы, те же скорости входа, та же геометрия, но вот тебе - такая неожиданность. Откуда?!
Гадаю - то ли дело в этом сравнительно новом материале, PICA, который пока испытывался на Стардасте с его специфическими условиями, и, возможно, из-за другой геометрии его щита, большей скорости входа, несколько другого механизма "обгорания" турбулентность погранслоя, "индуцированная" собственно материалом, не проявлялась, или не было данных, позволяющих предположить, что она будет индуцироваться и в орионовских условиях?
Или же в Аполло по турбулентности погранслоя потоптались недостаточно, сделали щит с многократным запасом (на наших СА так, собственно, было и есть), и проблема турбулентности погранслоя была "поглощена" этим запасом прочности, а теперь решили сделать почти впритык, типа вычислительные мощности и прогресс науки, но чего-то недоучли?