Это знаменитое сражение разобрано, что называется по косточкам. Но… все авторы дружно заявляют, что первой ошибкой командира «Адмирала графа Шпее» Ламсдорфа стало само решение вступить в бой. Они указывают, что он ринулся в атаку, приняв отряд противника за крейсер и два эсминца. Что ж, возможно Ламсдорф и сам так подумал, но было ли это ошибкой на самом деле?
Что являлось задачей карманников? Уничтожение тоннажа? Но на фоне успехов подводников все достижения надводных рейдеров Кригсмарине выглядят каплей в море. «Щеер» утопил 16 транспортов + один вспомогательный крейсер в своём единственном дальнем походе, «Шпее» имел на счету 10 судов. Даже вспомогательные крейсера немцев добились большего. Но вооружённый купец был беспомощен против настоящего военного корабля. Эпизод «Корморан» - «Сидней» вынесем за скобки – это просто курьёз, обусловленный феноменальным головотяпством, нехарактерным для королевского флота.
Очевидно, что реальную пользу карманники приносили тем, что оттягивали на себя крупные силы противника. И чем больше опасений они бы внушали, тем больше кораблей, в т.ч. капитальных они бы отвлекли из европейских вод. Стало быть, немцам следовало не просто гоняться за купцами, но и при благоприятных обстоятельствах постараться отвесить британцам чувствительную оплеуху. На мой взгляд, при Ла-Плате имел место именно такой случай и решение об атаке было совершенно правильным! Противник был вполне по зубам «Шпее» и ход боя это подтвердил. «Эксетер», единственный по-настоящему опасный противник, был быстро выведен из строя, остались два лёгких крейсера. Поразить жизненно важные центры немца они не могли, зато сами были абсолютно проницаемы для 300-килограмовых чемоданов. Вспомним , что немцы вывели из строя две башни на «Аяксе» всего одним снарядом! Ламсдорф имел все шансы разгромить противника, но видимо у него сдали нервы – ведь хотя британцы и разворотили «Шпее» надстройки, главный калибр был в полном порядке, а часто поминаемая дыра в корпусе была выше ватерлинии и при спокойном море неприятностями не грозила…
Доведи немцы бой до решительной победы и напуганному Адмиралтейству пришлось бы выслать на коммуникации куда более солидные силы, а главное линейные крейсера и это существенно улучшило бы позиции Кригсмарине в Северном и Норвежском морях. Но Ламсдорф своим шансом не воспользовался. Можно сказать также, что и приказ командования Кригмарине, запрещавший вступать в бой с военными кораблями тоже был ошибкой.
Адмирал Нимиц в своей книге предложил другой вариант действий для «Графа Шпее» - отступать, держа англичан под обстрелом кормовой башни, уповая на дальнобойность - 42,5 км. Но мне почему-то кажется, что почтенный адмирал ошибается. При тогдашних системах управления огнём вероятность попадания со сверхбольших дистанций была близка к нулю. Заметим, что в реальности немцы сделали первый залп с дистанции менее 17 км и это при прекрасной видимости! Думаю, что пассивным отступлением Ламсдорф бы точно ничего не добился, а лишь позволил противнику спокойно сосредоточить превосходящие силы…